Программа психолого-педагогического сопровождения для детского сада

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №1
Согласованно:
Совет МБДОУ Детский сад №1
Протокол №7 от 01.03.2024г.

Утверждено:
Заведующая МБДОУ Детский сад №1
Н.Н. Бурмистрова
Приказ №10 от 01.03.2024г.

Программа психолого-педагогического
сопровождения воспитанников
МБДОУ Детского сада № 1

Составил педагог – психолог:
В.С. Сомова

пгт. Кесова Гора
2024 – 2028 учебный год.

Правовая документация
В основу программы психолого-педагогического сопровождения
воспитанников МБДОУ Детский сад № 1 (далее ДОО) положены следующие
документы:

Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;

приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования»

распоряжение Минпросвещения России от 09.09.2019 № Р-93 «Об утверждении
примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной
организации»;

распоряжение Минпросвещения России от 06.08.2020 № Р-75 «Об утверждении
примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность»;

письмо Минобрнауки России от 13.01.2016 № ВК-15/07 «О направлении
методических рекомендаций по реализации моделей раннего выявления отклонений и
комплексного сопровождения с целью коррекции первых признаков отклонений в
развитии детей».
Пояснительная записка
Психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как систематическая
деятельность педагога – психолога, учителя – логопеда, старшего воспитателя,
воспитателей, направленная создания оптимальных условий воспитания и обучения,
развития, социализации и адаптации воспитанников.
Цель программы психолого-педагогического сопровождения воспитанников МБДОУ
Детский сад № 1: создание условий, направленных на полноценное психофизическое
развитие детей, обеспечение их эмоционального благополучия, развитие
индивидуальных способностей каждого ребенка.
Функционирование программы психолого-педагогического сопровождения
обеспечивает решение следующих задач:

усиление психологизации в воспитательно-образовательном процессе МБДОУ
Детский сад № 1;

проведение индивидуальной и групповой работы с детьми на основе
диагностирования и учета их индивидуально-психологических особенностей;

разработка и внедрение коррекционно-развивающих занятий направленных на
коррекцию эмоциональных и поведенческих нарушений воспитанников;

формированию здорового образа жизни у детей и родителей, в том числе
формирование психического здоровья;

использование комплекса развивающих занятий, направленных на
мотивационно-ценностное отношение ребенка к школе, стимулировать развитие его
психических процессов;

оказание психологической помощи (консультативно-диагностической,
коррекционной, психопрофилактической) всем участникам воспитательнообразовательного процесса;

содействие личностному развитию каждого ребенка на всех возрастных этапах,
на основе развития индивидуальных особенностей детей в единстве интеллектуальной,
эмоциональной и волевой сфер их проявлений;

повышение психологической компетентности родителей и педагогов в
закономерностях и особенностях развития ребенка, а также в вопросах обучения и
воспитания детей.
Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников осуществляется по
следующим направлениям:

Профилактика.

Диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг)).

Консультирование (индивидуальное и групповое).

Развивающая работа (индивидуальная и групповая).

Коррекционная работа (индивидуальная и групповая).
Психолого-педагогическое сопровождение обеспечивает, с учетом приоритетного
направления деятельности ДОУ в соответствии ФГОС и сферы компетентности
педагога-психолога, в реализации пяти направлений развития детей: познавательное,
речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое
Психологическое сопровождение воспитанников
Для коррекции нарушений в эмоционально-личностном и познавательном развитии
воспитанников разрабатываются комплексы специальных заданий, упражнений,
логических задач, развивающих игр, основанных на методах и приемах
психокоррекции. Они обеспечивают комплексное развитие памяти, внимания, речи,
наблюдательности, формирования эмоционально-личностной сферы ребенка.
В ДОО разработаны:

цикл развивающих занятий, направленных на развитие познавательных
процессов и для оказания помощи детям в адаптации к условиям дошкольной
образовательной организации;

цикл развивающих занятий, направленных на эмоциональное развитие
дошкольников;

цикл развивающих занятий, направленных на развитие познавательных
процессов для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей
направленности;

цикл коррекционно-развивающих занятий для ителлектуальной и
мотивационной подготовке детей к школе.
Построение циклов занятий для каждого возрастного периода ориентировано на
удовлетворение ведущей потребности и основано на развитии ведущего психического
процесса или сферы психики: 2–3 года – развитие речи, 3–4 года – развитие
восприятия, 4–5 лет – развитие восприятия и эмоциональной сферы, 5-6 лет – развитие
эмоциональной и коммуникативной сферы,.
Коррекционная работа с детьми осуществляется в тесном взаимодействии с
родителями и педагогами, так как каждый из этих факторов действует не в
отдельности, а в сочетании с другими.
Психологическое сопровождение воспитанников проводится в индивидуальной и
групповой форме. В случае индивидуальной коррекционной работы устраняются
причины нарушений в эмоционально-поведенческой сфере воспитанника, убираются
внешние проявления этих нарушений. Для этого используются комплексные занятия,
составленные под конкретную проблему ребенка. Одновременно с проведением
занятий проводится поддерживающая работа с родителями, направленная на оказание
помощи в качественном выполнении родительских функций. Психологические
консультации родителей, дети которых проходят коррекционные занятия, прежде всего
направлены на то, чтобы помочь родителям понять поведение ребенка и их
собственное отношение к нему. В некоторых случаях эти консультации направлены на
помощь родителям, которые испытывают стресс, вызванный симптоматикой ребенка,


