АОП ДОУ Детский сад №1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 1
пгт Кесова Гора Тверской области

Индивидуальный
Образовательный маршрут для ребенка с
расстройствами аутистического спектра

Подготовили:
учитель – логопед
Геращенко Е.А.
воспитатель
Сомова В.С.
воспитатель
Маркелова
О.С

2023год

Образовательная программа является частью примерной образовательной
программы дошкольного образования «Детство». В детском учреждении есть дети с ЗПР,
поэтому возникла необходимость создания рабочей коррекционно-образовательной
программы по подготовке к школе детей с задержкой психического развития, на основе
программы С.Г. Шевченко «Подготовка к школе детей с задержкой психического
развития», реализуемой в ДОУ.
Программа направлена на оказание помощи ребёнку с ОВЗ в том числе и инвалидов
в освоении примерной образовательной программы дошкольного образования,
реализуемой в ДОУ.
Программа ориентирована на индивидуализацию образования и предоставление
ребёнку с ОВЗ равных стартовых возможностей для обучения в образовательном
учреждении, реализующем примерную образовательную программу дошкольного
образования.
Содержание деятельности в ходе реализации индивидуальной образовательной
программы обеспечивает:
 осуществление квалифицированной индивидуально-ориентированной, психологомедико-педагогической помощи и поддержки ребёнку с ОВЗ с учётом особенностей
его психофизического развития и индивидуальных возможностей;
 возможность освоения ребёнком- инвалидом основной образовательной Программы
дошкольного образования, реализуемой в ДОУ.

Структура индивидуальной программы:











общие сведения о ребёнке;
медико-психолого-педагогическая характеристика с заключением педагогов и
специалистов ПМПК ДОУ и (при наличии) городской ПМПК;
коррекционно-развивающий маршрут (план);
предполагаемые результаты;
возможные риски и сбои при реализации индивидуальной программы;
характеристика команды специалистов, реализующих индивидуальную коррекционнообразовательную программу;
пояснительная записка (условия и особенности организации психолого-медикопедагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ и ООП);
планирование деятельности по реализации индивидуальной программы;
промежуточные и итоговые результаты;
заключение специалистов и педагогов

Задачи:




создать условия для эффективного психолого-медико-педагогического сопровождения
«ребёнка –инвалида» в ДОУ;
проводить мониторинг динамики развития ребёнка, успешности в усвоении основной
образовательной Программы дошкольного образования, реализуемой в ДОУ, уровня
его социализации;
планировать и проводить коррекционно-развивающие мероприятия, своевременно
корректировать планы с учётом особенностей развития ребёнка, его соматического и
физического состояния, с учётом показателей медико-психолого-педагогического
обследования;





оказывать помощь ребёнку в формировании у него социального опыта взаимодействия
со сверстниками, взрослыми людьми и предметами окружающей действительности;
подготовить ребёнка к обучению в начальной школе, предупредить возможную
тяжёлую адаптацию к условиям школьной жизни;
оказать помощь родителям в воспитании и обучении «ребёнка- инвалида».

Особенности психического развития детей с РАС
Расстройства аутистического спектра (РАС), т.е. выраженные трудности коммуникации и
социального взаимодействия при ограниченных стереотипных формах поведения и
интересов, могут быть выявлены у самых разных детей: высокоинтеллектуального
ребенка с «трудным характером» и ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями
развития; ребенка с психическим заболеванием и с органическими поражениями ЦНС, с
умственной отсталостью и с СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью).
Одной из причин такой разнородности спектра является то, что биологическая
предрасположенность к РАС реализуется в результате накопления разного рода
вредностей, и первичная дефицитарность, препятствующая психическому развитию
ребенка, может иметь сложный, комплексный характер. Потому дети с РАС, имеющие
один и тот же клинический диагноз, могут значительно отличаться друг от друга не
только по выраженности аутистического расстройства, но и по характеру и тяжести
сопутствующих проблем развития.
Так дети, имеющие диагноз «Детский аутизм», или «синдром Каннера» (F84.0), могут
значительно различаться между собой по возможностям организации взаимодействия и
речевой коммуникации, могут не иметь «чувства края» и быть отягощенными страхами,
быть крайне зависимыми от сохранения постоянства в окружающем и отрешенно
игнорировать происходящие изменения. Состояние детей этих детей может клинически
расцениваться как особое нарушение психического развития, но может связываться и с
процессом
психического
заболевания.
Дети с достаточно часто встречающимся диагнозом «Атипичный аутизм» (F84.1)
группируются вместе на основании того, что признаки аутистических расстройств
проявляются у них лишь после трех лет и в более стертой, возможно неполной форме, но
и здесь различия между детьми выражены и разнородны. Этот диагноз объединяет детей с
чертами аутизма при детском психозе, с глубокой задержкой развития и умственной
отсталостью,
с
тяжелым
рецептивным
расстройством
развития
речи.
Диагноз «Синдром Аспергера» (F84.5) получают дети с РАС, с выраженными признаками
детского аутизма, оцениваемые как имеющие хорошие интеллектуальные возможности и
развитую речь (то и другое плохо используется ими в коммуникации и социальном
взаимодействии). Эта диагностическая группа тоже является достаточно разнородной.
Практически, она включает в себя помимо типичных «Аспергеров», и детей, с чертами
аутизма, чьи проблемы не столь глубоки и в большей степени связаны с нарушениями
личностного развития, как и детей с исходно «каннеровскими» формами аутизма, но
имеющих хорошую динамику развития. Последние – это, так называемые,
«высокофункциональные» дети с аутизмом, чьи трудности обучения, и коммуникации и
социального взаимодействия принципиально отличаются от проблем «Аспергеров».
Во всех этих клинических группах мы имеем дело с детьми со значительно
различающимися образовательными потребностями. Клинические диагнозы по МКБ-10
объединяют очень разных детей с РАС и сами по себе не дают достаточных оснований для
выбора образовательного маршрута ребенка, при том, что клинические данные,

