Рабочая программа педагога - психолога ДОО

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №1
Согласованно:
Совет МБДОУ Детский сад №1
Протокол №8 от 01.03.2024г.

Утверждено:
Заведующая МБДОУ Детский сад №1
Н.Н. Бурмистрова
Приказ №11 от 01.03.2024г.

Рабочая программа педагога - психолога
в МБДОУ Детский сад №1

2024-2028 уч.гг.

Составитель педагог-психолог
: Сомова В.С.

пгт. Кесова Гора 2024г

1

Содержание
I
Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
1.1. 1.Цель и задачи Программы
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
1.2. Значимые для разработки Программы характеристики
1.3. Планируемые результаты Программы. Целевые ориентиры
II
Содержательный раздел
2.1 Направления деятельности педагога-психолога
2.1.1.Психологическая диагностика
2.1.2.
Психологическая
экспертиза
комфортности
и
безопасности образовательной среды
2.1.3. Психологическое консультирование
2.1.4. Коррекционно-развивающая работа
2.1.5. Психологическое просвещение
2.1.6. Психологическая профилактика
2.1.6.Организационно-методическая работа
2.2. Содержание деятельности в рамках ППк
III Организационный раздел
3.1 Материально-техническое обеспечение
3.2. Предметно-пространственная развивающая среда
3.3. Методическое оснащение программы по направлениям
работы педагога-психолога

стр.
3
3
4
5
6
11
22
22
22
29
29
20
34
34
36
37
37
37
38
40

2

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа педагога-психолога ДОУ определяет содержание и
структуру его деятельности по направлениям: психопрофилактика;
психодиагностика; психокоррекция; психологическое консультирование;
поддержка деятельности ДОУ в работе с детьми от 1,5 до 6 лет, родителями
воспитанников и педагогами.
Программа включает в себя организацию психологического сопровождения
деятельности ДОУ по основным направлениям:
 социально-коммуникативное развитие;
 познавательное развитие;
 речевое развитие;
 художественно-эстетическое развитие;
 физическое развитие.
Содержание рабочей программы реализуется с учётом возрастных
особенностей дошкольников и специфики ДОУ.
Учитывая специфику профессиональной деятельности педагогапсихолога ДОУ, – значительное место уделяется целенаправленной
деятельности по профилактике, поддержанию и коррекции нарушений
развития детей.
Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных
особенностей дошкольников и спецификой ДОУ.
Нормативно-правовая база:
 Конвенция о правах ребенка
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 N 273-ФЗ (редакция от 29.12.2022 г.)
 Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17
октября 2013 г. № 1155 (редакция от 21.01.2019 г.)
 Приказ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении порядка
осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным
программам
—
образовательным
программам дошкольного образования» (изменения от 01.12.2022 г.)
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
25.11.2022 № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной
программы дошкольного образования"(Зарегистрирован 28.12.2022
№ 71847)
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
24.11.2022 № 1022 "Об утверждении федеральной адаптированной
3

образовательной программы дошкольного образования для
обучающихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья"(Зарегистрирован 27.01.2023 № 72149)
 Профессиональный стандарт «Педагог-психолог»(психолог в сфере
образования)
 Приказ МО РФ от 22.10.1999 г. №636 «Об утверждении положения
о службе практической психологии в системе МО РФ»
 Распоряжение МП РФ от 28.12.2020 N Р-193 «Об утверждении
методических рекомендаций по системе функционирования
психологических служб в общеобразовательных организациях»
Программа психологического сопровождения образовательного процесса в
ДОУ разработана на основании Основной образовательной программы ДОУ
и Адаптированной образовательной программы
для детей ОВЗ,
составленными в соответствии с ФОП ДО и ФАОП ДО.
Психологическое сопровождение участников образовательного
процесса в МБДОУ предполагает:
- повышение уровня психологической компетентности всех взрослых,
взаимодействующих с ребенком, и включает в себя глубокие знания
возрастных особенностей и закономерностей развития детской психики,
ориентированность на первичность развития базовых познавательных
процессов;
- принятие условности возрастных норм, индивидуальности и уникальности
каждого ребенка;
- умение распознавать «внешние сигналы» ребенка об утомлении,
перевозбуждении, потере интереса к делу, недомогании и др. и правильно их
интерпретировать.
Программа определяет содержание и структуру деятельности педагогапсихолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика,
психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка МБДОУ в
работе с детьми от 3 до 6 лет, родителями воспитанников и педагогами
МБДОУ.
Содержание программы реализуется с учетом возрастных
особенностей дошкольников и спецификой МБДОУ.
1.1.1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель психологического сопровождения образовательного процесса в ДОУ повышение качества образования путем индивидуализации образовательной
деятельности педагога и родителя с ребенком дошкольного возраста;
сохранение психического здоровья и эмоционального благополучия всех
участников образовательного процесса.
Задачи программы:
4

1) Способствовать
сохранению
психического
здоровья
всех
воспитанников, а также их эмоциональному благополучию.
2) Способствовать созданию благоприятных условий развития детей в
соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и
склонностями, развития способностей и творческого потенциала
каждого ребенка;
3) Создавать условия для развития социальных и интеллектуальных
качеств
личности
каждого
ребенка,
инициативности,
самостоятельности и ответственности детей, формирования у них
предпосылок учебной деятельности.
4) Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семье и повышение
компетентности родителей (законных представителей) в опросах
развития и образования, охраны и укрепление здоровья детей.
5) Способствовать эмоциональному благополучию родителей и педагогов
в процессе общения с ребенком.
6) Создавать условия для поддержки образовательных инициатив семьи, в
том числе путем включения родителей в непосредственную
образовательную деятельность с детьми и поддержку образовательных
проектов по инициативе семьи.
7) Обеспечить психолого-педагогическую поддержку педагогам и
повышение их компетентности в вопросах развития и образования,
охраны и укрепления здоровья детей.
Психологическое сопровождение педагога-психолога в образовательном
процессе направлено на:
- психологическое просвещение и консультирование персонала и родителей
(законных представителей);
- содействие воспитательной работе педагогам;
-адаптацию ребенка к детскому саду;
-раннее выявление
возможных трудностей усвоения программного
материала ребенком при групповой форме работы;
организацию
коррекционно-развивающего
взаимодействия
с
воспитанниками и их родителями (законными представителями).
1.1.2. ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ
При разработке Программы учитывались научные подходы
формирования личности ребенка:
- Культурно-исторический подход (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия)
- Деятельностный подход (Л.А. Венгер, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец,
А.Н.Леонтьев, Н.Н.Поддьяков, Д.Б. Эльконин и др.)
- Личностный подход (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В.Запорожец,
А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский, Д.Б. Эльконин и др.)

5

В соответствии с Федеральными государственными требованиями
Программа опирается на основные принципы её построения:
1) Принцип развивающего обучения, реализуется через деятельность
каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
2) Принцип научной обоснованности и практической применимости,
т.е. соответствие основных положений возрастной психологии и
дошкольной педагогики;
3) Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих
целей и задач в процессе реализации.
4) Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с
возрастными возможностями и особенностями воспитанников,
спецификой и возможностями образовательных областей;
5) Комплексно-тематический принцип построения образовательного
процесса.
6) Принцип гуманистический, предполагает отбор и использование
гуманных,
личностно-ориентированных,
основанных
на
общечеловеческих
ценностях
методов
психологического
взаимодействия;
1.2.
ЗНАЧИМЫЕ
ДЛЯ
РАЗРАБОТКИ
ХАРАКТЕРИСТИКИ. ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ

ПРОГРАММЫ

В МБДОУ реализуется сопровождение 4 групп детей.
Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он
заполнен существенными физиологическими, психологическими и
социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в
педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами,
субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая,
беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Характеристика
возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима
для правильной организации образовательного процесса, как в условиях
семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения
(группы).
Психологические особенности детей 2-3 лет
Показатели

Характеристика

Ведущая
потребность
Ведущая
функция
Игровая
деятельность

Удовлетворение своих потребностей, потребность в
заботе
Восприятие
Специфические действия с игрушками,
сюжетно-отобразительных действий

