Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №1 Согласованно: Совет МБДОУ Детский сад №1 Протокол №7 от 01.03.2024г. Утверждено: Заведующая МБДОУ Детский сад №1 Н.Н. Бурмистрова Приказ №10 от 01.03.2024г. Программа психолого-педагогического сопровождения воспитанников МБДОУ Детского сада № 1 Составил педагог – психолог: В.С. Сомова пгт. Кесова Гора 2024 – 2028 учебный год. Правовая документация В основу программы психолого-педагогического сопровождения воспитанников МБДОУ Детский сад № 1 (далее ДОО) положены следующие документы: Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» распоряжение Минпросвещения России от 09.09.2019 № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»; распоряжение Минпросвещения России от 06.08.2020 № Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»; письмо Минобрнауки России от 13.01.2016 № ВК-15/07 «О направлении методических рекомендаций по реализации моделей раннего выявления отклонений и комплексного сопровождения с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии детей». Пояснительная записка Психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как систематическая деятельность педагога – психолога, учителя – логопеда, старшего воспитателя, воспитателей, направленная создания оптимальных условий воспитания и обучения, развития, социализации и адаптации воспитанников. Цель программы психолого-педагогического сопровождения воспитанников МБДОУ Детский сад № 1: создание условий, направленных на полноценное психофизическое развитие детей, обеспечение их эмоционального благополучия, развитие индивидуальных способностей каждого ребенка. Функционирование программы психолого-педагогического сопровождения обеспечивает решение следующих задач: усиление психологизации в воспитательно-образовательном процессе МБДОУ Детский сад № 1; проведение индивидуальной и групповой работы с детьми на основе диагностирования и учета их индивидуально-психологических особенностей; разработка и внедрение коррекционно-развивающих занятий направленных на коррекцию эмоциональных и поведенческих нарушений воспитанников; формированию здорового образа жизни у детей и родителей, в том числе формирование психического здоровья; использование комплекса развивающих занятий, направленных на мотивационно-ценностное отношение ребенка к школе, стимулировать развитие его психических процессов; оказание психологической помощи (консультативно-диагностической, коррекционной, психопрофилактической) всем участникам воспитательнообразовательного процесса; содействие личностному развитию каждого ребенка на всех возрастных этапах, на основе развития индивидуальных особенностей детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявлений; повышение психологической компетентности родителей и педагогов в закономерностях и особенностях развития ребенка, а также в вопросах обучения и воспитания детей. Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников осуществляется по следующим направлениям: Профилактика. Диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг)). Консультирование (индивидуальное и групповое). Развивающая работа (индивидуальная и групповая). Коррекционная работа (индивидуальная и групповая). Психолого-педагогическое сопровождение обеспечивает, с учетом приоритетного направления деятельности ДОУ в соответствии ФГОС и сферы компетентности педагога-психолога, в реализации пяти направлений развития детей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое Психологическое сопровождение воспитанников Для коррекции нарушений в эмоционально-личностном и познавательном развитии воспитанников разрабатываются комплексы специальных заданий, упражнений, логических задач, развивающих игр, основанных на методах и приемах психокоррекции. Они обеспечивают комплексное развитие памяти, внимания, речи, наблюдательности, формирования эмоционально-личностной сферы ребенка. В ДОО разработаны: цикл развивающих занятий, направленных на развитие познавательных процессов и для оказания помощи детям в адаптации к условиям дошкольной образовательной организации; цикл развивающих занятий, направленных на эмоциональное развитие дошкольников; цикл развивающих занятий, направленных на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности; цикл коррекционно-развивающих занятий для ителлектуальной и мотивационной подготовке детей к школе. Построение циклов занятий для каждого возрастного периода ориентировано на удовлетворение ведущей потребности и основано на развитии ведущего психического процесса или сферы психики: 2–3 года – развитие речи, 3–4 года – развитие восприятия, 4–5 лет – развитие восприятия и эмоциональной сферы, 5-6 лет – развитие эмоциональной и коммуникативной сферы,. Коррекционная работа с детьми осуществляется в тесном взаимодействии с родителями и педагогами, так как каждый из этих факторов действует не в отдельности, а в сочетании с другими. Психологическое сопровождение воспитанников проводится в индивидуальной и групповой форме. В случае индивидуальной коррекционной работы устраняются причины нарушений в эмоционально-поведенческой сфере воспитанника, убираются внешние проявления этих нарушений. Для этого используются комплексные занятия, составленные под конкретную проблему ребенка. Одновременно с проведением занятий проводится поддерживающая работа с родителями, направленная на оказание помощи в качественном выполнении родительских функций. Психологические консультации родителей, дети которых проходят коррекционные занятия, прежде всего направлены на то, чтобы помочь родителям понять поведение ребенка и их собственное отношение к нему. В некоторых случаях эти консультации направлены на помощь родителям, которые испытывают стресс, вызванный симптоматикой ребенка, так как родители, находящиеся в стрессе не могут обеспечить ребенку адекватную заботу. Консультации направлены и на изменение функционирования семейной системы, т.