адаптированная образовательная программа дошкольного образования

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1
п.г.т. Кесова Гора

Согласованно:
Совете МБДОУ Детский сад №1
Протокол № 15 от 25.08.2023г.

Утверждаю:
Заведующая МБДОУ Детский сад №1
Н.Н. Бурмистрова
Приказ № 27 от 15.08.2023г

Адаптированная образовательная программа дошкольного
образования для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья
МБДОУ Детский сад №1

Кесова Гора
2023г.

1

Содержание
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка…………………………………………………………………..3
1.2 Цели и задачи…………………………………….……………….....................................3
1.3 Основные принципы построения программы………………….....................................4
1.4 Индивидуальные особенности контингента детей…………………………………….5
1.5 Планируемые результаты освоения программы (целевые ориентиры)………………7
2. Содержательный раздел
2.1 Содержание образования по образовательным областям………………………………9
2.2 Содержание коррекционной работы……………………………………………………14
2.3 Обеспечение в МБДОУ комплексного подхода к коррекции
нарушений у детей дошкольного возраста……………………………………………..15
2.4 Национально – региональный компонент………………………………………………15
2.5 Взаимодействие воспитателей и специалистов в организации
и коррекционной работы
2.6. Взаимодействие с семьями воспитанников……………………………………………..18
2.7. Модель организации образовательного процесса………………………………………19
3. Организационный раздел…………………………………………………………………21
3.1 Режим дня………………………………………………………………………………….22
3.2 Особенности организации развивающей
предметно-пространственной среды……………………………………………………..23
Глоссарий…………………………………………………………………………………..27
Литература………………………………………………………………………………….28

2

1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
МБДОУ «Детский сад №1 в соответствии с Законом РФ «Об образовании» обеспечивает
помощь семье в воспитании детей дошкольного возраста, охране и укреплении их физического и
психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции
нарушений речи психических функций.
Нормативно-правовую основу для разработки Программы составили:
– Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(Принят 10.07.1992 года N 3266-1 в ред. От 27.12.2009 N 374-ФЗ);
– «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации
режима работы дошкольных образовательных организаций. (Санитарно-эпидемиологические
правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13)», утверждены постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. N 26 «Об
утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»).
Программа разработана на основе «Адаптированной примерной образовательной
программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» (под ред. проф. Л.В. Лопатиной)
и «Примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с задержкой
психического развития» (Баряева Л.Б., Вечканова И.Г., Гаврилушкина О.П., Яковлева Н.Н).
В программе учтены разработки отечественных ученых в области общей и специальной
педагогики и психологии. Необходимость и актуальность разработки данной программы
вызвана введением в действие нового закона «Об образовании в Российской Федерации»,
который предусматривает написание каждым педагогом рабочих программ, а также отсутствием
примерных утвержденных образовательных коррекционно-развивающих программ для детей с
ЗПР и ТНР.
Данная программа обеспечивает создание оптимальных условий для:
- развития эмоционально-волевой, познавательно-речевой, двигательной сфер у детей с ТНР и
ЗПР;
- развития позитивных качеств личности;
- коррекции недостатков психологического развития и предупреждение вторичных нарушений
развития;
- формирования определенного круга представлений и умений, необходимых для успешной
подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми возраста от 3 до 7 лет
групп с ТНР и задержкой психического развития. Программа имеет образовательную,
коррекционно-развивающую направленность.

1.2. Цели и задачи:
Программа МБДОУ, согласно федеральным государственным образовательным
стандартам ДО, направлена на:
 развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей;
 формирование общей культуры детей;
 формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную
успешность;
 сохранение и укрепление здоровья детей;
 коррекцию нарушений в физическом и психическом развитии детей.
Цель Программы: психолого–педагогическая поддержка позитивной социализации и
индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.
Задачи:
3

- Осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и координации речевых
и психических нарушений.
- Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы воспитателя и
учителя – логопеда в соответствии с программным содержанием.
- Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и
интересов дошкольников.
- Обеспечение условия для социализации детей.
- Обеспечение информированности родителей по проблеме преодоления ЗПР у детей.
- Оптимального включения семьи в коррекционно-педагогический процесс.
- Развивать активное вовлечение родителей в образовательный процесс МБДОУ.