элементы
6

Отношения
со Ситуативное: взрослый – источник удовлетворения
взрослыми
потребностей
Отношения
со Эмоционально-практическое: сверстник малоинтересен
сверстниками
Эмоции
Резкие переключения; эмоциональное состояние зависит
от физического комфорта
Способ познания Целевые пробы
Объект познания Непосредственно окружающие предметы, их свойства и
назначения
Восприятие
Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, величина)
Внимание
Непроизвольное, быстро переключается с одной
деятельности на другую. Удерживает внимание
кратковременно (зависит от заинтересованности)
Память
Непроизвольная
(эмоционально
окрашенная
информация), преобладает узнавание, а не запоминание,
кратковременная
Мышление
Наглядно-действенное
Воображение
Репродуктивное (воссоздание репродукции знакомого
образа)
Условия
Разнообразие окружающей среды
успешности
Новообразования Самопознание, усвоение элементарных норм опрятности
возраста
и поведения в коллективе
Психологические особенности детей 3-4 лет
Характеристика
Показатели
Ведущая
Потребность в общении, уважении, признании
потребность
самостоятельности ребенка.
Ведущая
Восприятие
функция
Игровая
Партнерская
со
взрослыми;
индивидуальная
с
деятельность
игрушками, игровое действие.
Отношение
со Ситуативно-деловое: взрослый – источник способов
взрослыми
деятельности, партнер по игре и творчеству.
Отношения
со Эмоционально-практическое: сверстник малоинтересен.
сверстниками
Эмоции
Резкие переключения; эмоциональное состояние зависит
от физического комфорта.
Способ познания Экспериментирование. Конструирование.
Объект познания Непосредственно окружающие предметы, их свойства и
назначения.
Восприятие
Восприятие сенсорных эталонов (цвет. Форма, размер)
7

Внимание

Непроизвольное; быстро переключается с одной
деятельности на другую. Удерживает внимание 5-10 мин.
Объем внимания 3-4 предмета.
Память
Непроизвольная
(эмоционально
окрашенная
информация), преобладает узнавание, а не запоминание;
кратковременная. Объем памяти 3-4 предмета из 5.
Мышление
Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному
мышлению(переход от действий с предметами к
действию с образами: предметы – заместители, картинки)
Воображение
Репродуктивное (воссоздание репродукции знакомого
образа)
Условия
Разнообразие
окружающей
среды;
партнерские
успешности
отношения со взрослыми.
Новообразования Самопознание, усвоение первичных нравственных норм.
возраста
Психологические особенности детей 4-5 лет

Показатели
Ведущая
потребность
Ведущая функция
Игровая
деятельность
Отношения
со
взрослыми
Отношения
со
сверстниками
Эмоции
Способ познания
Объект познания
Восприятие
Внимание

Память
Мышление

Нормативы
Потребность в общении, познавательная активность
Наглядно-образное мышление
Коллективная со сверстниками, ролевой диалог, игровая
ситуация
Внеситуативно-деловое:
взрослый
–
источник
информации
Ситуативно-деловое: сверстник интересен как партнер
по сюжетной игре
Более ровные старается контролировать, проявляются
элементы эмоциональной отзывчивости.
Вопросы, рассказы взрослого, экспериментирование.
Предметы
и
явления
непосредственно
не
воспринимаемые
Восприятие сенсорных эталонов, свойств предметов.
Внимание зависит от интереса ребенка, развиваются
устойчивость
и
возможность
произвольного
переключения. Удерживает внимание 10-15 мин
Объем внимания 4-5 предметов
Кратковременная, эпизодическое запоминание зависит
от вида деятельности. Объем памяти 4-5 предмета из 5,
2-3 действия.
Наглядно-образное
8

Воображение
Условия
успешности
Новообразование
возраста

Репродуктивное, появление творческого воображения
Кругозор взрослого и хорошо развитая речь
1. Контролирующая функция речи: речь способствует
организации собственной деятельности.
2. развитие способности выстраивать элементарные
умозаключения.

Возрастные особенности детей 5 -6 лет

Показатели
Ведущая
потребность
Ведущая функция
Игровая
деятельность
Отношения
со
взрослыми
Отношения
со
сверстниками
Эмоции
Способ познания
Объект познания
Восприятие

Внимание
Память
Мышление
Воображение
Условия
успешности
Новообразования
возраста

Нормативы
Потребность в общении
Воображение
Усложнение игровых замыслов, длительные игровые
объединения.
Внеситуативно-деловое + внеситуативно-личностное:
взрослый – источник информации, собеседник.
Ситуативно-деловое: углубление интереса как к
партнеру по играм, предпочтении в общении.
Преобладание ровного оптимистичного настроения.
Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная
деятельность, экспериментирование
Предметы
и
явления
непосредственно
не
воспринимаемые, нравственные нормы.
Знания о предметах и их свойствах расширяются
(восприятие времени, пространства), организуются в
систему и используются в различных видах
деятельности.
Начало формирования произвольного внимания.
Удерживает внимание 15-20 мин. Объем внимание 8-10
предметов.
Развитие целенаправленного запоминания. Объем
памяти 5-7 предметов из 10, 3-4 действия.
Наглядно-образное, начало формирования логического
мышления.
Развитие творческого воображения.
Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь
1.Планирующая функция речи.
2.Предвосхищение результата деятельности.
3.Начало
формирования
высших
чувств
(интеллектуальные, моральные, эстетические).
9

Различные целевые группы для оказания адресной психологической
помощи (на основе ФОП ДО)
1. Нормотипичные дети с нормативным кризисом развития.
2. Обучающиеся с особыми образовательными потребностями:
 с ОВЗ и/или инвалидностью, получившие статус в
установленном порядке;
 обучающиеся по индивидуальному учебному плану / учебному
расписанию на основании медицинского заключения (часто
болеющие дети (ЧБД))
 обучающиеся,
испытывающие
трудности
в
освоении
образовательных программ, развитии, социальной адаптации;
 одарённые обучающиеся.
3. Дети и/или семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации,
признанные таковыми в нормативно установленном порядке.
4. Дети и/или семьи, находящиеся в социально опасном положении
(безнадзорные, беспризорные, склонные к бродяжничеству),
признанные таковыми в нормативно установленном порядке.
5. Обучающиеся «группы риска»: проявляющие комплекс выраженных
факторов
риска
негативных
проявлений
(импульсивность,
агрессивность, неустойчивая или крайне низкая/завышенная
самооценка, завышенный уровень притязаний).

1.3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ.
КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
Планируемые результаты программы психологического сопровождения
образовательного процесса в ДОУ согласуются с представленными во ФГОС
ДО и ФОП ДО целевыми ориентирами.
Критерии результативности деятельности педагога – психолога:
1) обеспечение учета специфики возрастного психофизического развития
воспитанников при реализации основной общеобразовательной
программы;
2) достижение
необходимого
уровня
психолого-педагогической
компетентности педагогов и родителей,
3) сформированность у воспитанников ценностных установок на
здоровый и безопасный образ жизни;
4) обеспечение дифференцированного и индивидуализированного
обучения, в том числе реализация индивидуальных образовательных
10

маршрутов и психологического сопровождения образовательного
процесса;
5) функционирование
системы
мониторингов
возможностей
и
способностей воспитанников, выявления и поддержки одаренных
детей, детей с особыми образовательными потребностями;
6) сформированность коммуникативных навыков у воспитанников;
7) реализация всех форм психолого-педагогического сопровождения
участников
образовательного
процесса
(диагностика,
консультирование, коррекционно - развивающая работа, профилактика,
просвещение).
Планируемые результаты в раннем возрасте (к трем годам):
- у ребёнка развита крупная моторика, он активно использует освоенные
ранее движения, начинает осваивать бег, прыжки, повторяет за взрослым
простые имитационные упражнения, понимает указания взрослого,
выполняет движения по зрительному и звуковому ориентирам; с желанием
играет
в
подвижные
игры;
- ребёнок демонстрирует элементарные культурно-гигиенические навыки,
владеет простейшими навыками самообслуживания (одевание, раздевание,
самостоятельно
ест
и
тому
подобное);
- ребёнок стремится к общению со взрослыми, реагирует на их настроение;
- ребёнок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и
подражает
им;
играет
рядом;
- ребёнок понимает и выполняет простые поручения взрослого;
- ребёнок стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом
поведении;
- ребёнок способен направлять свои действия на достижение простой,
самостоятельно поставленной цели; знает, с помощью каких средств и в
какой
последовательности
продвигаться
к
цели;
-ребёнок владеет активной речью, использует в общении разные части речи,
простые предложения из 4-х слов и более, включенные в общение; может
обращаться
с
вопросами
и
просьбами;
- ребёнок проявляет интерес к стихам, сказкам, повторяет отдельные слова и
фразы
за
взрослым;
- ребёнок рассматривает картинки, показывает и называет предметы,
изображенные
на
них;
- ребёнок различает и называет основные цвета, формы предметов,
ориентируется в основных пространственных и временных отношениях;
ребёнок осуществляет поисковые и обследовательские действия;
- ребёнок знает основные особенности внешнего облика человека, его
деятельности; свое имя, имена близких; демонстрирует первоначальные
представления о населенном пункте, в котором живет (город, село и так
далее);
- ребёнок имеет представления об объектах живой и неживой природы
11