к. изменение это в значительной степени способствует исчезновению симптоматики у ребенка. Проведение коррекционной работы предполагает использование таких форм работы, как: игротерапия, психогимнастика, занятия с элементами тренинга, релаксация, сказкотерапия, арт-терапевтические методики. Игры помогают создать у детей положительное эмоциональное настроение, повышают мотивацию выполнять деятельность, обеспечивают возможность изучения или повторения материала более вариативно. Структура коррекционно-развивающего занятия предусматривает обязательное чередование нескольких видов деятельности: музыкально-ритмические упражнения, графические задания, дидактические игры, проигрывание этюдов по ролям, решение проблемных ситуаций. Логопедическое сопровождение воспитанников Задачами ДОО по оказанию логопедической помощи являются: организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного выявления и последующей коррекции речевых нарушений воспитанников; организация проведения логопедических занятий с воспитанниками с выявленными нарушениями речи; организация пропедевтической логопедической работы с воспитанниками по предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая разработку конкретных рекомендаций воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам; консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации и содержания логопедической работы с воспитанниками. Логопедическая поддержка воспитанников состоит из трех этапов: диагностического, коррекционно-развивающего, оценочно-контрольного. Этапы логопедической поддержки воспитанников Назван ие этапа Общая характеристика Диагнос Учитель-логопед тически проводит встречу с й родителями и индивидуальное логопедическое обследование ребенка – отдельно или в Мероприятия Входная и контрольная диагностика – не менее двух раз в год продолжительностью 15 календарных дней каждая. Возможна внеплановая диагностика, если педагог выявил у ребенка признаки нарушения устной или письменной речи, подготовил педагогическую характеристику ребенка и обращение к учителю- составе ППк логопеду. В качестве примера диагностических методик могут использоваться перечни из приложения № 7 к письму Минобрнауки от 23.05.2016 № ВК-1074/07. После диагностики учитель-логопед формирует список детей, которые нуждаются в логопедическом сопровождении Коррекц ионноразвива ющий Учитель-логопед работает с детьми индивидуально или в группах Специалист объединяет в группы детей одного возраста по принципу сходности структуры речевого нарушения и особенностей развития, руководствуясь положениями распоряжения Минпросвещения России от 06.08.2020 № Р-75. На занятиях развиваются и совершенствуются речевые и неречевые процессы, проводится профилактика и коррекция речевой деятельности, развиваются различные функции речи. В работе используются упражнения и игры, которые развивают речевое, зрительное и слуховое внимание, подвижность артикуляционного аппарата и позволяют скорректировать звуки. Контрол ьнооценочн ый Учитель-логопед оценивает результаты занятий, прогресс ребенка Специалист отслеживает процесс автоматизации звука в разговорной речи, на занятиях, уроках, иных мероприятиях. Периодичность проведения логопедических занятий для воспитанников, имеющих риск возникновения нарушений речи, выявленных по итогам логопедической диагностики, определяется учителем-логопедом самостоятельно с учетом мнения родителей воспитанников. Предельная наполняемость групп при проведении групповых занятий с такими воспитанниками составляет 8 человек. Ожидаемые результаты внедрения психолого-педагогического сопровождения воспитанников 1. Психолого-педагогическое обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса на разных возрастных этапах. 2. Обеспечение учета специфики возрастного психофизического развития воспитанников при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. 3 Достижение необходимого уровня психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родительской общественности. 4 Обеспечение дифференцированного и индивидуализированного обучения, в том числе реализация индивидуальных образовательных траекторий и психологического сопровождения образовательного процесса. 5. Функционирование системы мониторингов возможностей и способностей воспитанников, выявления и поддержки одаренных детей, детей с особыми образовательными потребностями. 6. Сформированность коммуникативных навыков воспитанников. 7. Вариативность уровней и форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная, развивающая работа, просвещение, экспертиза).