песпективно -тематический план 2младшая группа педагога - психолога

Согласованно:
Совет МБДОУ Детский сад №1
Протокол № 5 от 17.08.2024г.

Утверждено:
Заведующая МБДОУ
Детский сад №1
_______ Н.Н. Бурмистрова
Приказ № 25 от 17.08.2024г.

Перспективно -тематический план
Групповых коррекционно – развивающих занятий с воспитанниками
2 младшей группы под руководством педагога-психолога

Пояснительная записка
Содержание программы строится на идеях развивающего обучения Д.Б.
Эльконина – В.В. Давыдова, с учетом возрастных особенностей и зон
ближайшего развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).
Рефлексивно – деятельностный подход позволяет решать задачи развития
психических функций через использование различных видов деятельности,
свойственных данному возрасту.
В своей работе мы придерживались идеи некритичного гуманного
отношения к внутреннему миру каждого ребенка (К. Роджерс).
Принцип личностно – ориентированного подхода (Г.А. Цукерман, Ш.А.
Амонашвили) предлагает выбор и построение материала исходя из
индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и
потенциальные возможности.
Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования
действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).
Цели и задачи программы
Цель: Создание условий для естественного психологического развития
ребенка.
Задачи:
1. Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир ребенка в мир
человеческих эмоций.
2. Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития
процесса общения.
3. Развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов,
саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.
4. Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки,
повышение уверенности в себе.

5. Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений,
наглядно-действенного,
наглядно-образного,
словесно-логического,
творческого и критического мышления.
6. Формирование позитивной мотивации к обучению.
7. Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти,
внимания, воображения.
Формы работы с детьми
В данном плане предусмотрена работа с детьми от 3 до 4 лет в рамках
дошкольных образовательных учреждений.
Групповые занятия:
Комплектация групп и продолжительность занятий не более 15 минут .
Возраст
Количество
детей
в Время занятия
группе
3-4 года
5-6 человек
15 минут
Построение программы для данного возрастного периода ориентировано
на удовлетворение ведущей потребности и основано на развитии ведущего
психического процесса или сферы психики.
Задания на развитие психических процессов (памяти, внимания,
воображения,
мышления),
а
также
на
развитие
волевой
и
психофизиологической сферы подобрано в соответствии с темами занятий.
Занятия проводятся в помещениях с соблюдением санитарно –
гигиенических норм и правил.
Принципы проведения занятий: Системность подачи материала;
наглядность обучения; цикличность построения занятия; доступность;
проблемность;
развивающий и воспитательный характер учебного
материала.
Каждое занятие содержит в себе следующие этапы.
Этапы:
1. Организационный этап- создание эмоционального настроя в группе;
упражнения и игры с целью привлечения внимания детей;
2. Мотивационный этап - выяснения исходного уровня знаний детей по
данной теме; сообщение темы занятия; появление персонажа;
3. Практический этап- подача новой информации на основе имеющихся
данных;
задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти,
мышления, воображения) и творческих способностей;
отработка полученных навыков на практике;
4. Рефлексивный этап- обобщение нового материала; подведение итогов
занятия.

Работа с родителями детей - участников программы:
Предусматривает привлечение родителей к созданию условий в семье,
способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков,
полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни;
просветительскую работу с родителями в форме лекций, семинаровпрактикумов и круглых столов.
Психологический курс
Содержание и наполнение курса определяется психологическими
особенностями данного возраста детей.
В трехлетнем возрасте ребенок переживает значимый для его развития и
социализации возрастной кризис. Маленький дошкольник впервые начинает
осознавать свою автономность и индивидуальность, стремится к
самостоятельности, понимает то, что может многое сделать сам, без помощи
взрослого. Яркими проявлениями «кризиса трех лет» являются: негативизм,
упрямство, строптивость.
В возрасте трех лет у детей появляется интерес к совместной игровой
деятельности, происходит переход от «игры рядом» к «игре вместе».
Активно развиваются эмоциональная и сенсорно-перцептивная сфера
ребенка.
Основным видом деятельности трехлеток становится игра.
Задачи психологического курса для детей 3-4 лет
1. Создавать условия для проявления всех видов активности ребенка.
2. Создавать условия для развития восприятия, внимания, памяти,
мышления, воображения.
3. Способствовать освоению разных способов взаимодействия со взрослым
и сверстником в игре и повседневном общении.
4. Развивать способность подчинять свои действия правилам.
5. Способствовать
проявлению
эмоциональной
отзывчивости.
Восприимчивости.
6. Развивать первые «нравственные эмоции»: хорошо _ плохо.
7. Способствовать формированию позитивной самооценки.
Возрастные особенности детей 3-4 лет
Ведущая потребность — в общении, в уважении; в признании
самостоятельности ребенка.
Ведущая деятельность — игровая.
Переход от манипулятивной игры к ролевой.
Ведущая функция — восприятие.
Особенности возраста:
1. Кризис 3-х лет. Формирование «системы Я».