ближайшего окружения и их особенностях, проявляет положительное
отношение и интерес к взаимодействию с природой, наблюдает за явлениями
природы,
старается
не
причинять
вред
живым
объектам;
- ребёнок с удовольствием слушает музыку, подпевает, выполняет простые
танцевальные
движения;
- ребёнок эмоционально откликается на красоту природы и произведения
искусства;
- ребёнок осваивает основы изобразительной деятельности (лепка,
рисование) и конструирования: может выполнять уже довольно сложные
постройки (гараж, дорогу к нему, забор) и играть с ними; рисует дорожки,
дождик,
шарики;
лепит
палочки,
колечки,
лепешки;
- ребёнок активно действует с окружающими его предметами, знает
названия, свойства и назначение многих предметов, находящихся в его
повседневном
обиходе;
- ребёнок в играх отображает действия окружающих ("готовит обед",
"ухаживает за больным" и другое), воспроизводит не только их
последовательность и взаимосвязь, но и социальные отношения (ласково
обращается с куклой, делает ей замечания), заранее определяет цель ("Я буду
лечить куклу").
Планируемые результаты в дошкольном возрасте (к 4 годам):
- ребёнок демонстрирует положительное отношение к разнообразным
физическим упражнениям, проявляет избирательный интерес к отдельным
двигательным действиям (бросание и ловля мяча, ходьба, бег, прыжки) и
подвижным играм;
- ребёнок проявляет элементы самостоятельности в двигательной
деятельности, с интересом включается в подвижные игры, стремится к
выполнению правил и основных ролей в игре, выполняет простейшие
правила построения и перестроения, выполняет ритмические упражнения под
музыку;
- ребёнок демонстрирует координацию движений при выполнении
упражнений, сохраняет равновесие при ходьбе, беге, прыжках, способен
реагировать на сигналы, переключаться с одного движения на другое,
выполнять движения в общем для всех темпе;
- ребёнок владеет культурно-гигиеническими навыками: умывание, одевание
и тому подобное, соблюдает требования гигиены, имеет первичные
представления о факторах, положительно влияющих на здоровье;
- ребёнок проявляет доверие к миру, положительно оценивает себя, говорит о
себе в первом лице;
- ребёнок откликается эмоционально на ярко выраженное состояние близких
и сверстников по показу и побуждению взрослых; дружелюбно настроен в
отношении других детей;

12

- ребёнок владеет элементарными нормами и правилами поведения,
связанными с определенными разрешениями и запретами ("можно",
"нельзя"), демонстрирует стремление к положительным поступкам;
- ребёнок демонстрирует интерес к сверстникам в повседневном общении и
бытовой деятельности, владеет элементарными средствами общения в
процессе взаимодействия со сверстниками;
- ребёнок проявляет интерес к правилам безопасного поведения; осваивает
безопасные способы обращения со знакомыми предметами ближайшего
окружения;
- ребёнок охотно включается в совместную деятельность со взрослым,
подражает его действиям, отвечает на вопросы взрослого и комментирует его
действия в процессе совместной деятельности;
- ребёнок произносит правильно в словах все гласные и согласные звуки,
кроме шипящих и сонорных, согласовывает слова в предложении в роде,
числе и падеже, повторяет за педагогическим работником (далее - педагог)
рассказы из 3-4 предложений, пересказывает знакомые литературные
произведения, использует речевые формы вежливого общения;
- ребёнок понимает содержание литературных произведений и участвует в их
драматизации, рассматривает иллюстрации в книгах, запоминает небольшие
потешки, стихотворения, эмоционально откликается на них;
- ребёнок демонстрирует умения вступать в речевое общение со знакомыми
взрослыми: понимает обращенную к нему речь, отвечает на вопросы,
используя простые распространенные предложения; проявляет речевую
активность в общении со сверстником;
- ребёнок совместно со взрослым пересказывает знакомые сказки, короткие
стихи;
- ребёнок демонстрирует познавательную активность в деятельности,
проявляет эмоции удивления в процессе познания, отражает в общении и
совместной деятельности со взрослыми и сверстниками полученные
представления о предметах и объектах ближайшего окружения, задает
вопросы констатирующего и проблемного характера;
- ребёнок проявляет потребность в познавательном общении со взрослыми;
демонстрирует стремление к наблюдению, сравнению, обследованию
свойств и качеств предметов, к простейшему экспериментированию с
предметами и материалами: проявляет элементарные представления о
величине, форме и количестве предметов и умения сравнивать предметы по
этим характеристикам;
- ребёнок проявляет интерес к миру, к себе и окружающим людям;
ребёнок знает об объектах ближайшего окружения: о родном населенном
пункте, его названии, достопримечательностях и традициях;
- ребёнок имеет представление о разнообразных объектах живой и неживой
природы ближайшего окружения, выделяет их отличительные особенности и
свойства, различает времена года и характерные для них явления природы,
имеет представление о сезонных изменениях в жизни животных, растений и
13

человека, интересуется природой, положительно относится ко всем живым
существам, знает о правилах поведения в природе, заботится о животных и
растениях, не причиняет им вред;
- ребёнок способен создавать простые образы в рисовании и аппликации,
строить простую композицию с использованием нескольких цветов,
создавать несложные формы из глины и теста, видоизменять их и украшать;
использовать простые строительные детали для создания постройки с
последующим её анализом;
- ребёнок с интересом вслушивается в музыку, запоминает и узнает знакомые
произведения, проявляет эмоциональную отзывчивость, различает
музыкальные ритмы, передает их в движении;
- ребёнок активно взаимодействует со сверстниками в игре, принимает на
себя роль и действует от имени героя, строит ролевые высказывания,
использует предметы-заместители, разворачивает несложный игровой сюжет
из нескольких эпизодов;
- ребёнок в дидактических играх действует в рамках правил, в
театрализованных играх разыгрывает отрывки из знакомых сказок, рассказов,
передает интонацию и мимические движения.
Планируемые результаты в дошкольном возрасте (к 5 годам):
- ребёнок проявляет интерес к разнообразным физическим упражнениям,
действиям с физкультурными пособиями, настойчивость для достижения
результата, испытывает потребность в двигательной активности;
- ребёнок демонстрирует координацию, быстроту, силу, выносливость,
гибкость, ловкость, развитие крупной и мелкой моторики, активно и с
интересом выполняет основные движения, общеразвивающие упражнения и
элементы спортивных упражнений, с желанием играет в подвижные игры, ориентируется в пространстве, переносит освоенные движения в
самостоятельную деятельность;
- ребёнок стремится узнать о правилах здорового образа жизни, готов
элементарно охарактеризовать свое самочувствие, привлечь внимание
взрослого в случае недомогания;
- ребёнок стремится к самостоятельному осуществлению процессов личной
гигиены, их правильной организации;
- ребёнок выполняет самостоятельно правила общения со взрослым,
внимателен к его словам и мнению, стремится к познавательному,
интеллектуальному общению со взрослыми: задает много вопросов
поискового характера, стремится к одобряемым формам поведения, замечает
ярко выраженное эмоциональное состояние окружающих людей, по примеру
педагога проявляет сочувствие;
- ребёнок без напоминания взрослого здоровается и прощается, говорит
"спасибо" и "пожалуйста";