несомненно, являются необходимой и важнейшей составляющей результатов его
обследования.
Чтобы понять и распознать наличие аутизма у ребенка родителям надо внимательно
следить за поведением ребенка, замечать необычные признаки, которые не свойственны
возрастной норме. Чаще всего эти признаки можно выявить у детей в возрасте до 3-х лет.
Детский аутизм рассматривается, как нарушение развития, которое затрагивает все сферы
психики ребенка: интеллектуальную, эмоциональную, чувствительность, двигательную
сферу, внимание, мышление, память, речь.
Нарушения речевого развития: в раннем возрасте можно отметить отсутствие или
слабое гуление и лепет. После года становится заметно, что ребенок не использует речь
для общения со взрослыми, не отзывается на имя, не выполняет речевые инструкции. К 2м годам у детей очень маленький словарный запас. К 3-м годам не строят фразы или
предложения. При этом дети часто стереотипно повторяют слова (часто непонятные для
окружающих) в виде эхо. У некоторых детей отмечается отсутствие развития речи. У
других же речь продолжает развиваться, но при этом все равно присутствуют нарушения
коммуникации. Дети не используют местоимения, обращения, говорят о себе в третьем
лице. В некоторых случаях отмеча ется регресс ранее приобретенных навыков речи.
Трудности в общении и отсутствие эмоционального контакта с окружающими: Такие
дети сторонятся тактильного контакта, практически полностью отсутствует и зрительный
контакт, присутствуют неадекватные мимические реакции и трудности в использовании
жестов. Дети чаще всего не улыбаются, не тянутся к родителям и сопротивляются
попыткам взять взрослым их на руки. У детей с аутизмом отсутствует способность
выражать свои эмоции, а также распознавать их у окружающих людей. Отмечается
отсутствие сопереживания другим людям. Ребенок вместе со взрослым не
сосредотачивается на одной деятельности. Дети с аутизмом не идут на контакт с другими
детьми, или избегают его, им трудно сотрудничать с остальными детьми, чаще всего они
склонны уединяться (трудности в адаптации к окружающей среде).
Нарушение исследовательского поведения: детей не привлекает новизна ситуации, не
интересует окружающая обстановка, не интересны игрушки. Поэтому дети с аутизмом
чаще всего используют игрушки необычно, например, ребенок может не катать машинку
целиком, а часами однообразно крутить одно из её колёс. Или не понимая предназначения
игрушки использовать её в других целях.
Нарушения пищевого поведения: ребенок с аутизмом может быть крайне
избирательным в предлагаемых продуктах, еда может вызывать у ребенка брезгливость,
опасность, нередко дети начинают обнюхивать пищу. Но вместе с этим дети могут
пытаться съесть несъедобную вещь.
Нарушение поведения самосохранения: в силу большого количества страхов ребенок
часто попадает в ситуацию, опасную для себя. Причиной может быть любой внешний
раздражитель, который вызывает у ребенка неадекватную реакцию. Например, внезапный
шум может заставить ребенка убежать в случайно выбранном направлении. Также
причиной является игнорирование реальных угроз жизни: ребенок может очень высоко
залезть, играть с острыми предметами, перебегать дорогу неглядя.
Нарушение моторного развития: как только ребенок начинает ходить, у него отмечают
неловкость. Также некоторым детям с аутизмом присуще хождение на носочках, весьма
заметно нарушение координации рук и ног. Таких детей очень трудно научить бытовым
действиям, им достаточно тяжело дается подражание. Вместо этого у них развиваются
стереотипные движения (совершать однообразные действия в течении долгого времени,
бегать по кругу, раскачивания, взмахи «как крыльями» и круговые движения руками), а

также стереотипные манипуляции с предметами (перебирание мелких деталей,
выстраивание их в ряд). Дети с аутизмом с заметным трудом осваивают навыки
самообслуживания. Выражена моторная неловкость.
Нарушения восприятия: трудности в ориентировке в пространстве, фрагментарность в
восприятии окружающей обстановки, искажение целостной картины предметного мира.
Трудности в концентрации внимания: дети с трудом сосредотачивают внимание на
чем-то одном, присутствует высокая импульсивность и неусидчивость.
Плохая память: часто и родители и специалисты замечают, что дети с аутизмом хорошо
запоминают то, что для них значимо (это может вызывать у них удовольствие или страх).
Такие дети на долгое время запоминают свой испуг, даже если он произошел очень давно.
Особенности мышления: специалисты отмечают трудности в произвольном обучении.
Также дети с аутизмом не сосредотачиваются на осмыслении причинно-следственных
связей в происходящем, присутствуют трудности переноса освоенных навыков в новую
ситуацию, конкретность мышления. Ребенку сложно понять последовательность событий
и логику другого человека.
Поведенческие проблемы: негативизм (отказ слушать инструкции взрослого, выполнять
с ним совместную деятельность, уход из ситуации обучения). Часто сопровождается
сопротивлением, криками, агрессивными вспышками. Огромной проблемой являются
страхи таких детей. Обычно они непонятны окружающим, потому что зачастую дети не
могут их объяснить. Ребенка могут пугать резкие звуки, какие-то определенные действия.
Еще одно поведенческое нарушение – агрессия. Любое расстройство, нарушение
стереотипа, вмешательство внешнего мира в жизнь ребенка может спровоцировать
агрессивные (истерику или физическую атаку) и аутоагрессивные вспышки (повреждения
себя самого).
Каждый случай заболевания очень индивидуален: аутизм может иметь большинство
перечисленных признаков в крайней степени проявления, а может проявляться
лишь некоторыми еле заметными особенностями.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ
Общие сведения
 Сведения о ребёнке:
Ф.И.О. …..
Дата ………
Адрес, дом.телефон
Посещает дошкольное учреждение
2. Социальный статус семьи:

полная / не полная (нужное подчеркнуть)

Ф.И.О. родителей (законных представителей):
Мать ………

Отец ……
Контактные телефоны____
Родственники, участвующие в воспитании ребёнка - бабушка

Социальные условия в домашней среде.
В какой среде воспитывается ребенок?
В каких условиях проживает ребенок?
Отношения в семье, отношения к ребенку в семье?

Заключение ПМПК ДОУ
Нуждается ли ребенок в создании специальных условий для получения образования,
коррекции нарушений развития и социальной адаптации?
Диагноз ПМПК.

Медико-психолого-педагогическая характеристика
 Анамнестические сведения
(особенности воспитания в семье, наличие психотравмирующих факторов в жизни
ребенка, степень адаптации к ДОУ (степень предполагающей адаптации), особенности
развития ребёнка

__________________________________________________________________
________
2. Данные медицинского обследования
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
________________________________
3. Данные психолого-педагогического и логопедического обследования
 Данные педагогического обследования – заполняют воспитатели
(особенности усвоения образовательной программы ДОУ: по возрасту;
испытывает трудности по усвоению образовательных областей; не
усваивает образовательную программу ДОУ).
 Данные о психических процессах ( заполняют воспитатели)
Психические
процессы
Память
Мышление
Речевое развитие
Моторика

Соответствуют
возрасту

Ниже возрастной
нормы

Другие
особенности,
рекомендации


Дата

Игровая деятельность заполняют воспитатели

дата обследованияСоответствует
возрасту



Не соответствует
возрасту

Индивидуальные
особенности

Культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания
- заполняют воспитатели

Дата
Соответствует Достаточно
обследования возрасту
сформированы

Не достаточно
сформированы

Индивидуальные
особенности

3.1.3. Коммуникативные навыки - заполняют воспитатели
Дата
обследовани
я

Соответствуе
т возрасту

Достаточно
сформирован
ы

Не достаточно
сформирован
ы

Индивидуальны
е особенности

3.1.4. Темп деятельности - заполняют воспитатели
Дата
обследования

Соответствует
возрасту

Быстрый

Медленный

Индивидуальные
особенности

Индивидуальные особенности усвоения образовательной программы
ДОУ __________программу не усваивает
____________________________________________________________
 Данные обследования психических процессов – заполняет педагогпсихолог
Дата обследования

Процессы

Заключение

3.2.1. Особенности эмоционально-волевой сферы (заполняет педагогпсихолог)
Дата

Настроени

Настроение

Преобладае

Преобладае

Волевые

обследовани
я



е
устойчиво
е

не устойчивое,
легко меняется
от
незначительны
х причин

т хорошее
настроение

т
подавленно
е
настроение

особенност
и

Данные обследования учителя - дефектолога – заполняет учительдефектолог

Дата обследования

Процессы

Заключение

Память
Мышление
Речевое развитие
Моторика

3.4 Данные логопедического обследования – заполняет учитель – логопед
Дата обследования

Процессы

Заключение

Связная речь
Звуковая сторона речи
Словарный запас
Грамматический строй
речи
Общее звучание речи

3.5 Моторное развитие (заполняют воспитатели и педагог-психолог,
учитель-логопед)
3.5.1. Мелкая моторика
Дата
обследования

Соответствует
возрасту

Ниже
возрастной
нормы

Особенности
латерализации:
проявления
праворукости,
леворукости,
амбидекстрии

Другие
индивидуальные
особенности
(наличие
гипотонуса,
гипертонуса)