1.3. Основные принципы построения программы:
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и
дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником
(субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных
видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований,
методов возрасту и особенностям развития);
- учет этнокультурной ситуации развития детей.
Кроме того, в основу программы положены и основные общедидактические принципы:
- Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной
функциональной системе, структурной компоненты, которой находятся в тесном
взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном
процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и
умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.
- Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач,
которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
- Принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должно носить
медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов
ДОУ. Программа предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех
специалистов детского учреждения и родителей дошкольников.
- Принцип доступности предполагает построение обучения дошкольников на уровне их
реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются
подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и
возрастными нормами.
- Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор
материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие
задания опираются на предыдущие. Такое построение программного содержания позволяет
обеспечить высокое качество образования. Концентрированное изучение материала служит
также средством установления более тесных связей между специалистами ДОУ. В результате
использования единой темы на занятиях воспитателя, логопеда, музыкального руководителя
дети прочно усваивают материал и активно пользуются им в дальнейшем. Коррекционная работа
должна строиться так, чтобы способствовать развитию высших психических функций:
внимания, памяти, восприятия, мышления.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
4

1.4. Индивидуальные особенности контингента детей
Дети с ограниченными возможностями здоровья - обучающийся с ограниченными
возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или)
психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и
препятствующие получению образования без создания специальных условий; (ФЗ № 273. ст. 2.
П. 16)
Понятие «дети с ограниченными возможностями» позволяет рассматривать категорию
лиц как имеющих функциональные ограничения, неспособных к какой-либо деятельности в
результате заболевания, отклонений или недостатков развития, нетипичного состояния здоровья,
вследствие неадаптированности внешней среды к основным нуждам индивида, из-за негативных
стереотипов, предрассудков, выделяющих нетипичных людей в социокультурной системе.
В группу дошкольников с ОВЗ могут входить дети с разными нарушениями развития,
выраженность которых может быть различна.
Создание оптимальных условий для обучения и развития детей с ограниченными
возможностями здоровья в дошкольном учреждении представляет собой реализацию прав детей
на образование детей в соответствии с «Законом об образовании» Российской Федерации.
Проблема воспитания и обучения детей с ОВЗ в общеобразовательном пространстве
требует деликатного и гибкого подхода, так как известно, что не все дети, имеющие нарушения
в развитии, могут успешно интегрироваться в среду здоровых сверстников. Индивидуальный
образовательный маршрут предполагает постепеено включение таких детей в коллектив
сверстников с помощью взрослого, что требует от педагога новых психологических установок
на формирования у детей нарушениями развития, умения взаимодействовать в едином детском
коллективе.
Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и
адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с
нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных
характером нарушения их психического развития
К группе детей с ОВЗ относятся дети, состояние здоровья которых препятствует
освоению ими всех или некоторых разделов образовательной программы вне специальных
условий воспитания и обучения. Группа дошкольников с ОВЗ не однородна, в нее входят дети с
разными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна.
Особенности развития детей с ТНР
Группу дошкольников с тяжѐлыми нарушениями речи составляют, прежде всего, дети с
остаточными явлениями поражения центральной нервной системы, что обуславливает частое
сочетание у них стойкого речевого дефекта с различными особенностями психической
деятельности. Развитие психики ребѐнка с нарушениями речи подчиняется в основном тем же
закономерностям, что и развитие психики ребѐнка в норме. Однако системный речевой дефект
часто приводит к возникновению вторичных отклонений в умственном развитии, к
своеобразному формированию психических функций (память, внимание, восприятие,
мышление).
Общая характеристика речевого развития детей с ТНР.
В классической литературе выделено 4 уровня, характеризующих речевой статус детей с
общим недоразвитием речи (ОНР):
- Первый уровень развития речи характеризуется полным или почти полным отсутствием
словесных средств общения в возрасте, когда у нормально развивающихся детей речь в
основном сформирована;
- На втором уровне речевого развития речевые возможности детей возрастают. Дети начинают
общаться не только с помощью жестов, лепетных слов, как на первом уровне, но и с помощью
достаточно постоянных, хотя и искажѐнных в фонетическом и грамматическом отношении
речевых средств.
5