14

- ребёнок демонстрирует стремление к общению со сверстниками, по
предложению педагога может договориться с детьми, стремится к
самовыражению в деятельности, к признанию и уважению сверстников;
- ребёнок познает правила безопасного поведения и стремится их выполнять
в повседневной жизни;
- ребёнок самостоятелен в самообслуживании;
- ребёнок проявляет познавательный интерес к труду взрослых, профессиям,
технике; отражает эти представления в играх;
- ребёнок стремится к выполнению трудовых обязанностей, охотно
включается в совместный труд со взрослыми или сверстниками;
ребёнок инициативен в разговоре, использует разные типы реплик и простые
формы объяснительной речи, речевые контакты становятся более
длительными и активными;
- ребёнок большинство звуков произносит правильно, пользуется средствами
эмоциональной и речевой выразительности;
- ребёнок самостоятельно пересказывает знакомые сказки, с небольшой
помощью взрослого составляет описательные рассказы и загадки;
- ребёнок проявляет словотворчество, интерес к языку, с интересом слушает
литературные тексты, воспроизводит текст;
- ребёнок способен рассказать о предмете, его назначении и особенностях, о
том, как он был создан;
- ребёнок проявляет стремление к общению со сверстниками в процессе
познавательной деятельности, осуществляет обмен информацией; охотно
сотрудничает со взрослыми не только в совместной деятельности, но и в
свободной самостоятельной; отличается высокой активностью и
любознательностью;
- ребёнок активно познает и называет свойства и качества предметов,
особенности объектов природы, обследовательские действия; объединяет
предметы и объекты в видовые категории с указанием характерных
признаков;
- ребёнок задает много вопросов поискового характера, включается в
деятельность экспериментирования, использует исследовательские действия,
предпринимает попытки сделать логические выводы;
- ребёнок с удовольствием рассказывает о себе, своих желаниях,
достижениях, семье, семейном быте, традициях; активно участвует в
мероприятиях и праздниках, готовящихся в группе, в ДОО, имеет
представления о малой родине, названии населенного пункта, улицы,
некоторых памятных местах;
- ребёнок имеет представление о разнообразных представителях живой
природы родного края, их особенностях, свойствах объектов неживой
природы, сезонных изменениях в жизни природы, явлениях природы,
интересуется природой, экспериментирует, положительно относится ко всем
живым существам, знает правила поведения в природе, стремится
самостоятельно ухаживать за растениями и животными, беречь их;
15

- ребёнок владеет количественным и порядковым счетом в пределах пяти,
умением непосредственно сравнивать предметы по форме и величине,
различает части суток, знает их последовательность, понимает временную
последовательность "вчера, сегодня, завтра", ориентируется от себя в
движении; использует математические представления для познания
окружающей действительности;
- ребёнок проявляет интерес к различным видам искусства, эмоционально
откликается на отраженные в произведениях искусства действия, поступки,
события;
- ребёнок проявляет себя в разных видах музыкальной, изобразительной,
театрализованной
деятельности,
используя
выразительные
и
изобразительные средства;
- ребёнок использует накопленный художественно-творческой опыт в
самостоятельной деятельности, с желанием участвует в культурно-досуговой
деятельности (праздниках, развлечениях и других видах культурнодосуговой деятельности);
- ребёнок создает изображения и постройки в соответствии с темой,
используя
разнообразные
материалы,
владеет
техническими
и
изобразительными умениями;
- ребёнок называет роль до начала игры, обозначает новую роль по ходу
игры, активно использует предметы-заместители, предлагает игровой
замысел и проявляет инициативу в развитии сюжета, активно включается в
ролевой диалог, проявляет творчество в создании игровой обстановки;
- ребёнок принимает игровую задачу в играх с правилами, проявляет интерес
к результату, выигрышу; ведет негромкий диалог с игрушками,
комментирует их "действия" в режиссерских играх.
Планируемые результаты в дошкольном возрасте (к 6 годам):
- ребёнок демонстрирует ярко выраженную потребность в двигательной
активности, проявляет интерес к новым и знакомым физическим
упражнениям, пешим прогулкам, показывает избирательность и инициативу
при выполнении упражнений, имеет представления о некоторых видах
спорта, туризме, как форме активного отдыха;
- ребёнок проявляет осознанность во время занятий физической культурой,
демонстрирует выносливость, быстроту, силу, гибкость, ловкость,
координацию, выполняет упражнения в заданном ритме и темпе, способен
проявить творчество при составлении несложных комбинаций из знакомых
упражнений;
- ребёнок проявляет доступный возрасту самоконтроль, способен привлечь
внимание других детей и организовать знакомую подвижную игру;
- ребёнок проявляет духовно-нравственные качества и основы патриотизма в
процессе ознакомления с видами спорта и достижениями российских
спортсменов;
16

- ребёнок владеет основными способами укрепления здоровья (закаливание,
утренняя гимнастика, соблюдение личной гигиены, безопасное поведение и
другие); мотивирован на сбережение и укрепление собственного здоровья и
здоровья окружающих;
- ребёнок настроен положительно по отношению к окружающим, охотно
вступает в общение со взрослыми и сверстниками, проявляет сдержанность
по отношению к незнакомым людям, при общении со взрослыми и
сверстниками ориентируется на общепринятые нормы и правила культуры
поведения, проявляет в поведении уважение и привязанность к родителям
(законным представителям), демонстрирует уважение к педагогам,
интересуется жизнью семьи и ДОО;
- ребёнок способен различать разные эмоциональные состояния взрослых и
сверстников, учитывает их в своем поведении, откликается на просьбу
помочь, в оценке поступков опирается на нравственные представления;
- ребёнок проявляет активность в стремлении к познанию разных видов
труда и профессий, бережно относится к предметному миру как результату
труда взрослых, стремится участвовать в труде взрослых, самостоятелен,
инициативен в самообслуживании, участвует со сверстниками в разных
видах повседневного и ручного труда;
- ребёнок владеет представлениями о безопасном поведении, соблюдает
правила безопасного поведения в разных видах деятельности, демонстрирует
умения правильно и безопасно пользоваться под присмотром взрослого
бытовыми предметами и приборами, безопасного общения с незнакомыми
животными, владеет основными правилами безопасного поведения на улице;
- ребёнок регулирует свою активность в деятельности, умеет соблюдать
очередность и учитывать права других людей, проявляет инициативу в
общении и деятельности, задает вопросы различной направленности,
слушает и понимает взрослого, действует по правилу или образцу в разных
видах деятельности, способен к произвольным действиям;
- ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в процессе
придумывания загадок, сказок, рассказов, владеет первичными приемами
аргументации и доказательства, демонстрирует богатый словарный запас,
безошибочно
пользуется
обобщающими
словами
и
понятиями,
самостоятельно пересказывает рассказы и сказки, проявляет избирательное
отношение к произведениям определенной тематики и жанра;
- ребёнок испытывает познавательный интерес к событиям, находящимся за
рамками личного опыта, фантазирует, предлагает пути решения проблем,
имеет представления о социальном, предметном и природном мире;
- ребёнок устанавливает закономерности причинно-следственного характера,
приводит логические высказывания; проявляет любознательность;
- ребёнок использует математические знания, способы и средства для
познания окружающего мира; способен к произвольным умственным
действиям; логическим операциям анализа, сравнения, обобщения,
систематизации, классификации и другим, оперируя предметами разными по
17

величине, форме, количеству; владеет счетом, ориентировкой в пространстве
и времени;
- ребёнок знает о цифровых средствах познания окружающей
действительности, использует некоторые из них, придерживаясь правил
безопасного обращения с ними;
- ребёнок проявляет познавательный интерес к населенному пункту, в
котором живет, знает некоторые сведения о его достопримечательностях,
событиях городской и сельской жизни; знает название своей страны, её
государственные символы;
- ребёнок имеет представление о живой природе разных регионов России,
может классифицировать объекты по разным признакам; имеет
представление об особенностях и потребностях живого организма,
изменениях в жизни природы в разные сезоны года, соблюдает правила
поведения в природе, ухаживает за растениями и животными, бережно
относится к ним;
- ребёнок проявляет интерес и (или) с желанием занимается музыкальной,
изобразительной, театрализованной деятельностью; различает виды, жанры,
формы в музыке, изобразительном и театральном искусстве; проявляет
музыкальные и художественно-творческие способности;
- ребёнок принимает активное участие в праздничных программах и их
подготовке; взаимодействует со всеми участниками культурно-досуговых
мероприятий;
- ребёнок самостоятельно определяет замысел рисунка, аппликации, лепки,
постройки, создает образы и композиционные изображения, интегрируя
освоенные техники и средства выразительности, использует разнообразные
материалы;
- ребёнок согласовывает свои интересы с интересами партнеров в игровой
деятельности, умеет предложить и объяснить замысел игры, комбинировать
сюжеты на основе разных событий, создавать игровые образы, управлять
персонажами в режиссерской игре;
ребёнок проявляет интерес к игровому экспериментированию, развивающим
и познавательным играм, в играх с готовым содержанием и правилами
действует в точном соответствии с игровой задачей и правилами.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА
Содержание работы педагога-психолога ДОУ со всеми участниками
образовательного процесса строится по основным направлениям
деятельности: психологическая диагностика, психологическая коррекция и
развитие, психологическое просвещение, психологическая профилактика,
18