4. Дополнительная информация об особенностях развития, поведения
ребёнка; особенности социализации и интеграции
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
________________________
Сильные стороны в развитии ребёнка (по результатам первичного
обследования):
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
________________________
Слабые стороны в развитии ребёнка (по результатам первичного
обследования):
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
________________________________________
Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут
Направления

Срок индивидуальной работы с ребенком

ПМП

с_________________ по_______________

сопровождения
Медицинское
(формы и сроки сопровождения специалистами
ДОУ и поликлиники)
Психологическое
(психические процессы, подлежащие коррекции,
формы и сроки сопровождения)

Специальное
(дефектологическое)
(формы и сроки сопровождения)
Специальное
(логопедическое)
(речевые процессы, формы и сроки
сопровождения)
Педагогическое
(педагогические процессы, формы и сроки
сопровождения)

Возможные риски и сбои при реализации индивидуальной
коррекционно-развивающей и образовательной программы
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
________________________
Характеристика команды специалистов, реализующих индивидуальную
коррекционно-развивающую и образовательную программу в ДОУ
Специализация
Врач-педиатр
Мед.сестра
Воспитатель
Воспитатель
Педагог-психолог
Учитель-логопед
Учительдефектолог

Ф.И.О.

Стаж работы в
должности

Квалификационная
категория

Руководитель ФР
Муз. руководитель

Специалисты учреждений сетевого взаимодействия, участвующие в
реализации коррекционно-развивающей и образовательной программы
Учреждение
Детская
поликлиника пгт
Кесова Гора

Специализация
педиатр
Специалисты по плану

ЦПМПК Областная
ГКУ «Тверской
областной Центр
ППМС – помощи»

Председатель
Секретарь
Учитель-логопед
Учитель-дефектолог
Педагог-психолог
Социальный педагог

Ф.И.О.
.

Другие специалисты

Планируемые результаты освоения программы по образовательным
областям.
Образовательная область
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое
Физическое развитие

Планируемые результаты

Специальные условия и особенности организации ПМП
сопровождения
ребёнка с РАС в ДОУ
 Программно-методическое обеспечение
 Программное обеспечение
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

__________________________________________________________________
________________________________
 Методическое обеспечение диагностического процесса (нужное
отметить, необходимое добавить)
Педагогическая диагностика

Результат на начало и конец учебного
года

1. Оценка уровня индивидуального развития
2.
3.
4.
5.
Психологическая диагностика
1. Анкетирование и беседа с родителями
(сбор анамнестических сведений)
2. Наблюдение
3. Психолого-педагогическая диагностика
развития детей раннего и дошкольного
возраста. Стребелева Е.А.
4.Комплексная диагностика детей
дошкольного возраста. Борисенко М.Т.,
Лукина М.А
5.
Логопедическая диагностика
1. Анкетирование и беседа с родителями
(сбор анамнестических сведений)
2. Наблюдение
3.
4.
5.

 Методическое обеспечение педагогического сопровождения
(основные методики и технологии)

1.
2.
3.


Методическое обеспечение психологического сопровождения
(основные методики и технологии)
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________
 Методическое обеспечение специального (логопедического,
дефектологического) сопровождения (основные методики и
технологии)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
________________________________
Распределение нагрузки на ребёнка в рамках непосредственной
образовательной деятельности и коррекционно-развивающей
деятельности на неделю
Направление
деятельности

Форма организации

Специалист

Развитие познавательных
процессов через
сенсорные эталоны,
мелкую моторику,
игровую и продуктивную
деятельность.

Индиаидуальная
коррекционноразвивающая
деятельность

Педагог-психолог

По индивидуальном
плану

индивидуальная
коррекционноразвивающая
деятельность

Логопед

По индивидуальном
плану

Коррекционноразвивающая
деятельность
Дополнительные
образовательные
программы
(кружки, студии и др.)

Количество заняти

-

План совместной деятельности
№
п/п

Направление
деятельности

Специалист

Сроки

1
2
3

4…

Эффективность программы.
Коррекционная работа с детьми с РАС проводится в два этапа:
1.
Установление эмоционального контакта, преодоление негативизма ребенка
к общению с взрослыми, смягчение эмоционального дискомфорта, нейтрализация
страхов.
2.
Преодоление трудностей целенаправленной деятельности ребенка, обучение
его правильному поведению.
Первым шагом в работе с ребенком служит установление с ним эмоционального
контакта. Для этого мы организуем ситуацию общения так, чтобы она была для ребенка
комфортной, подкреплялась приятными впечатлениями и не требовала недоступных для
него способов взаимодействия.
В работе с детьми с РАС необходимо придерживаться следующих правил:
1.
Взаимодействовать с ребенком, только когда он готов к этому.
2.
Принимать его таким, какой он есть.
3.
Научиться улавливать изменения в поведении ребенка, не давать ему выйти
в деструктивную деятельность.
4.
Придерживаться определенного режима дня.
5.
Соблюдать ежедневные ритуалы.
6.
Вступать в тактильный контакт с ребенком, только когда он сам просит об
этом.
7.
Не повышать голос и не издавать громких звуков.
8.
Не выпускать ребенка из поля своего зрения. Ребенок должен понимать, что
всегда может подойти к вам.
Дошкольную образовательную организацию (ДОО) посещают как обычно развивающиеся
сверстники, так и дети с ограниченными возможностями здоровья, среди которых есть
воспитанники с РАС.

У детей данной категории наблюдаются расстройства процессов коммуникации,
трудности при формировании эмоциональных контактов с окружающими и, как результат
– нарушение социальной адаптации.
Эффективность работы с детьми с РАС зависит от создания особых условий, в которых
реально можно сочетать психологическую, педагогическую, медицинскую и другие виды
помощи, когда имеется возможность прослеживать динамику развития каждого
воспитанника.

. Выводы и заключения по окончании __________________ учебного года
реализации программы
(заполняется каждым специалистом ежегодно в мае-июне после ПМП
обследования):
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
________________________________________________
Коллегиальное заключение и рекомендации:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Годовое планирование индивидуальной коррекционно-развивающей
работы
Направление

Задачи

Установление
контакта с
ребенком.

1)Формирование
эмоционального
контакта.
2)Развитие
активности.
3)Развитие
контактности.
4)Развитие
восприятия и
воображения.

Содержание коррекционно-развивающей
работы
1.ЭТАП
Диагностика познавательных проценссов,
эмоционально-волевой сферы.
- Игры «Ручки», «Хоровод»
- игры «Поводырь», «Птички», «Догонялки».
- игры «Погладь кошку», «Поиграй с куклой»
- Зашифрованный рисунок. Сложи узор.
- Психотехнические игры: найди место для
игрушки, собери фигурки (доски Сегена)
- Позови мячом. Закончи фразу.
- Моя семья

5)Пространственная -Развитие сюжетной игры. ’’Пришел Мурзик
координация.
поиграть’’
6)Развитие
-Развитие подвижно-ролевой игры.
зрительного и
”Обезьянка озорница’’
осязательного
-Развитие подвижно-соревновательных игр.
восприятия.
Строим дом для друзей. Самый ловкий.
7)Развитие речевого
общения.
8)Развитие
личностномотивационной
сферы.
2.ЭТАП
Ознакомление с 1) развивать
 Формирование первичных представлений
о смене времен года.
способность к
окружающим
 Формирование интереса к объектам и
переключению
явлениям природы и умения наблюдать за
внимания;
ними.
2) развивать
 Ознакомление с предметами и объектами
концентрацию
ближайшего окружения, их назначением и
внимания;
функциями (детский сад, игрушки,
3) развивать
мебель, посуда, одежда, обувь).
произвольное
 Формирование представлений о значении
труда взрослых.
внимание;