- Третий уровень речевого развития характеризуется более или менее развѐрнутой обиходной
речью без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. У детей отмечаются
лишь отдельные пробелы в развитии фонетики, лексики и грамматического строя речи.
- Для детей четвѐртого уровня речевого развития характерны нередко выраженные нарушения в
лексике, фонетике, грамматике, которые чаще проявляются в процессе выполнения специальных
заданий.
Особенности развития детей с ЗПР.
- Деятельность детей носит недостаточно целенаправленный характер, дети часто действуют
импульсивно, легко отвлекаются, быстро утомляются, истощаются.
- Им характерно рассеянность внимания, слабость удержания и переключения, повышенная
отвлекаемость, особенно на словесный раздражитель.
- Сенсорное развитие также отличается качественным своеобразием: несколько затруднен
процесс восприятия (снижен темп, сужен объем, недостаточна точность зрительного, слухового,
тактильно-двигательного восприятия), эталонные представления своевременно не формируются,
затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность.
- Отмечаются недостатки зрительно-моторной и слухо-зрительно-моторной координации, эта
недостаточность проявляется в несформированности чувства ритма, трудностях в формировании
пространственных ориентировок.
- Недостатки сенсорного развития и речи влияют на формирование сферы образов –
представлений.
- У детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания, характерна неточность
воспроизведения и быстрая утрата информации. В наибольшей степени страдает вербальная
память (при правильном подходе к обучению, дети способны к усвоению некоторых
мнемотехнических приемов, овладению логическими способами запоминания).
- Отставание отмечается на уровне всех форм мышления, однако, после получения помощи,
выполняют предложенные задания на более высоком уровне.
- Наблюдается отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики, страдает техника
движений и двигательные качества, выявляются недостатки психомоторики, что влечет за собой
снижение самообслуживания, изо-деятельности, конструирования.
- Нарушения речи при ЗПР носят системный характер и входят в структуру дефекта.
Особенности развития детей с ранним детским аутизмом
Дети с ранним детским аутизмом.
Для психического развития с РДА свойственна неравномерность. Повышенные
способности в отдельных ограниченных областях, таких, как музыка, математика, живопись
могут сочетаться с глубоким нарушением обычных жизненных умений и навыков. Одним из
главных патогенных факторов, обуславливающих развитие личности по аутистическому типу,
является снижение общего жизненного тонуса. Это проявляется, прежде всего, в ситуациях,
требующих активного, избирательного поведения. Недостаточность общего, и в том числе
психического тонуса у детей с РДА, сочетающаяся с повышенной сенсорной и эмоциональной
чувствительностью, обусловливает крайне низкий уровень активного внимания. У детей,
страдающих РДА, наблюдаются грубые нарушения целенаправленности и произвольности
внимания, что препятствует нормальному формированию высших психических функций.
Характерной чертой является сильнейшая психическая пресыщаемость. Внимание ребенка с
РДА устойчиво в течение буквально нескольких минут, а иногда и секунд.
Для детей с РДА характерно своеобразие в реагировании на сенсорные раздражители. Это
выражается в повышенной сенсорной ранимости, и в то же время, как следствие повышенной
ранимости, для них характерно игнорирование воздействий, а также значительное расхождение
в характере реакций, вызываемых социальными и физическими стимулами.
С самого раннего возраста у детей с РДА отмечается хорошая механическая память, что
создает условия для сохранения следов эмоциональных переживаний. Именно эмоциональная
память стереотипизирует восприятие окружающего.
6

У детей с РДА отмечается своеобразное отношение к речевой действительности и
одновременно - своеобразие в становлении экспрессивной стороны речи.
При восприятии речи заметно сниженная (или полностью отсутствующая) реакция на
говорящего. «Игнорируя» простые, обращенные к нему инструкции, ребенок может
вмешиваться в не обращенный к нему разговор. Лучше ребенок реагирует на тихую, шепотную
речь. Стремление избегать общения, особенно с использованием речи, негативно сказывается на
перспективах речевого развития детей данной категории.
Уровень интеллектуального развития связан, прежде всего, со своеобразием аффективной
сферы. Они ориентируются на перцептивно-яркие, а не на функциональные признаки предметов.
Эмоциональный компонент восприятия сохраняет свое ведущее значение при РДА даже на
протяжении школьного возраста. В итоге усваивается лишь часть признаков окружающей
действительности, слабо развиваются предметные действия.
В то же время интеллектуальная недостаточность не является обязательной для раннего
детского аутизма. Дети могут проявлять одаренность в отдельных областях, хотя аутистическая
направленность мышления сохраняется.