психологическое
консультирование,
организационно-методическая
деятельность, экспертная деятельность.
Педагог-психолог осуществляет деятельность в пределах своей
профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими разные
уровни психического развития.
Деятельность
педагога-психолога
ДОУ
регламентирована
профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере
образования)», утверждённым приказом Минтруда России от 24.07.2015 г. №
514н. Данный приказ определяет основные направления работы (трудовые
функции) педагога-психолога и их содержание.
2.1.1.Психологическая диагностика
Психологическая диагностика – психолого-педагогическое изучение
индивидуальных особенностей личности с целью выявления особенностей
психического развития ребенка, сформированности определенных
психологических новообразований, соответствия
уровня развития
познавательных процессов, личностных и межличностных образований
возрастным ориентирами требованиям общества.
Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с
согласия его родителей (законных представителей).
Результаты психологической диагностики используются для решения
задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной
коррекции развития детей. Основные методы психодиагностики –
тестирование, наблюдение, беседа с применением проективных техник,
приемов арт-терапии.
Диагностическая работа включает:
 своевременное выявление детей, нуждающихся в психологопедагогическом сопровождении;
 раннюю (с первых дней пребывания обучающегося в ДОУ)
диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей
социальной адаптации;
 комплексный сбор сведений об обучающемся на основании
диагностической информации от специалистов разного профиля;
 определение уровня актуального и зоны ближайшего развития
обучающегося с ОВЗ, с трудностями в обучении и социализации,
выявление его резервных возможностей;
 изучение уровня общего развития обучающегося (с учётом
особенностей нозологической группы) возможностей вербальной и
невербальной коммуникации со сверстниками и взрослыми;
 изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных
19













особенностей обучающихся;
изучение
индивидуальных
образовательных
и
социальнокоммуникативных потребностей обучающихся;
изучение социальной ситуации развития и условий семейного
воспитания ребёнка;
изучение уровня адаптации и адаптивных возможностей обучающихся;
изучение направленности детской одарённости;
изучение, констатацию в развитии ребёнка его интересов и
склонностей, одарённости;
мониторинг развития детей и предупреждение возникновения
психолого-педагогических проблем в их развитии;
выявление детей – мигрантов, имеющих трудности в обучении и
социально-психологической
адаптации,
дифференциальная
диагностика и оценка этнокультурной природы имеющихся
трудностей;
всестороннее психолого-пелагическое изучение личности ребёнка;
выявление и изучение неблагоприятных факторов социальной среды и
рисков образовательной среды;
системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и
динамикой развития обучающегося, а также за созданием необходимых
условий,
соответствующих
особым
(индивидуальным)
образовательным потребностям обучающегося.

Направление/
цель
психодиагностического
Возраст
обследования
ДИАГНОСТИКА АДАПТАЦИИ К ДЕТСКОМУ САДУ
А.С.
Роньжина Определение
уровня От 2 до 4 лет
Диагностика
уровня адаптированности ребенка к
адаптированности
дошкольному учреждению.
ребенка
к
дошкольному
учреждению.
Психодиагностический
инструментарий

Форма
проведения
Индивидуальная
/ групповая.
Заполнение
Листов
адаптации

ДИАГНОСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
Метод «корректурных Исследования
внимания, Модификация Индивидуальная
проб»
Анфимова- утомляемости,
темпа для
детей / групповая
Бурдона
деятельности,
дошкольного
работоспособности,
возраста
умственной продуктивности,
произвольности
Доска Сегена.
Методика
направлена
на Модификация Индивидуальная
20

исследование
доступности
простых
целенаправленных
действий, зрительно-моторной
координации,
пространственной
ориентации,
зрительногопространственного
гнозиса,
действия
«на
глаз»,
пространственного
мышления,
исследование
обучаемости.
Альбом
Комплексная
оценка
«Нейропсихологическа произвольности, регуляции и
я
диагностика
в характеристик
высших
детском возрасте»
психических
функций
и
Ж.М.Глозман,
аффективного состояния.
А.Ю.Потанина,
А.Е.Соболева
Методика запоминания Исследование характеристик
10 слов А.Р. Лурия.
вербальной
памяти,
утомляемости, внимания.
Тест
Торренса
«Завершение
картинок»
(адаптация
А.Н.
Воронина).
Экспресс-диагностика
в
детском
саду:
Комплект материалов
для
педагоговпсихологов
детских
дошкольных
образовательных
учреждений
Л.Г. Руденко
,
Н.Н.Павловой.
Психологопедагогическая
диагностика развития
детей
под.
ред.
Е.А. Стребелевой
Тест
«Нарисуй
человека» Ф. Гудинаф,
К. Маховер и т.д.

Диагностика
мышления.

для
детей
дошкольного
возраста от 2-3
лет

Модификация Индивидуальная
для
детей
дошкольного
возраста

Модификация Индивидуальная
для
детей
дошкольного
возраста
творческого Модификация Индивидуальная
для
детей
дошкольного
возраста

Комплексное
обследование для
детей Индивидуальная
познавательных процессов.
дошкольного
возраста 2-7

Изучения
уровня Для детей от 2 Индивидуальная
познавательного развития.
до 7 лет.

Исследование
уровня Для
детей Индивидуальная
психического
и дошкольного
интеллектуального развития возраста
ребенка.
Тест Дж. Равена.
Измерение
уровня С 5 лет.
Индивидуальная
интеллектуального развития.
ДИАГНОСТИКА ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ

21

«Графический диктант» Диагностика
Старший
Д.Б. Эльконина.;
сформированности
дошкольный
Гуткина Н.И «Домик»
предпосылок
учебной возраст
деятельности,
умение
действовать по правилу,
самостоятельно действовать
по указанию взрослого,
ориентироваться на систему
условий задачи, выявляет
произвольность действий и
сформированность
эмоционально-волевой сферы,
выявление
пространственной
ориентировки и развитие
мелких
движений,
зрительно-моторной
координации,
мелкой
моторики, самостоятельного
анализа образца.
Скрининговая программа
диагностики
сформированности
предпосылок
учебной
деятельности
Е.А. Екжановой

Комплексная
диагностика
психофизиологических
и
интеллектуальных функций,
сформированности
предпосылок
учебной
деятельности.

Индивидуальная
/ групповая

Модификация Индивидуальная/
для
детей групповая
дошкольного
возраста 5-7
лет

ДИАГНОСТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ДОШКОЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Проективный
тест Эмоциональное принятие новой Модификаци Индивидуальная
личностных
социальной ситуации.
я для детей
отношений,
дошкольного
социальных
эмоций
возраста
«Домики»
О.А. Ореховой.
Т.С.Воробьева
«Методика
диагностики
эмоционального
благополучия»

Старший
дошкольный
возраст

Индивидуальная/
групповая

ДИАГНОСТИКА СВОЙСТВ ЛИЧНОСТНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ
СФЕРЫ
Восьмицветовой тест Исследование эмоционального Старший
Индивидуальная
Люшера.
состояния ребенка.
дошкольный
возраст 5-7
лет
Методика «Лесенка». Диагностика самооценки.
Старший
Индивидуальная
В.Г. Щур.
дошкольный
возраст 5-7
22

лет
«Тест
тревожности»
Р. Темпл,
М. Дорки,
В. Амен).
Детский
апперцептивный тест
(КАТ)
Беллак
Л.,
Беллак С.

Исследование ситуативной и Старший
личностной тревожности.
дошкольный
возраст
Изучение
личностных С4 лет
особенностей,
взаимоотношений в семье и,
братьями и сестрами

Индивидуальная

Методика «Страхи в
домиках».
Модификация
М.А.
Панфиловой.
«Кактус» Панфилова
М.А.
А.Л.Венгер
«Несуществующее
животное»

Диагностика страхов ребенка.

С 3 лет.

Индивидуальная.

Определения уровня агрессии

С5 лет

Индивидуальная.

Изучение
эмоционально- С5лет
волевой сферы, личностных
особенностей

Индивидуальная.

Индивидуальная.