Формирование первичных представлений
4) развивать объём
о домашних животных и птицах,
внимания;
детенышах, внешнем виде, образе жизни.
5) развивать
произвольное
внимание.
1) развивать
Речевое развитие
 Расширение понимания речи. Закрепление
понимания слов.
восприятие

Накопление
пассивного
словаря.
геометрических
Воспитание потребности в речевом
фигур
общении
2) развивать
 Развитие
понимания
простых
точность
предложений в ситуативной речи.
восприятия 3)
 Обучение пониманию и выполнению
развивать
одно- и двухступенчатых инструкций.
цветоразличение
 Расширение, уточнение и активизация
словаря по изучаемым лексическим темам.
 Обучение пониманию обобщающих слов:
игрушки,
одежда,
обувь,
посуда,
животные, птицы.
 Обучение ответам на вопросы кто это? что
это?
 Формирование умения заканчивать фразу,
договаривать за взрослым слова в потешках,
упражнениях, стихотворениях.

Формирование
элементарных
математических
представлений

Сенсорное
развитие

4) развивать
восприятие
длительности
временного
интервала
5) развивать
представление о
частях суток
6) развивать
представления о
временах года
7) развивать
пространственные
представления
8) развивать
наблюдательность



1) развивать
мыслительные
процессы:
обобщение,
отвлечение,
выделение
существенных
признаков
2) развивать
гибкость ума и
словарный запас
3) развивать
сообразительность


















Развитие
психических
функций

1) увеличивать
объём памяти в
зрительной,
слуховой и
осязательной
модальностях
2) развивать
приёмы
ассоциативного и
опосредованного
запоминания






Освоение геометрических фигур (круг,
квадрат, треугольник) и форм предметов
(круглый, квадратный, треугольный).
Обучение группировке предметов по
цвету, величине, форме.
Обучение использованию слов большой,
маленький.
Обучение сравнению двух предметов,
одинаковых
или
контрастных
по
величине, длине, ширине, высоте (путем
наложения и приложения).
Выявление отношений групп предметов
по количеству и числу (много, один, ни
одного).
Обучение прямому счету до 5. Учить
соотносить цифры 1,2,3 с количеством
предметов.
Формирование умения согласовывать
прилагательные и числительные один, два,
три с существительными.
Развитие ориентировки в цвете (сначала
на уровне сличения, затем на уровне
показа по слову).
Формирование внимания к неречевым
звукам, умения узнавать и различать
неречевые
звуки
(две
контрастно
звучащие
музыкальные
игрушки:
молоточек и дудочка, колокольчик и
свисток, бубен и молоточек).
Развитие зрительного восприятия, умения
сравнивать и различать контрастные по
величине,
форме
(круглый
—
квадратный), цвету (красный — желтый
— зеленый — синий) предметы.
Освоение элементарной комбинаторики размещение по заданному признаку: цвету,
величине
Формирование умения узнавать предметы
на ощупь.
Воспитание слухового внимания при
восприятии тихо и громко звучащих
игрушек, тихой и громкой речи.
Воспитание слухоречевой памяти при
восприятии одно -и двухступенчатых
инструкций.
Развитие зрительного внимания и памяти
в работе с парными и разрезными
картинками.
Развитие
наглядно-действенного
и
наглядно-образного
мышления
при
группировке и классификации хорошо

предметов в
процессе игровой и
непосредственно
образовательной
деятельности
1) развивать
Развитие
временных
и воображение и
пространственных творческие
способности
представлений

Развитие тонкой
моторики рук

1) развивать
тонкую моторику
рук

знакомых предметов (игрушек, одежды,
обуви, посуды, животных). Выделение 4го лишнего на уровне простых обобщений
(например,3 зайца и 1самолет).
1.

Обучение
ориентировке
в
схеме
собственного
тела
и
основных
направлениях от себя (вверху, внизу,
впереди, сзади).
2.. Формирование умения ориентироваться в
частях суток (день, ночь), различать и
называть их.
Конструктивный праксис
 Развитие мелкой моторики в работе с
разрезными картинками (из 2—4 частей с
вертикальным
и
горизонтальным
разрезами).
 Складывание пирамидки по подражанию с
учетом
величины
колец,
затем
самостоятельно.
 Складывание матрешки из 3-4 частей по
подражанию, затем самостоятельно.
 Усвоение навыков работы с ящиком форм
(по типу доски Сегена) с 4 -8 прорезями
 Построение фигур из 3-4 палочек.
 Работа с палочками Кюизенера.
Развитие графических навыков
 Учить правильной посадке
 Учить правильному захвату карандаша.
 Учить рисовать точки, равномерно нанося
их на лист.
 Учить
рисовать
вертикальные
и
горизонтальные и кривые линии.
 Учить
раскрашивать
изображения,
ограниченные контуром.
Учить изображать круглую форму.

Приложение №1
Установление контакта с ребенком.
1 занятие: игра «Ручки».
Ход игры. Ребенок располагается перед психологом. Психолог берет ребенка за руку и
ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя «Рука моя, рука твоя…».
Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, тогда психолог продолжает
похлопывание себе или с другим ребенком. При согласии ребенка на контакт с помощью
рук продолжается похлопывание руки психолога по руке ребенка по типу
Игра «Ладушки», предлагаем такое четверостишье:

Ручки наши ручки поиграйте вы за нас,
Постучите, да пожмите вы покрепче прям сейчас
Будем с вами мы дружить и за руки всех ловить.
Игра «Птички».
Ход игры: Психолог говорит, что сейчас все превращаются в маленьких птичек и
приглашает полетать вместе с ними, взмахивая руками, как крыльями. После «птички»
собираются в круг и вместе « клюют зернышки», стуча пальцами по полу.
Игра «Догонялки».
Ход игры: психолог предлагает ребенку убегать, прятаться от него. Догнав ребенка,
психолог обнимает его, пытается заглянуть в глаза и предлагает ему догнать ее.
Развитие контактности.
3 занятие: игра «Погладь кошку».
Психолог вместе с ребенком подбирают уменьшительно- ласкательные слова для
игрушки «Кошка Мурка», при этом ее гладят, могут взять на руки, прижаться к ней.
Игра «Поиграй с куклой».
Ход игры: проведение сюжетно–ролевой игры на различные темы, например: «Идем за
покупками», «В гостях». Кукла в этом случае является помощником в развитии
социальных ролей ребенка.
Усиление психологической активности. Развитие восприятия.
4 занятие: Развитие восприятия «зашумленных» объектов. Формирование
активности ребенка с помощью игровых моментов на развитие восприятия.
Ход занятия: перед ребенком изображение «зашумленных» картинок, его задача
распознать эти картинки.
Далее идет складывание узора по образцу (количество элементов в мозаике постепенно
увеличивается).
Упражнение на развитие пространственной координации (понятия слева, справа, перед, за
и т.д.) проходит в виде игры.
Мы сейчас пойдем направо! Раз, два, три!
А теперь пойдем налево! Раз, два, три!
Быстро за руки возьмемся! Раз, два, три!
Так же быстро разомкнемся! Раз, два, три!
Мы тихонечко присядем! Раз, два, три!
И легонечко привстанем! Раз, два, три!
Руки спрячем мы за спину! Раз, два, три!
Повертим над головой!! Раз, два, три!
И потопаем ногой! Раз, два, три!
Психотехнические игры.
5 занятие: игра «Найди место для игрушки».
Ход игры: психолог предлагает поочередно положить кегли или мячи в нужную по цвету
коробку и в соответствующее вырезанное в коробке отверстие. Можно организовать
соревнование.
Игра «Собери фигурки».
Ход игры: Ребенок по команде собирает и разбирает доски.
Развитие аналитико-синтетической сферы.
6 занятие: Таблица Равенна.