так как родители, находящиеся в стрессе не могут обеспечить ребенку адекватную
заботу. Консультации направлены и на изменение функционирования семейной
системы, т.к. изменение это в значительной степени способствует исчезновению
симптоматики у ребенка.
Проведение коррекционной работы предполагает использование таких форм работы,
как:

игротерапия,

психогимнастика,

занятия с элементами тренинга,

релаксация,

сказкотерапия,

арт-терапевтические методики.
Игры помогают создать у детей положительное эмоциональное настроение, повышают
мотивацию выполнять деятельность, обеспечивают возможность изучения или
повторения материала более вариативно.
Структура коррекционно-развивающего занятия предусматривает обязательное
чередование нескольких видов деятельности:

музыкально-ритмические упражнения,

графические задания,

дидактические игры,

проигрывание этюдов по ролям,

решение проблемных ситуаций.
Логопедическое сопровождение воспитанников
Задачами ДОО по оказанию логопедической помощи являются:

организация и проведение логопедической диагностики с целью
своевременного выявления и последующей коррекции речевых нарушений
воспитанников;

организация проведения логопедических занятий с воспитанниками с
выявленными нарушениями речи;

организация пропедевтической логопедической работы с воспитанниками по
предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая
разработку конкретных рекомендаций воспитанникам, их родителям (законным
представителям), педагогическим работникам;

консультирование участников образовательных отношений по вопросам
организации и содержания логопедической работы с воспитанниками.
Логопедическая поддержка воспитанников состоит из трех этапов: диагностического,
коррекционно-развивающего, оценочно-контрольного.
Этапы логопедической поддержки воспитанников
Назван
ие этапа

Общая
характеристика

Диагнос Учитель-логопед
тически проводит встречу с
й
родителями и
индивидуальное
логопедическое
обследование ребенка
– отдельно или в

Мероприятия
Входная и контрольная диагностика – не менее двух
раз в год продолжительностью 15 календарных
дней каждая.
Возможна внеплановая диагностика, если педагог
выявил у ребенка признаки нарушения устной или
письменной речи, подготовил педагогическую
характеристику ребенка и обращение к учителю-

составе ППк

логопеду.
В качестве примера диагностических методик могут
использоваться перечни из приложения № 7 к
письму Минобрнауки от 23.05.2016 № ВК-1074/07.
После диагностики учитель-логопед формирует
список детей, которые нуждаются в логопедическом
сопровождении

Коррекц
ионноразвива
ющий

Учитель-логопед
работает с детьми
индивидуально или в
группах

Специалист объединяет в группы детей одного
возраста по принципу сходности структуры
речевого нарушения и особенностей развития,
руководствуясь положениями распоряжения
Минпросвещения России от 06.08.2020 № Р-75.
На занятиях развиваются и совершенствуются
речевые и неречевые процессы, проводится
профилактика и коррекция речевой деятельности,
развиваются различные функции речи.
В работе используются упражнения и игры,
которые развивают речевое, зрительное и слуховое
внимание, подвижность артикуляционного аппарата
и позволяют скорректировать звуки.

Контрол
ьнооценочн
ый

Учитель-логопед
оценивает результаты
занятий, прогресс
ребенка

Специалист отслеживает процесс автоматизации
звука в разговорной речи, на занятиях, уроках, иных
мероприятиях.

Периодичность проведения логопедических занятий для воспитанников, имеющих
риск возникновения нарушений речи, выявленных по итогам логопедической
диагностики, определяется учителем-логопедом самостоятельно с учетом мнения
родителей воспитанников. Предельная наполняемость групп при проведении
групповых занятий с такими воспитанниками составляет 8 человек.
Ожидаемые результаты внедрения психолого-педагогического сопровождения
воспитанников
1. Психолого-педагогическое обеспечение преемственности содержания и форм
организации образовательного процесса на разных возрастных этапах.
2. Обеспечение учета специфики возрастного психофизического развития
воспитанников при реализации основной общеобразовательной программы
дошкольного образования.
3 Достижение необходимого уровня психолого-педагогической компетентности
педагогических и административных работников, родительской общественности.
4 Обеспечение дифференцированного и индивидуализированного обучения, в том
числе реализация индивидуальных образовательных траекторий и психологического
сопровождения образовательного процесса.
5. Функционирование системы мониторингов возможностей и способностей
воспитанников, выявления и поддержки одаренных детей, детей с особыми
образовательными потребностями.
6. Сформированность коммуникативных навыков воспитанников.

7. Вариативность уровней и форм психолого-педагогического сопровождения
участников образовательного процесса (профилактика, диагностика,
консультирование, коррекционная, развивающая работа, просвещение, экспертиза).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».