ДИАГНОСТИКА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Проективная методика Диагностика эмоционального Модификаци Индивидуальная
«Рисунок
семьи» благополучия и структуры я для детей
Венгер А.Л.
семейных отношений.
дошкольного
возраста
«Семья
в
образе
животных»
«Опросник
Определить тип родительского Родители
родительского
отношения к ребенку
отношения»
Столин
В.В., Варга А.Я

ДИАГНОСТИКА ПЕДАГОГОВ
«Поведение
в Определение
конфликте»
поведения
в
К. Томас
ситуации

Индивидуальная

стратегии Педагоги
конфликтной

Индивидуальная

Бойко
В.В Определить
уровень Педагоги
«Диагностика уровня эмоционального выгорания
эмоционального
выгорания»

Индивидуальная

Диагностическое сопровождение родителей дошкольников:
 Опросник

«Взаимодействие родитель – ребенок» (автор И.М. Марковская).
23

 Опросник

«Анализ семейных взаимоотношений» (диагностика типа

семейного
воспитания и характера его нарушений, автор Э.Г. Эйдемиллер)
 Опросник «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (FACES-3)
 Тест семейная социограмма Эйдемилира.
 Методика диагностики родительского отнощения (ОРО) (А.Я. Варга, В.В.
Столин)
 Опросник «Измерение родительских установок и реакций» (изучение общих
особенностей воспитания, авторы Е.С. Шефер, Р.К. Белл)
Диагностика в сопровождении педагогического коллектива ДОУ:
 Опросник Профессиональное (эмоциональное) выгорание (MBI)
адаптация Водопьянова Н.Е.
 Опросник Профессиональное (эмоциональное) выгорание. Методика К.
Маслач и С. Джексон.
 Измерение эмоционального интеллекта – опросник ЭМИН (Д.В.
Люсин).
 Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко
 Шкала психологического благополучия К. Риффа (адаптация Л.А.
Пергаменщик, Н.Н. Лепешинский).
 Вербальный фрустрационный тест (Л.Н. Собчик).
 Диагностика социального интеллекта (Дж. Гилфорда).
 Опросник потребности в достижении Ю.М. Орлова
 Шкала оценки мотивации одобрения Ю.Л. Ханина (адаптация МарлоуКроуна).
 Методика диагностики коммуникативных установок В.В. Бойко
 Диагностика временных ориентация и жизненных перспектив Ф.
Зимбардо, Дж. Ньютенна.
 Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А.
Дарки.
 Оценка коммуникативных и организаторских склонностей (КОС).
 Шкала самомониторинга М. Снайдера
 Опросник самоорганизации деятельности ОСД (Е.Ю. Мандрикова).
 Самоактуализационный тест Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, М.В. Латинская.
 Опросник способов совладания WCQ (адаптация Т.Л. Крюкова, Е.В.
Куфтяк).
24

Психодиагностическое обследование проводится:
 Для оптимизации образовательного процесса и динамики развития
детей в ОВЗ в ДОУ с апреля по май проводится скрининг-диагностика
воспитанников ДОУ на предмет
определения уровня развития
познавательных процессов (восприятие, внимание, память, мышление
и др.) и эмоционально-личностной сферы.
 Ежегодно в марте проводится психологическое обследование детей на
определение уровня развития познавательных процессов для
прохождения процедуры ППк и ПМПК с целью зачисления детей в
группы комбинированной направленности для детей с ТНР, ЗПР.
 В течение всего учебного года по запросам участников
образовательного процесса (педагогов, родителей) проводится
дополнительная углубленная диагностика развития ребенка.
 Ежегодно в январе-феврале проводится психодиагностическое
обследование с целью изучения особенностей психоэмоциональной
сферы
педагогов
для
профилактики
«профессионального
(эмоционального) выгорания».
 По завершению периода адаптации для вновь поступивших детей в
ноябре-декабре проводится обследование детей на определение уровня
адаптации к ДОУ (Лист адаптации).
 Диагностическое обследование уровня психологической готовности к
обучению к школе проводится в подготовительных к школе группах в
апреле месяце.
2.1.2. Психологическая экспертиза комфортности и безопасности
образовательной среды
В рамках Психологической экспертизы комфортности и безопасности
образовательной среды проводится анкетирование педагогического состава
на предмет определения уровня удовлетворенности своим трудом,
трудности, задачи и возможности воспитательной работы; анализ ресурсов
школы.
ДИАГНОСТИКА В РАМКАХ ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Методика
Определение
Педагоги
определения
удовлетворенности
личности
интегративной
своим трудом»
удовлетворенности
трудом» А.В.Батаршев.
Анкета
«Оценка
родителей/законных
представителей
качеством деятельности
ДОУ

Определить
уровень Родители
удовлетворенности родителями
качеством
предоставляемых
услуг

Индивидуальная

Индивидуальная

25

2.1.3. Психологическое консультирование
Психологическое консультирование - оказание помощи воспитанникам, их
родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим
участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и
образования детей дошкольного возраста.
Задачи консультирования:
1) разработка рекомендаций по основным направлениям работы с
обучающимся с трудностями в обучении и социализации, единых для
всех участников образовательных отношений;
2) консультирование
педагогов
по
выбору
индивидуальноориентированных методов и приемов работы с обучающимся;
3) консультативная помощь семье в вопросах выбора оптимальной
стратегии воспитания и приемов КРР с ребенком
Психологические консультации проводятся со всеми участниками
образовательного процесса. Предметом обсуждения служат результаты
психодиагностики, а также личностные переживания и проблемы.
Психологическое консультирование ведется в отдельном кабинете
индивидуально с соблюдением принципа конфиденциальности.
Направления психологического консультирования
Консультиров
ание
администраци
и, педагогов и
других
работников
образовательн
ой
организации
по проблемам
взаимоотноше
ний
в
трудовом
коллективе и
другим
профессионал
ьным
вопросам.

Консультиро
вание
педагогов по
вопросам
разработки и
реализации
индивидуаль
ных
программ для
построения
индивидуаль
ного
образователь
ного
маршрута с
учётом
особенностей
и
образователь
ных

Консультиро
вание
педагогов по
вопросу
выбора
индивидуаль
но
ориентирован
ных методов
и
приёмов
работы
с
обучающими
ся.

Консультиро
вание
родителей
(законных
представител
ей)
по
проблемам
взаимоотнош
ений
с
воспитанника
ми,
их
развития,
в
вопросах
выбора
оптимальной
стратегии
воспитания и
приёмов
коррекционн
о-

Консультиро
вание
администрац
ии
ДОУ,
педагогов и
родителей
(законных
представител
ей)
по
психологичес
ким
проблемам
обучения,
воспитания и
развития
детей

26

потребностей
конкретного
обучающегос
я.

развивающей
работы
с
ребёнком

2.1.4. Коррекционно-развивающая деятельность
Коррекционная работа направлена на коррекцию нарушений развития
различных категорий детей
и оказание им помощи в усвоении
образовательной программы по результатам диагностического обследования
и Заключений ППк.
Коррекционно-развивающая работа
проводится индивидуально и по
подгруппам с разной степенью регулярности в зависимости от поставленных
задач.
Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками организуется при
согласии родителей (законных представителей).
При выраженных нарушениях в развитии по решению ПМПК на
дошкольника составляется Индивидуальный образовательный маршрут.
Задачи КРР:
 выбор оптимальных для развития обучающегося коррекционноразвивающих
программ
(методик)
психолого-педагогического
сопровождения в соответствии с его особыми (индивидуальными)
образовательными потребностями;
 организация, разработка и проведение специалистами индивидуальных
и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для
преодоления нарушений поведения и развития, трудностей в освоении
образовательной программы и социализации;
 коррекция и развитие высших психических функций;
 развитие эмоционально-волевой и личностной сферы обучающегося и
психологическую коррекцию его поведения;
 развитие
коммуникативных
способностей,
социального
и
эмоционального интеллекта обучающихся, формирование их
коммуникативной компетентности;
 коррекция и развитие психомоторной сферы, координации и регуляции
движений;
 создание условий, обеспечивающих развитие, обучение и воспитание
детей с ярко выраженной познавательной направленностью, высоким
уровнем умственного развития или иной направленностью
одаренности;
 создание насыщенной РППС для разных видов деятельности;
 формирование инклюзивной образовательной среды, в том числе
обеспечивающей включение детей иностранных граждан в российское
27