Ход занятия: ребенку предлагается залатать коврик. По мере выполнения задания все
больше усложняются.
Графический
диктант.
Ход занятия: под диктовку психолога идет ориентировка ребенка на бумаге.
Продолжи
ряд
Ход занятия: на основе заданных фигур провести анализ, найти закономерность и
следовать ей при продолжении данного ряда.
Развитие внимания.
7 занятие: Корректурные пробы. «Девочки».
Ход занятия: ребенком выделяет на листе бумаги по определенному признаку сначала
один вид девочек, а потом другой.
Таблица.
Ход занятия: дана таблица цифр, расположенных в разброс, задача ребенка найти и
назвать их по порядку.
Развитие памяти
8 занятие: Запомни слова.
Ход занятия: ребенку поочередно предлагается несколько картинок, которые он по памяти
проговаривает.
Игра «Найди отличия».
Ход занятия: ребятам предлагаются две картинки, отличающиеся некоторыми деталями.
Необходимо найти все различающиеся детали.
Развитие речевого общения.
9 занятие: Позови мячом.
Ход занятия: ребята стоят в кругу, психолог кидает любому мяч, называя того ребенка по
имени. Ребенок, поймавший мяч, должен кинуть следующему, также назвав его по имени,
и так далее.
Игра «Закончи фразу».
Ход: ребенку по очереди читается знакомое стихотворение, которое он должен закончить.
Развитие личностно – мотивационной сферы
10 занятие: игра « Моя семья».
Ситуации разыгрываются в группе детей, которые играют роли и родителей, и свои.
Ход занятия: Ребятам предлагается несколько ситуаций, в которых заранее с помощью
психолога будут распределены роли. Например: «Поздравь маму с днем рожденья»,
«Пригласи друга в гости». Если ребята затрудняются, психолог должен включится в игру
и показать, как следует вести себя в той или иной ситуации.
11 занятие: игра «Пришел кот Мурзик поиграть».
Ход игры: психолог показывает детям кота Мурзика, надетого на руку. Кот Мурзик
здоровается с каждым ребенком. Затем кот Мурзик показывает детям прозрачный
полиэтиленовый мешок с предметами, которые он принес, и предлагает каждому взять
любое количество фигурок и расставить их на столе. Из предложенных кубиков кот
Мурзик строит с детьми домик для куклы или гараж для машины. Психолог стимулирует
детей на общение с котом Мурзиком.
Развитие подвижно – ролевой игры.
12 занятие: игра «Обезьянка-озорница».
Ход игры: Дети стоят в кругу, психолог показывает обезьянку и рассказывает, как она
любит подражать. Психолог поднимает руку, потом делает это же движение с обезьянкой,

потом предлагает детям выполнить это же движение самим или на обезьянке. Затем
движения усложняются: взмах рукой, хлопанье в ладоши, постукивание и так далее.
Развитие подвижно – соревновательных игр.
13 занятие: игра «Строим домик для друзей».
Ход игры: Психолог делит детей на группы по 2-3 человека и говорит, что у него есть два
друга: игрушечный кот Мурзик и собака Шарик. Они очень добрые и веселые, но у них
одна беда - нет дома. Давайте поможем им построить дом, одни будут строить домик для
Мурзика, другие для Шарика. После этого ребятам предлагаются кубики и задание, кто
быстрее из них построит дом.
Игра: «Самый ловкий».
Ход игры: Психолог предлагает по очереди бросать мяч в корзину, считая у кого больше
всех попаданий. Далее дети становятся в круг и кидают друг другу мяч, по окончании
игры называется самый ловкий. Можно предложить другие варианты подвижных игр,
главное, чтобы дети в этих играх понимали, что в их силах добиться положительных
результатов.
Приложение № 2
Комплекс игр и упражнений по развитию психических процессов
Развитие внимания
1. «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное»
заяц, дерево, печка, стул, пирог, машина, кот, сапоги, ляля, доска, волк, медведь,
попугай, хобот, слон, обезьяна, корова, лось, цыпленок, аист, коза, страус.
1.1 «Встань, если услышишь слово, обозначающее растение»
печка, стул, пирог, машина, кот, сапоги, лилия, доска, волк, медведь, попугай,
хобот, слон, обезьяна, корова, лось, цыпленок, кактус, соболь, груша, цветок, береза,
верба, дедушка, платье, малыш, сирень, гвоздика, трава, листок, вода, лягушка, яблоко,
каравай, лилия, куст, пальма.
1.2 «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное; встань,
если услышишь слово, обозначающее растение».
заяц, дерево, печка, стул, пирог, машина, кот, сапоги, лилия, доска, волк, медведь,
попугай, хобот, слон, обезьяна, корова, лось, цыпленок, кактус, соболь, груша, цветок,
береза, верба, дедушка, платье, малыш, сирень, гвоздика, трава, листок, вода, лягушка,
яблоко, каравай, лилия, куст, пальма, аист, коза, страус.
2. «Найди отличия».
Серия сюжетных картинок. Взрослый показывает карточки с двумя разными
изображениями. Например, птица и карандаш и дети должны назвать что изображено и в
чем отличие.(живое, не живое, съедобное или нет и т.д)
3. «Что неправильно?»
Взрослый называет предложения, а дети должны оценить и сказать что
неправильно. Если они согласны, то хлопают в ладоши, если нет то топают ногами.
Саша навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее.
У собаки сиреневый хвост.
Лене очень нравиться Сережа поэтому она его бьет.
Все дети любят конфеты.

Завтра Новый год.
В саду сегодня выпал снег
Все дети любят свою маму.
Снег сиреневый.
Мама не любит мороженное.
Земля плоская.
Весной не цветут цветы.
Мультфильм попугай Кеша.
В гостях у простоквашки.(простоквашино)
Жили у бабуси два веселых кролика.
Папа может все что угодно.
Кошка размером с человека.
Солнышко на земле, а море в небе.
4. «Что задумал художник?»
Психолог раздает детям недорисованные картинки сказочного леса с деревьями,
кустами. Затем детям предлагается дорисовать рисунки и рассказать каждому про свой
лес.
5. «Что недорисовано?»
Психолог раздает каждому ребенку рисунок на котором не хватает какого то
элемента и просит детей дорисовать не хватающий элемент. Н-р: чайник без ручки, петух
без хвоста, зонт без трости, лиса без лапы
6. «Нарисуй 10 треугольников, закрась красным карандашом 3 и 5
треугольники»

7. «Расставь точки на своей карточке так, как ты видел»
Психолог раздает каждому ребенку квадраты разделенные на четыре каждый и
просит повторить рисунок точек, предварительно показав их детям.
8.«Найди пару», «Найди такой же». - дидактическая игра с использованием
стимульного материала в виде карточек с изображением одинаковых и различающихся
предметов, овощей и фруктов или животных.
9. «Раскрась фрукт» (как только проявляется небрежность, работа прекращается)
Детям дают картинки с черно-белыми изображениями овощей и фруктов и
предлагают раскрасить только фрукт соответствующим цветом.
10.«Копирование образца»
Детям предлагается составить дорожку или узор из фигур, начинают с 3-4
элементов, когда каждый ребенок освоиться с таким заданием, усложняют добавляя еще
детали. Далее нужно попросить детей посмотреть узор, отвернуться. Педагог изменяет
узор и просит восстановить его. Усложненный вариант: уберите дорожку с поля зрения и
предложить выложить повторно.
11.«Найди такой же предмет»
На столе лежат вырезанные из картона рисунки на одном из которых нарисованы
круг, на другом квадрат, треугольник и т.д. детям предлагается найти пару.
12.«Рисую палочки»