2. Развитие воображения через развитие функции замещения одного
предмета другим.
3. Появление смысловой структуры сознания.
4. Ребенок добивается нового статуса, вследствие чего проявляет упрямство
и негативизм.
5. Развитие происходит через общение. С взрослым общение становится
внеситуативно-познавательным.
6. Удерживает внимание 7–8 минут.
7. Может выполнять мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение,
обобщение.
8. При новой деятельности необходимо поэтапное объяснение (делай, как
Я).
Цели и задачи для взрослых:
1. Помогать осваивать разные способы взаимодействия с взрослым и
сверстником в игре и в повседневном общении.
2. Способствовать проявлению всех видов активности ребенка.
3. Формировать первые «нравственные эмоции»: хорошо -плохо.
4. Формировать умение действовать по правилам.
5. Формировать умение сопереживать, сочувствовать. Формировать
эмоциональную отзывчивость.
6. Способствовать формированию позитивной самооценки ребенка в
процессе общения с взрослым.
Новообразования:
1. Усвоение первичных нравственных норм.
2. Самооценка.
3. Появление элементов партнерского общения.
Возрастные нормы психического развития ребенка к 4 годам
(критерии результативности)
Восприятие
Цвета
Формы
Величины
Пространства

Красный, синий, зеленый, желтый,
коричневый, черный, белый
Шар - круг, куб - квадрат,
треугольник
Большой - маленький, длинный короткий, высокий - низкий,
широкий - узкий, толстый - тонкий
Далеко - близко, высоко - низко

Эмоционального Радость, грусть, гнев
состояния

Узнавание, называние,
соотнесение
Узнавание, называние,
соотнесение
Узнавание, называние,
соотнесение
Узнавание, называние,
соотнесение
Узнавание, называние,
соотнесение

Память
Зрительная образная: объем — 4–5 предметов.
Слуховая образная: объем — 3–4 звука.
Слуховая вербальная: объем — 4 слова.
Тактильная: объем — 3–4 предмета.
Внимание
Объем — 4 предмета.
Устойчивость — 10–12 минут.
Концентрация: нахождение в рисунке контура известного предмета при
высокой плотности штриховки, контура неизвестного предмета — при
слабой штриховке.
Воображение
Репродуктивное
Раскрашивание
или
рисование
по
представлению (например, нарисуй солнышко,
раскрась елочку), лепка по заданию (например,
скатай шарик, — взрослый не показывает)
С элементами творческого
Дорисовывание, выполнение аппликаций,
составление узора ил предмета из мелких
деталей без образца (например, придумай, кто
живет в стране кружочков), лепка предметов
или
живых
существ
со
зрительной
инструкцией.
Использование в игре предметов-заместителей
Развитие интеллектуальной сферы
Анализ
Описание предмета по известным признакам.
Выполнение заданий: «найди шестое» и «логические цепочки» (по одному
или двум признакам).
Исключение на основе всех изученных обобщений.
Зрительный синтез из 3 частей без опоры на образец и из 4 частей — со
зрительной опорой или наложением на образец.
Сравнение предметов по цвету, по форме, по величине, по расположению в
пространстве, по эмоциональному состоянию на основе зрительного
восприятия.
При сравнении ребенок должен уметь самостоятельно выделять по 3
сходства и 3 отличия.
Обобщение
по цвету, форме величине, эмоциональному состоянию;
животные, игрушки, фрукты, овощи, одежда, обувь.
Выполнение операции конкретизации на основе имеющихся обобщений.
На вопрос: каких ты знаешь животных? (игрушки, фрукты и т. д.), ребенок
должен уметь самостоятельно называть 4–5 предметов (например, животные:
кошка, собака, тигр, жираф, волк).

Сериация
по цвету — 3 оттенка;
по величине — 5 предметов;
по расположению в пространстве — 3 положения;
серия последовательных картинок к известной сказке — 4 картинки.
Классификация
На основе имеющихся обобщений по одному признаку — самостоятельно.
Эмоциональная сфера
Называние, узнавание по пиктограмме эмоциональных состояний радость,
грусть, гнев.
Знание некоторых способов выражения этих эмоциональных состояний
(через рисунок, вокализацию, с помощью мимики, жестов и выразительных
движений).
Коммуникативная сфера
Умение обращаться к сверстнику и взрослому по имени, принимать
различные роли в игре, придуманной взрослым.
Волевая сфера
Принимать и удерживать 2 правила в игровой ситуации.
Психофизиологическая сфера
Умение закрашивать предметы внутри контура.
Умение нанизывать мелкие предметы (бусинки) на лесу.
Умение вылепливать из пластилина или глины мелкие и крупные предметы.
Умение изображать различные эмоциональные состояния при помощи
мимики и жестов.
Тематическое планирование психологических занятий
для детей от 3 до 4 лет
(1 занятие в неделю по 15 минут, всего 31 занятие)
Месяц

№

Сентябрь

1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4

Октябрь

Ноябрь

Темя занятия
Знакомство
Давайте дружить
Правила поведения на занятиях
Я и моя группа
Радость
Грусть
Гнев
Словарик эмоций
Осенний праздник
Восприятие цвета. Обобщение: овощи, фрукты
Восприятие формы
Восприятие величины (большой – маленький)

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Декабрь

Январь
Февраль

Март

Апрель

1
2
3
4
1
2
3
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4

Здравствуй, Зима
Диагностика
Диагностика
Новогодний праздник
Восприятие величины (широкий-узкий)
Восприятие величины (длинный-короткий)
Сказка «Сбежавшие игрушки». Обобщение: игрушки
Сказка «Теремок». Обобщение: животные
К.И.Чуковский «Федорино горе». Обобщение: посуда
Л.Ф.Воронкова «Маша растеряша». Обобщение: одежда,
обувь
Мальчики-одуванчики
Девочки-припевочки
Сказка «Три медведя». Обобщение: мебель
Сказка «Репка». Дружба, взаимопомощь
Страна Вообразилия
День смеха
Здравствуй, Весна. Обобщение: насекомые
Итоговая диагностика
Итоговая диагностика

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Методическая литература: Развивающие задания для дошкольников. 3-4 года / Н.Ю.
Куражева, А.С. Тузаева, И.А. Козлова ; под редакцией Н.Ю. Куражевой; рисунки А.Ю.
Голубева. – Санкт- Петербург; Москва : Речь, 2023. – 64с

Педагог – психолог: ______________________Сомова В.С.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.