образовательное пространство с сохранением культуры и
идентичности, связанных со страной исхода (происхождения);
 оказание поддержки ребенку в случаях неблагоприятных условий
жизни,
психотравмирующих
обстоятельствах
при
условии
информирования соответствующих структур социальной защиты;
 преодоление педагогической запущенности в работе с обучающимся,
стремление устранить неадекватные методы воспитания в семье во
взаимодействии родителей (законных представителей) с детьми;
 помощь в устранении психотравмирующих ситуаций в жизни ребенка
В соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного
образования (ФОП ДО) педагогом-психологом оказывается адресная
психологическая помощь следующим целевым группам:
Нормотипичные Оказание помощи и поддержки в осуществлении поиска
дети
и реализации ребенком новых способов сотрудничества с
взрослыми, в которых возможно проявление сильных
сторон детского «Я».
Создание условия для проявления самостоятельности,
преодоления психоэмоционального напряжения и
адаптации к условиям ДОУ.
Сопровождение кризисов 3 и 7 лет
Одаренные дети Определение вида одаренности, интеллектуальных и
личностных особенностей детей, прогноз возможных
проблем и потенциала развития;
- вовлечение
родителей в образовательный процесс и установление с
ними отношений сотрудничества как обязательного
условия поддержки и развития одаренного ребенка;
Создание атмосферы доброжелательности, заботы и
уважения по отношению к ребенку, обстановки,
формирующей
у
ребенка
чувство
собственной
значимости,
поощряющей
проявление
его
индивидуальности;
Сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка,
развитие
его
индивидуальных
способностей
и
творческого потенциала как субъекта отношений с
людьми, миром и самим собой;
Формирование коммуникативных навыков и развитие
эмоциональной устойчивости;
Организация предметно-развивающей, обогащённой
образовательной среды в условиях ДОУ, благоприятную
для развития различных видов способностей и
28

одаренности.
Частоболеющие
дети

Создание условий для успешной социализации,
оптимизации межличностного взаимодействия со
взрослыми и сверстниками
Коррекция/развитие коммуникативной, личностной,
эмоционально-волевой сфер, познавательных процессов.
Снижение тревожности.
-Помощь в разрешении поведенческих проблем.

Дети билингва, Развитие коммуникативных навыков, формирование
дети мигрантов чувствительности к сверстнику, его эмоциональному
состоянию, намерениям и желаниям;
Формирование уверенного поведения и социальной
успешности; коррекцию деструктивных эмоциональных
состояний, возникающих вследствие попадания в новую
языковую и культурную среду (тревога, неуверенность,
агрессия);
Создание атмосферы доброжелательности, заботы и
уважения по отношению к ребенку.
Предупреждение
вторичных
биологических
и
социальных отклонений в развитии, затрудняющих
образование и социализацию обучающихся, коррекцию
нарушений психического и физического развития
средствами коррекционной педагогики, специальной
психологии и медицины;
Формирование у обучающихся механизмов компенсации
дефицитарных функций, не поддающихся коррекции, в
том числе с использованием ассистивных технологий.
Направления
психологической
коррекционноразвивающей деятельности согласно Заключению
ПМПК.
Дети и семьи в Совершенствование умений, навыков, способностей,
ТЖС
позволяющих ребёнку идентифицировать свои мысли,
чувства, поведение для установления доверительных
отношений с другими.
Способствование
отреагированию
негативных
переживаний, связанных с травмой.
Актуализация внутренних ресурсов самого ребёнка,
помогающих
перерабатывать
травматические
переживания и снизить риски, связанных с развитием
Дети с ОВЗ

29

посттравматической симптоматики
процесса
развития
ребёнка
Дети и семьи в Сопровождение
СОП
(профилактика и коррекция отклонений в развитии
ребёнка);
-Проведение коррекционно-развивающих мероприятий,
направленных на стабилизацию или налаживание детскородительских отношений.
Дети
риска

/развитие
социально-коммуникативной,
группы Коррекция
личностной, эмоционально-волевой сферы;
Помощь в решение поведенческих проблем;
Формирование
адекватных,
социально-приемлемых
способов поведения;
Развитие рефлексивных способностей;
Совершенствование способов саморегуляции.

Включение ребенка из любой целевой группы в программу КРР, определение
индивидуального маршрута психолого-педагогического сопровождения
осуществляется на основе заключения ППК по результатам психологической
диагностики или по обоснованному запросу педагога/родителей (законных
представителей).
2.1.5. Психологическое просвещение
Психологическое просвещение направлено на повышение психологической
компетенции педагогов и родителей.
Различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы,
информационные стенды, печатные материалы, электронные ресурсы),
направленные на разъяснение участникам образовательных отношений –
обучающимся (в доступной для дошкольного возраста форме), их родителям
(законным представителям), педагогам – вопросов, связанных с
особенностями образовательного процесса и психолого-педагогического
сопровождения обучающихся, в том числе с ОВЗ, трудностями в обучении и
социализации;
Проведение тематических выступлений, онлайн-консультаций для педагогов
и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуальнотипологических особенностей различных категорий обучающихся, в том
числе с ОВЗ, трудностями в обучении и социализации
2.1.6. Психологическая профилактика
30

Одно из приоритетных направлений в деятельности педагога-психолога.
Цель психологической профилактики: обеспечить раскрытие возможностей
возраста, снизить влияние рисков на развитие ребенка, обеспечить раскрытие
его
индивидуальности
(склонностей,
интересов,
предпочтений),
предупредить нарушения в становлении личностной и интеллектуальной
сфер через создание благоприятных психологических условий в
образовательном учреждении.
Психологическая профилактика направлена на развитие коммуникативных
способностей и социальной адаптации детей, развитие познавательных и
творческих способностей детей, игровой деятельности как ведущей в
дошкольном возрасте, развитие эмоциональной сферы, мотивационной.
Работа, направленная на профилактику «эмоционального выгорания»,
создание в ДОУ благоприятного психологического климата, на
профилактику и своевременное разрешение конфликтов, повышение
эффективности в работе с детьми и родителями, профессионального и
личностного роста реализуется посредством проведения индивидуальных
консультаций, выступлениях на педагогических часах, тренингах.
С целью профилактики дезадаптивного поведения ребенка в семье,
формирование доброжелательных доверительных
бесконфликтных
отношений с ребенком и формирование полноценной личности ребенка,
проводятся индивидуальные и групповые консультации, родительские
собрания на данную тематику.
Вид работы.
Цель работы.
Форма
Срок
отчетности.
проведен
ия.
Консультац
Повышение
Протокол
Октя
ия
для психологической компетенции ы
брь.
родителей.
родителей.
родительских
собраний.
Консультац
Цель:помочь родителям ос
Протокол
Апре
ии
для ознать
необходимость ы
ль.
родителей:
авторитета
взрослого
в родительских
« авторитет процессе воспитания, а также собраний.
в семье»
помощь родителям в
разрешении
проблемы
–
авторитет отца. Авторитет род
ителей - важная составляющая
успешности
воспитания.
детей в семье.
Оформление
Повышения
уровня
Статьи
Один
стенда.
психологической
культуры
раз
в
«Информация
педагогов и родителей.
месяц.
психолога»
31

Консультац
ия
для
педагогов:
«Особый
ребенок. Ранний
детский
аутизм».
Консультац
ия
для
педагогов: Как
помочь
педагогу
построить
отношения
с
детьми «группы
риска».
Оформление
групповых
стендов.
«РЕКОМЕНДА
ЦИИ
ПСИХОЛОГА».
Работа
в
сайтом ВК

Обогащение
психологических
педагогов.

запаса
Журнал
знаний учета
групповых
работ.

Обогащение
психологических
практических
педагогов.

запаса
Журнал
знаний и учета
умений групповых
работ.

Повышения
психологических
родителей.

Нояб
рь.

Февр
аль.

уровня
Папка
В
знаний тематических течение
консультаций года.
психолога.
Информац
ионное
консультиров
ание педагогапсихолога.

2.1.7 Огранизационно-методическая работа
Вид работы.

Цель работы.

Консультации и
семинары в рамках
районных,
городских
психологических
центров.
Изготовление
рабочего
стимульного
материала;
оформление
кабинета
психолога.

Повышение
психологической
ориентированности
частных вопросах
методиках.

Форма
отчетности.

Срок
проведения.
Пятниц
а

в
и

Улучшение
материальной базы для
работы.

В
течение
года.

32

Психологомедико
–
педагогический
консилиум (ПМПк).
Анализ
и
оформление
результатов
диагностикокоррекционной
работы совместно с
педагогами,
старшим
воспитателем,
зам.зав. по УВР,
заведующим
МБДОУ.
Работа
с
новинками
психологической и
методической
литературы
Реализация
программы
самообразования по
теме «Инновации в
работе с детьми в
ТЖС»

Работа
по
Документа
выявлению контингента ция ПМПк
воспитанников,
требующих
психологической
помощи и коррекции.