Педагог дает ребенку лист бумаги и кисточку и просит нарисовать свое настроение
с помощью разноцветных палочек. Затем просит нарисовать настроение мамы, папы,
кошки и т.д.
13.«Расставь значки»
Психолог раздает каждому ребенку лист в клеточку и просит повторить рисунок
значков в каждой клеточке по предъявленному образцу, можно усложнить дав задание
воспроизвести по памяти.
Развитие восприятия
1.«Назови фигуру»
Взрослый предъявляет разные геометрические фигуры и просит их назвать какая
форма, цвет и размер, просит разложить образцы по цвету и форме.
1.1 «Геометрическое лото» - дидактическая игра собирание геометрических фигур
из частей
1.2«Нарисуй фигуру, которую я назову»,
1.3 «Закрась фигуры»
Ребенку показывают карточку с изображением на ней геометрические фигуры
различных размеров. Затем, ему дают задание соединить похожие фигуры стрелками и
закрасить самую большую и самую маленькую.
2.«Из каких фигур состоит предмет?» (вариативность),
Детям показывают куб, параллелограмм и цилиндр и просят предложить варианты
геометрических фигур из которых состоят объемные фигуры
3.«Составь целое из частей (с геометрическими фигурами) (вариативность)»
Педагог показывает бумагу: «Посмотрите, у меня один большой лист бумаги.
(Раздает каждому по такому же листу.) У вас такие же листы. Сейчас будто много
маленьких листочков.
(Отрывает кусочки и кладет их на поднос, берет глину.) Это большой кусок глины.
(Раздает такие же детям. Щепотью отрывает маленькие кусочки глины и кладет их на
поднос. Предлагает детям повторить действия.) Теперь у меня будет один большой кусок
глины. (Сминает все кусочки.) Сделайте один кусок глины». Дети подражают действиям
взрослого.

4.«Рисование картин, состоящих из геометрических фигур»
4.1«Кто больше найдет в группе предметов треугольной, круглой формы, в форме
куба и т.д.».
5.«Дорисуй фигуры»
Педагог раздает детям изображение не дорисованных геометрических фигур и
просит сначала назвать их, а затем дорисовать эти фигуры
6.«Угадай, что хотел нарисовать художник?»
Психолог раздает каждому ребенку рисунок на котором не хватает какого то
элемента и просит детей дорисовать не хватающий элемент. Н-р: бабочка без крылышка,
ножницы без ручки, дерево без листьев,цветок без лепестков и т.д.
7.«Радужный хоровод»
Педагог демонстрирует волшебную игру красок обучая детей смешивать цвета,
просит нарисовать вместе с ним радугу. "Каждый (красный) охотник (оранжевый), желает
(желтый) знать (зеленый) знать где (голубой) сидит (сидит) фазан (фиолетовый).

8.«Уточним цвет предметов (вариативность)»
Педагог демонстрирует цветные предметы разной формы и величины и просит
детей назвать предмет и форму, цвет и найти еще предметы такого же цвета в кабинете.
9.«Цветное лото» дидактическая игра выкладывание узоров одного цвета,
можно использовать мозаику.
10.«Найди 5 предметов одного цвета» (вариативность).
Педагог просит детей найти пять предметов во круг себя одинакового цвета и
изобразить один из них на листе бумаги карандашом такого же цвета.
11. «Рассматривание часов, движения секундной стрелки»
12.«Посиди тихо и встань, когда минута закончится (по мнению ребёнка)»упражнение на восприятие пространства и времени.
13. «Сделай за 1 минуту: разрежь бумагу на полоски (заранее разлинованные
листы бумаги, ширина полос – 3 см; нарисуй фигуры; сложи палочки в коробку и
т.д.)».
14.Беседа по картинкам (части суток)- дидактические картинки по времени
день, ночь, утро - вечер.
15.«Разложи картинки»
Детям предлагается разложить картинки по временам года, и по временам суток.
16. «Я начну, ты продолжай, дни недели называй!»
Изучение дней неделей, сколько дней в неделе, месяце сколько месяцев в году.
17.«Угадай время года по описанию (вариативность)»
Педагог предъявляет картинки времена года просит рассказать что изображено,
затем раздает точно такие же "поломанные картинки" и просит их собрать
18. Отгадывание загадок о временах года
Листья клена пожелтели.
В страны юга улетели
Быстрокрылые стрижи.
Что за месяц,
Подскажи!
Ответ: Август
***
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
Взмахнет,
В лесу подснежник
Расцветет.
Ответ: Весна
Ежегодно приходят к нам в гости:
Один седой, другой молодой,
Третий скачет, а четвёртый плачет.
Ответ: Времена года
***
Ежегодно приходят к нам в гости:
Один седой, другой молодой,
Третий скачет, а четвертый плачет.

Ответ: Времена года
***
Выросло дерево от земли до неба.
На этом дереве двенадцать сучков.
На каждом сучке по четыре гнезда.
В каждом гнезде по семь яиц.
А седьмое - красное.
Ответ: Год, месяцы, недели, дни
***
У меня есть дерево,
На нем двенадцать веток;
На каждой ветке тридцать листьев;
Одна сторона у листа черная,
Другая - белая.
Ответ: Год, месяцы, дни, ночи
***
Солнце печет,
Липа цветет.
Рожь колосится,
Золотится пшеница.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Ответ: Лето
***
Двенадцать братьев,
Ни отца, ни матери.
Друг за другом ходят,
А вгости не заходят.
(месяцы)
19.Заучивание стихотворений
Придумала мать дочерям имена,
Вот Лето и Осень, Зима и Весна.
Приходит Весна – зеленеют леса,
И птичьи повсюду звенят голоса.
А Лето пришло – всё под солнцем цветёт,
И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая Осень приносит плоды,
Дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегами поля.
Зимой отдыхает и дремлет земля.
***
Зима приходит ненароком,
По всем статьям беря свое.
Она должна уж быть по срокам,
А вот, поди ж ты, – нет ее!

И вдруг, однажды, спозаранку,
Взглянул в оконное стекло
И видишь «скатерть-самобранку» –
Везде, вокруг, белым-бело…
Весна приходит постепенно:
В полях неслышно тает снег,
Побег из ледяного плена
Готовят тайно воды рек.
Уж по ночам не те морозы,
И вот уже летит скворец
В свой домик на стволе березы…
Пришла Весна. Зиме конец!
А за Весной приходит Лето,
За Летом Осень в свой черед,
И вновь Зима. И снова где-то
Весна торопится в поход.
20.Беседа о временах года
Вопросы: Какие времена года вы знаете? Когда на улице падает снег? Когда на
деревьях распускаются почки? в какое время года ласточки улетают на юг?
21.«Назови время года»
Дидактическая игра время года.
Солнце печет,
Липа цветет.
Рожь колосится,
Золотится пшеница.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Ответ: Лето
22.«Покажи правую, левую руку, ногу ухо и т.д.»,
23. «Где сидит мишка? Какая игрушка стоит перед (слева, справа, позади)
мишкой?»
24. «Нарисуй в центре круг, справа треугольник и т. д.»,
25. «Расскажи, где, какая игрушка стоит?»
26. «Посмотри и найди предметы круглой формы»,
27. «Кто больше назовёт?»
Педагог предлагает назвать предметы с права и слева от себя, рассказать какой они
формы и цвета сколько их.
28. «Назови все предметы, которые были «спрятаны»
Педагог выкладывает перед детьми группу предметов например овощей из
пластика, дети называют эти овощи затем педагог просит закрыть детей газа, а сам в это
время прячет часть предметов, по команде открывают глаза и говорят чего не стало.