1.5. Планируемые результаты освоения программы
(целевые ориентиры)
- динамика в развитии физических, интеллектуальных, личностных качеств детей; - освоение
детьми специфических видов деятельности на уровне самостоятельности;
- взаимная социальная адаптация детей с ограниченными возможностями;
Целевые ориентиры для детей с задержкой психического развития
- Соотносит действия, изображѐнные на картинке, с реальными, дорисовывает недостающие
части рисунка. Воссоздаѐт целостное изображение предмета, соотносит форму предметов с
геометрической формой, ориентируется в пространстве, дифференцирует цвета и их оттенки,
описывает свойства предметов. Дифференцирует звуки, группирует предметы по образцу и
речевой инструкции, пользуется простой схемой, планом в процессе составления рассказа.
Производит анализ проблемно – практических и наглядно - образных задач, устанавливает связи
между персонажами и объектами, изображѐнными на картинках; соотносит текст с
соответствующей иллюстрацией. Выполняет задания на классификацию картинок; выполняет
упражнения на исключение «четвѐртый лишний».
- Осуществляет количественный счѐт в прямом и обратном порядке, счѐт от средних чисел ряда,
порядковый счѐт в пределах десяти, пересчитывает предметы и изображения при разном их
расположении, определяет место числа в числовом ряду, измеряет множества используя
условную мерку, имеет представление о сохранении количества, знает цифры от 0 до 9,
соотносит их с числом.
- Называет своѐ имя, фамилию, возраст; называет город, страну, в которой он проживает; узнаѐт
и показывает на картинках людей следующих профессий: врач, учитель, повар, парикмахер,
продавец, почтальон, шофѐр. Выделяет на картинках изображения предметов мебели,
транспорта, продуктов, инструментов, школьных принадлежностей и называет их. Различает
деревья, траву, цветы, ягоды и называет их; называет отдельных представителей диких и
домашних животных, диких и домашних птиц, их детѐнышей; определяет признаки 4 времѐн
года; различает время суток: день, вечер, ночь, утро. Умеет выражать свои мысли, наблюдения и
эмоциональные переживания в речевых высказываниях; пользоваться в повседневном общении
фразовой речью; понимает и использует в активной речи предлоги в, на, под, за, перед, около, у,
из, между. Использует в речи имена сущ. глаголы в ед. и мн. числах; глаголы в настоящем и
прошедшем времени; строит фразы и рассказы по картинке, состоящие из 3-4 предложений;
читает наизусть 2-3 стихотворения; отвечает на вопросы по содержанию знакомой сказки,
7

перечисляет еѐ основных персонажей. Знает 1-2 считалки, умеет завершить потешку или
поговорку; планирует в речи свои ближайшие действия.
- Составляет предложения из 2х и более слов (длинные и короткие предложения) по действиям
детей с игрушками, сюжетным картинкам; определяет количество слов в предложении и место
слов в предложении; делит слова на слоги (части), определяет количество слогов в слове;
определяет первый звук в слове, соотносит звук с буквой.
Целевые ориентиры для детей с тяжелыми нарушениями речи
- обладает сформированной мотивацией к школьному обучению;
- усваивает значения новых слов на основе углубленных знаний о предметах и явлениях
окружающего мира;
- употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, с эмотивным значением,
многозначные;
- умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением;
- умеет осмысливать образные выражения и объяснять смысл поговорок (при необходимости
прибегает к помощи взрослого);
- правильно употребляет грамматические словообразовательные модели
- умеет подбирать однокоренные слова, образовывать сложные слова;
- умеет строить простые распространенные предложения; предложения с однородными членами;
простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений; сложноподчиненных
предложений с использованием подчинительных союзов;
- составляет различные виды описательных рассказов, текстов (описание, повествование, с
элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания;
- умеет составлять творческие рассказы;
- осуществляет слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем
дифференциальным признакам;
- владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы
фонематического анализа (с постепенным переводом речевых умений во внутренний план),
осуществляет операции фонематического синтеза;
- владеет понятиями «слово» и «слог», «предложение»;
- осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов (двухсложных с
открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами, односложных);
- умеет составлять графические схемы слогов, слов, предложений; знает печатные буквы (без
употребления алфавитных названий), умеет их воспроизводить;
- правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом);
- воспроизводит слова различной звукослоговой структуры (изолированно и в условиях
контекста).
Предполагаемый результат работы психолого-педагогической службы
 Программа помогает младшим дошкольникам адаптироваться в детском саду, снизить
уровень ситуативной тревожности, агрессивности, учиться выражать свои эмоции и
чувства социально приемлемыми способами.
 Программа помогает старшим дошкольникам развить социальные умения и навыки
сформировать основы самопринятия, снизить уровень личностной тревожности,
агрессивности, сформировать позитивное отношение к поступлению в школу, повысить
учебную мотивацию.