По
плану
работы
ПМПк.

Подготовка
к
семинарам, педсоветам,
разработка
планов
занятий.

В
течение
года.

Повышение уровня
профессиональной
з
компетентности.

Самоанали

По
средам
течение
года.

в

2.2 СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В
РАМКАХ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА
Психолого - педагогический консилиум (ППк) организуется и
функционирует в ДОУ на основании соответствующего Положения, которое
разрабатывается, принимается педагогическим советом учреждения и
утверждается директором.
Цель ППк состоит в выявлении трудностей у воспитанников ДОУ,
определении особых образовательных потребностей для реализации
образовательной программы и проведения коррекционно-образовательной
работы с детьми.
В рамках ППк педагог-психолог:
 Осуществляет консультирование родителей и педагогов по вопросам
оказания помощи детям в рамках ППк;
 Приводит углубленную диагностику развития ребёнка;
33

 Отслеживает результаты коррекционно-развивающей работы;
 Участвует в разработке индивидуальной образовательной траектории
(маршрута);
 Проводит коррекционно-развивающие занятия по рекомендациям ППк.
В начале (сентябрь) и в конце (май) учебного года специалисты ППк, в том
числе педагог-психолог проводят комплексное всестороннее обследование
детей
с целью выявления детей с
особыми образовательными
потребностями.
После этого проводится заседание консилиума и принимается решение о
необходимости
прохождения
территориальной
психолого-медикопедагогической комиссии (ТПМПК) в целях проведения комплексного
обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям психологомедико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания. На
каждого дошкольника готовится пакет документов и характеристики с
результатами обследования. После прохождения ребенком ТПМПК выдается
протокол Заседания с рекомендациями по созданию для воспитанника
специальных образовательных условий, тип группы и/или
индивидуального образовательного маршрута и /или адаптированную
образовательную программу.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Помещение (кабинет) педагога-психолога размещен в здании детского сада
И разделен на зоны Консультативное и Релаксационное
В консультативном кабинете находится:
- письменный стол;
- стеллаж для игрушек и методической литературы и документации;
- стол детский для индивидуального обследования;
- 2 кресла-груши;
- стул взрослый;
- 2 стула детских;
- ковер
- методический материал для проведения диагностики.
В релаксационной находиться:
- прибор «Звездное небо»;
- прибор «Волшебные пряди»;
- зеркальный шар;
- источник света к зеркальному шару;
- тактильный куб (6панелей)
34

- детский зеркальный уголок и интерактивная колонна;
- интерактивный проектор для заливки светом;
- кинетический песок;
- угловой сухой бассейн;
- экспериментальный набор для опытов.
3. 2. Предметно-пространственная развивающая среда
Игрушки и игры для кабинета педагога-психолога подобранны с учетом
возрастных особенностей детей, а также в соответствии с направлениями
коррекционно-развивающей работы:
№ Наименование развивающих игр и игрушек
Количество
п/п
шт.
1.
Серия «твоя игра» мой дом
1
2.
Готовимся к школе «Размышляйка»
1
3.
Готовимся к школе «Запоминайка»
1
4.
Логико малыш «Психология» «Цвет в природе»
2
5.
Логико малыш «Психология» «Цвет в игрушках»
2
6.
Логико малыш «Психология» «Лабиринты»
1
7.
Логико
малыш
«Бытовая
культура» 1
«Последовательность»
8.
Лото «Парочки»
1
9.
Картинки половинки
1
10 «Расскажи сказку»
1
11. «Путешествие в мир эмоций»
1
12. «Короткие истории»
1
13. Развивающие игры: «Не ошибись»
2
14. Развивающие игры: «Ладошки»
2
15. Развивающие игры: «Заселяй домик»
2
16. Развивающие игры: «Произносим звуки»
1
17. Развивающие игры: «Что сначала, что потом» комплект 1
№1
18. Развивающие игры: «Что сначала, что потом» комплект 1
№2
19. Тактильный конструктор (24 детали)
1
20. Куклы мягкие
2
21. Деревянный дом в разрезе
1
22. Развивающий куб
1
23. Погремушка в форме дерева с цифрами
2
24. Набор русских народных кукол (7 персон)
1
25. Пятиколор
1
26. весы «Считаем, взвешиваем, сравниваем»
1
27. Магниты с животными
5
28. «Волшебный мешочек»
1
35

29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.

Деревянные кубики для счета в ведерке
Мишки для счета в ведерке
«Дополни картинку»
«Найди подобное»
«Найди лишнее»
«Найди контур»
Мозаика «Цвет, форма, счет»
Куб «Эмоции»
Куклы «Люди с ограниченными способностями»
Шнуровки «Вышиваем цифры»
Набор из кубиков пластмассовых (16 шт.)
Набор из деревянных кубиков с тактильными окошками
(9шт)
Геометрическая мазаика
Набор мячей «Эмоции»
Танграмм
Набор карточек с заданиями к танграмм
Магнитный лабиринт «Динозаврик»
Матрешка (5)
Игра для детей «Последовательность действий»
Домино «Зверята»
Пирамида деревянная №1
Пирамида «Великан» №2
Пирамида кольцевая
Игра малышка «Цифры»
Игрушка из пластмассы сборная
Домино «Органы чувств»
Сенсорная панель
Книга с окошками «Цвета»
Книга с окошками «Формы»
«Пишем мелками алфавит»
Учусь решать примеры

2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4
3
3
1
3
3
1
1
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1
1
1
1

3.3. Методическое оснащение программы по направлениям работы
педагога-психолога
Психологическая диагностика
1.Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное
руководство. Владос-Пресс,2003.
2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. Питер, 2004.

36

3.Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. экспресс-диагностика в детском саду:
Комплект материалов для педагогов-психологов детских образовательных
учреждений. Генезис, 2008.
4.Стребелева Е.С.. Психолого - педагогическая диагностика развития детей
раннего и дошкольного возраста. Просвещение, 2005.
5. Безруких М.М. Готов ли ребенок к школе. Тетрадь для занятий с детьми.
Методические рекомендации. Вента-Граф, 2001.
6. Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е.Нейропсихологическая
диагностика дошкольного возраста. Питер, 2008.
7. ВераксаН.Е. Диагностика готовности ребенка к школе. Пособие для
педагогов дошкольных учреждений. Мозаика- Синтез, 2008.
Психологическая коррекция
1.Прихожан А.М.Психология тревожности дошкольный и школьный возраст.
Питер, 2009
2. Колос Г.Г. 28 занятий для преодоления неуверенности и тревожности у
детей 5-7 лет. Аркти, 2017
3. Габдракипова В.И., Эйдемиллер Э.Г.Психологическая коррекция детей с
синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (с учетом их половых
различий). УЦ «Перспектива», 2009
4. Шишова Т.Л. Как преодолеть детскую застенчивость. Застенчивый
невидимка. Речь, 2007
5.Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры.
Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей,
2Издательство ГНОМ и Д»,2005
6.Чистякова М.И. Психогимнастика. Просвещение,1990
7.МардерЛ. Цветной мир: групповая арт-терапевтическая работа с детьми
дошкольного и младшего школьного возраста. Генезис,2008
8.Сучкова Н.О. Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей.
Речь,2008
9.Ждакаева Е.И. Тропинка к счастливой семье. Коррекция детскородительских отношений через сказку, игру, рисунок. Речь, 2011
Психологическое консультирование
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? АСТ,2001
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? АСТ, 2008
3. Гиппенрейтер Ю.Б.Родителям: как быть с ребенком. АСТ, 2011
4.Пол Коулмен. Как сказать ребенку о…Как помочь вашему ребенку решить
проблемы, утешить его и развить в нем хорошие качества. Институт
Психотерапии, 2002
5.Акимова Галина. Словарь-справочник для неравнодушных родителей.
Весь, 2001.
6.Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по
воспитанию детей 207 лет/авт.-сост. Шишова Е.В. Учитель,2011.
Психологическое просвещение и профилактика
37

1.Практическая психология образования / Под ред.И.В.Дубровиной.
Сфера,1997.
2.Широкова Г.А.Справочник дошкольного психолога.Феникс,2004.
3.Веракса Н.Е., Веракса А.Н.Развитие ребенка в дошкольном возрасте.
Пособие для педагогов дошкольных учрежденрий.Мозаика-Синтез,2006.
4.Степанов С.С.Азбука детской психологии.Сфера,2004.

38


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».