Развитие мышления
1.«Расставь по порядку (от самого большого к самому маленькому и т.
д.)»использование матрешек, кубиков, пирамидок и геометрических фигур.

2. «Четвёртый лишний» - дидактическая игра с картинками
3. «Найди отличия»
Серия сюжетных картинок. Взрослый показывает карточки с двумя одинаковыми
изображениями, с незначительными отличиями и затем разные изображения предметов.
Например, птица и карандаш и дети должны назвать что изображено и в чем
отличие.(живое, не живое, съедобное или нет и т.д)
4.«Назови слова, обозначающие деревья; слова, относящиеся к спорту и т. д.»
«Как это можно использовать?» педагог представляет детям спортивный
инвентарь, или предмет домашнего обихода (ведро, посуда, лопата, кегля, мяч)
5.«Говори наоборот»
мама, брат-тарб, дерево-оверед, сова-авос, кот-ток, сокол-локос, колос-солок, доммод и т.д.
6.«Бывает – не бывает»
Лягушка зеленого цвета
Попугай без крыльев
Тетрадь без листов
Кружка без ручки
Снег летом
Желтые цветы в зимнем лесу и т.д.
7. Загадывание загадок.
Два соседа непоседы
День - на работе
Ночь на отдыхе (Глаза)
***
Всегда во рту, а не проглотишь (Язык)
***
Согнут калачом,
Укусить нельзя
И пройти нельзя (замок)
***
Четыре брата по одной дороге бегут, а друг друга не догонят (Колеса)
***
Ни глаз, ни ушей, а ходить помогает (палка-трость)
***
Что дороже денег? (здоровье)
***
Упадет по скачет, ударишь - не поплачет (мяч)
***
Пляшет крошка, всего одна ножка (юла)
Развитие памяти
1.«Посмотри внимательно на фигуру, запомни и сделай такую же»
(выкладывание из палочек одного цвета или нескольких цветов),
Психолог раздает каждому ребенку по коробке палочек (спичек). и совместно с
детьми выкладывает из спичек окно, буквы, дверь, дом. когда ребята освоят можно
усложнить задание дав его на время кто быстрее.

2.«Я положил в мешок» (первый игрок называет слово, второй повторяет
предыдущее слово и называет своё и т д.),
3.«Смотри и делай».
1.Педагог показывает детям картинки и быстро их убирает. Дети должны по
памяти назвать, что видели.
2.Несколько раз ударяют в ладоши или карандашом о стол. Дети должен сказать
сколько раз.
3.Производится ритмичный стук (палочкой о стол). От воспитанников требуется
повторить его.
4.Проделывается какое-нибудь движение. Дети по памяти должен его повторить.
5.Дети завязывают глаза, педагог прикасается к нему. Дети должен определить,
сколько раз к нему прикасались.
4.«Пиктограмма» (запоминание слов)«Сейчас Вам будут предъявлены слова,
которые необходимо воспроизвести через час. Для запоминания к каждому слову Вы
должны сделать какой-нибудь несложный рисунок, который поможет вспомнить исходное
слово. Вы должны нарисовать не само понятие, а рисунок, который напоминает о нем.
Качество рисунка значения не имеет.
Дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картинка,
человек, книга.
5.«Перескажи
сказку (небольшой рассказ)», беседа по произведению с
уточняющими вопросами
Чтение сказки "Мальчик ябеда"
В одной из групп детского сада, где было много хороших игрушек и дружных
ребят, произошла вот какая история. В группу ходило много ребят, и все они были
добрые, веселые и вежливые. И был среди них один мальчик, с виду похожий на
остальных. Родители звали его Колей, а дети прозвали Ябедой.
Он почти не играл, а только смотрел, где кто взял что-нибудь без спроса или
толкнул кого-нибудь, и сразу бежал к воспитательнице и рассказывал ей об этом. Он
ждал, что его похвалят, но этого не происходило. Воспитательница даже ругала его. Но
Коля не понимал, почему так происходит, и продолжал ябедничать, каждый раз думая, что
теперь уж обязательно похвалят.
Дети не любили его и отказывались с ним играть. А как-то раз они решили, что не
будут с ним разговаривать, а играть станут так, чтобы ему было не видно. Так они и
сделали, и мальчику совсем стало скучно. Он не знал, что делать и чем заняться, что
рассказать воспитателю. Он даже заплакал, и никто его не пожалел.
Обсуждение сказки: Что каждый из вас понял? Почему мальчика прозвали ябеда?
6.«10 слов» (запоминание слов с использованием смысловой системы: связывание
слов в один сюжет)
Запомните слова и придумайте рассказ: торт, день рождения, веселый праздник,
шарики, подарок, гости, веселье, улыбка.
Развитие воображения и творческих способностей
1.«Пантомима» (изобразить жестами, мимикой какой – либо предмет)
Очень худой ребенок
Ребенок плохо ест. Он стал очень худым и слабым, даже муравей может повалить
его с ног.Это кто там печально идет?
И печальную песню поет?
Муравей пробежал,

Повалил его с ног,
И вот он лежит одинок,
Муравей повалил его с ног.
Митя из дому шел,
До калитки дошел,
Но дальше идти он не смог!
Он каши, он каши, он каши не ел,
Худел, худел, болел, слабел!
И вот он лежит одинок,
Муравей повалил его с ног
2.«Дорисуй»
Психолог раздает детям недорисованные картинки посуды или фруктов.
3.«Рисование по точкам»
4.«Комбинирование» (рисование или конструирование предметов из
геометрических фигур)
5.«Что будет, если …»
Летом выпадет снег
Солнце не будет греть
Звезды перестанут светить
Мороженое положить в духовку
Смешать краски разных цветов... и т.д.
Развитие тонкой моторики рук
- Комплекс № 1 (гимнастический): выпрямление кисти, сжимание пальцев,
присоединение пальцев друг к другу и т. д.
- Комплекс № 2 (рисуночный): «Обведи контур», «Угадай, кто я», «Самолёты за
облаками» и т. д.
- Комплекс № 3 (развитие тонкой моторики пальцев рук): «Гребешок», «Лесенка»,
«Бег», «Колечки» и т. д.
Комплекс № 1 (гимнастический).
1. Выпрямить кисть, плотно сомкнуть
пальцы и медленно сжимать их в кулак.
Поочередно выполнять каждой рукой.

2. Руку плотно положить на стол ладонью
вниз и поочередно сгибать пальцы:
средний,
указательный,
большой,
мизинец,
безымянный.
Выполнять
поочередно каждой рукой.

3. Выпрямить кисть и поочередно
присоединять безымянный палец к
мизинцу, средний - к указательному.

4. Сжать пальцы в кулак и вращать кисть
в
разных
направлениях.
Сначала
поочередно каждой рукой. Затем - двумя
руками одновременно.

6. Положить руки ладонями вверх.
Ребенок поднимает по одному пальцы
сначала на одной руке, потом на другой.
Повторять это упражнение в обратном
порядке.
7. Ладони лежат на столе. Ребенок
поочередно поднимает пальцы сразу
обеих рук, начиная с мизинца.
8. Ребенок зажимает карандаш средним и
указательным пальцами. Сгибает и
разгибает эти пальцы.

9. Положите на стол десять - пятнадцать
карандашей или палочек. Ребенок одной
рукой пытается собрать все карандаши
(палочки). При этом нельзя помогать
другой рукой и надо стараться брать
карандаши
по
одному.
Вместо
карандашей предложите ребенку собрать
пуговицы, горошинки и другие мелкие
детали.

10. Ребенок зажимает карандаш между
средним и указательным пальцами. Далее
выполняет движения так, что сначала
сверху оказывается средний палец, а
потом указательный.
11. Дайте ребенку два небольших шарика
или два грецких ореха и попросите его
покатать их между ладонями (пальцы
прямые) в одну и другую стороны.
А теперь пусть ребенок попробует их
перекатывать пальцами одной руки,
вращая то в одну, то в другую сторону.

12. Покажите ребенку такое упражнение:
быстро касаться кончиками пальцев
большого пальца. В одну сторону,
начиная с мизинца, и в другую сторону - с
указательного пальца. На одной руке, на
другой, на обеих сразу.
13. Ребенок повторяет за вами различные движения пальцев:
а) руки поднять вверх, пальцы выпрямить,
перекрестить указательный и средний
пальцы;

б) а теперь перекрещиваются безымянный
палец и мизинец;

в) делаете колечки: из указательного и
большого, из среднего и большого и т. д.;

г) называете любое число от 1 до 10, а
ребенок
быстро
"выбрасывает"
соответствующее количество пальцев.

14. Большой и указательный пальцы левой
руки в кольце. Через него попеременно
пропускаются колечки из пальчиков
правой руки: большой - указательный,
большой - средний и т. д. Это упражнение
можно варьировать, меняя положение
пальчиков. В этом упражнении участвуют
все пальчики.
Комплекс № 2 (рисуночный).
Попросите ребенка найти в каждой картинке рисунок, похожий на образец, и как
можно аккуратнее обвести контур похожего рисунка, не отрывая карандаш от
бумаги.
Образец:
Задание:

Комплекс № 3 (Игры для развития тонкой моторики пальцев рук)
Игра "Гребешок".
Пальцы сцепить в замок. Концы пальцев
правой руки нажимают на верхнюю часть
тыльной стороны ладони левой руки,
прогибая ее так, что пальцы левой руки
встают, как петушиный гребень.
Затем на тыльную сторону правой руки
нажимают пальцы левой - и в петушиный
гребешок превращаются пальцы правой
руки.
Игра "Кошка выпускает коготки".
Поджать подушечки пальцев к верхней
части ладони.
Затем быстро выпрямить и растопырить
пальцы.

Игра "Лесенка".

Ноготь большого пальца левой руки
ложится на подушечку большого пальца
правой руки - готовы первые две
ступеньки. На большой палец левой руки
ложится кончик указательного правого
пальца, на него - указательный левый еще две ступеньки готовы.
Кончики всех пальцев поочередно
ложатся друг на друга, мизинцы последние. Вот и построена лестница.
Игра "Бег".
Указательный
и
средний
пальцы
выпрямлены, остальные пальцы прижаты
к
ладони.
Переставляя
пальцами,
человечек бежит к противоположному
краю стола.
То же упражнение для указательного и
безымянного пальцев.
Игра "Быстрое вращение".
Сцепить пальцы рук в замок (не сцеплены
только большие пальцы). Большими
пальцами делать вращательные движения
друг вокруг друга, все быстрее и быстрее.
Игра "Колечки".
Кончик мизинца положить на кончик
большого пальца - это маленькое колечко.
Затем новое колечко: соприкасаются
кончики
безымянного и
большого
пальцев; среднего и большого и наконец указательного и большого - это большое
колечко. Все повторить на другой руке.
Игра "Бумага, ножницы, камень".
Играете вместе с ребенком. В такт словам
"бумага, ножницы, камень" встряхиваете
сжатыми в кулак руками.
То же самое делает ребенок. Затем вы
останавливаетесь на одном из трех слов:
если это слово "бумага", то следует
выпрямить пальцы (они плотно прижаты
друг к другу), если это слово "камень", то
рука сжимается в кулак, если слово
"ножницы", то все пальцы прижаты к

бумага

камень

ножницы

ладони, а указательный и средний Когда ребенок освоит эту
выпрямлены и раздвинуты, как ножницы. поменяйтесь с ним ролями.

игру,

Игра "Солнце, заборчик, камешки".
Руки поднять вверх, пальцы обеих рук
выпрямлены и широко разведены - это
"солнышко".
Теперь пальцы плотно прижать друг к
другу и выпрямить - это "заборчик".
Обе руки сжать в кулаки - это "камешки".
По
вашей
команде:
"Солнышко",
"Заборчик", "Камешки" ребенок (группа
детей) показывает пальчиками: солнышко
с растопыренными пальчиками, заборчик
с прямыми пальчиками или камешки кулачки.
Сначала
это
упражнение
выполняется в медленном темпе, затем
все быстрее и быстрее. Чтобы выполнить
это задание, ребенок должен быть
чрезвычайно внимательным.
По мере освоения ребенком упражнения
вносите более сложные элементы:
изменяйте последовательность, скорость
произнесения слов-команд.
Игра "Замок".
На двери висит замок (пальцы рук
переплетаются, сцепляясь в замок)
Кто открыть его бы смог?
Потянули, (локти расходятся в стороны,
пальцы остаются переплетенными
Покрутили, (кисти рук крутятся в разные
стороны, не расцепляя пальцев)
Постучали (постукивают друг о друга
основания ладоней)
И открыли! (пальцы распрямляются, руки
расходятся в разные стороны).
Игра со спичками.
Укладываете четыре спички (две спички параллельно друг другу, сверху две спички
перпендикулярно им) так, чтобы получился квадрат. Ребенок подключается к игре и
тоже осторожно накладывает сверху свои спички. Так колодец постепенно растет.

Список используемой литературы

1.
Гарбер Е.И. О природе психики.- М.: Школа-Пресс 1, 2001.
2.
Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития у
дошкольников . - М., Детство-Пресс, 1990.
3.
Забрамная С. Д. От диагностики к развитию. М., Школа-Пресс, 1998;
4.
Забрамная С.Д., Боровик О.В. «Практический материал для проведения психологопедагогического обследования детей»- М., Школа-Пресс, 1998.
5.
Крупенчук О.И. Пальчиковые игры для детей. М., издательский дом «Воспитание
дошкольника», 2005.
6.
Наревская И.Н.,Сабирова Н.Г., Куранова Н.А., Нурмухаметова Н.С. Профилактика
нарушений в поведении дошкольников: материалы для диагностики и коррекционной
работы в ДОУ - М.: АРКТИ,2010;
7.
Ничипарюк Е.А. Содержание и организация диагностической работы в ДОУ
(методические рекомендации). Ростов н/Д,»Слово», 2002г.;
8.
Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического
развития/ Л.Б. Баряева, И.Г. Вечканова, О.П. Гаврилушкина. - С-Петербург, изд-во
«Детство-ПРЕСС, 2004г.
9.
Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога ДОУ. Ростов н/Д: Феникс,2004.
10.
Швайко Г.С. Игровые упражнения для развития речи. - М.: Просвещение, 1988.
11. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические
ВЛАДОС, М., Просаещение, 1999.

асп


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».