8

2. Содержательный раздел
2.1. Содержание образования по образовательным областям
Содержание психолого-педагогической работы отражено в соответствии с направлениями
развития ребѐнка, которые представлены в пяти образовательных областях: социальнокоммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественноэстетическое развитие, физическое развитие. Содержание работы ориентировано на
разностороннее развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ с учетом их возрастных и
индивидуальных психофизических особенностей, и возможностей.
При реализации каждой из образовательных областей предполагается реализация разно
уровневого подхода к планированию и реализации Программы. Задачи психологопедагогической работы по формированию физически, интеллектуальных и личностных качеств
детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с
задачами, отражающими специфику каждой образовательной области с обязательным
психолого-медико-педагогическим сопровождением.
При этом решение образовательных задач предусматривается не только в рамках
организованной образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов, как в
совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности
дошкольников.
Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и
адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с
нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных
характером нарушения их психического развития.
Имеющиеся у детей отклонения приводят к нарушению умственной работоспособности,
недостаткам общей и мелкой моторики, трудностям во взаимодействии с окружающим миром,
изменению способов коммуникации и средств общения, недостаточности словесного
опосредствования, в частности — вербализации, искажению познания окружающего мира,
бедности социального опыта, изменению в становлении личности. Наличие первичного
нарушения оказывает влияние на весь ход дальнейшего развития. Каждая категория детей с
различными психическими, физическими нарушениями в развитии помимо общих
закономерностей развития имеет специфические психолого-педагогические особенности,
отличающие одну категорию детей от другой, которые необходимо учитывать при
планировании коррекционной работы.
Физическое развитие
Основная цель: совершенствование функций формирующегося организма, развитие
двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации.
Физическое развитие лежит в основе организации всей жизни детей и в семье, и в дошкольном
учреждении. Это касается всех видов детской деятельности с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей дошкольников. В режиме предусмотрены занятия физкультурой,
игры и развлечения на воздухе.
Физическое развитие реализуется через формирование у детей начальных представлений
о здоровом образе жизни и через физическую культуру.
Задачи формирования у детей начальных представлений о здоровом образе жизни:
- обеспечивать равные возможности для полноценного развития каждого ребенка независимо от
психофизиологических и других особенностей (в том числе ОВЗ);
- охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное
благополучие;
- создавать условия, способствующее правильному формированию опорно-двигательной
системы и других систем организма;
9

- формировать ценности здорового образа жизни, относящиеся к общей культуре личности;
овладевать его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме,
закаливании, при формировании полезных привычек и др.);
- овладевать основными движениями и развивать разные формы двигательной активности
ребенка;
- развивать крупную и мелкую моторику;
- поддерживать инициативу и самостоятельность детей в двигательной деятельности и
организовывать виды деятельности, способствующие физическому развитию;
- формировать готовность и интерес к участию в подвижных играх и соревнованиях;
- формировать физические качества (выносливость, гибкость и др.)
Социально-коммуникативное развитие:
Основная цель: овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения
детей с ОВЗ в общественную жизнь.
Направлено на решение следующих задач:
- приобщать к социокультурным нормам традициям семьи, общества и государства;
- формировать представление о малой родине и Отечестве, многообразии стран и народов мира;
- формировать общую культуру личности детей, развитие их социальных и нравственных
качеств;
- поддерживать инициативу, самостоятельность и ответственность ребенка в различных видах
деятельности;
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание.
- Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных
качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки
сверстников.
- Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие
социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
- Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться,
самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.
Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание.
Формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей
семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование гендерной, семейной,
гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения,
патриотических чувств.
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.
- Развитие навыков самообслуживания; становление самостоятельности, целенаправленности и
саморегуляции собственных действий.
- Воспитание культурно-гигиенических навыков.
- Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание
положительного отношения к труду, желания трудиться.
- Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его
результатам. Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и
желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).
- Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни
каждого человека.
Формирование основ безопасности.
- Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе.
Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.
-Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для
человека и окружающего мира природы ситуациям.
- Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах
поведения в них.
10

- Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения;
воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.
- Освоение социально-коммуникативных умений для ребенка с ОВЗ обеспечивает полноценное
включение в общение, как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих
на основе потребности в совместной деятельности.
Центральным звеном в работе по развитию коммуникации используются
коммуникативные ситуации – это особым образом организованные ситуации взаимодействия
ребенка с объектами и субъектами окружающего мира посредством вербальных и невербальных
средств общения. Целесообразно строить образовательную работу на близком и понятном детям
материале, максимально охватывая тот круг явлений, с которыми они сталкиваются. Знакомство
с новым материалом следует проводить на доступном детям уровне.
Речевое развитие:
Основная цель: обеспечивать своевременное и эффективное развитие речи как средства
общения, познания, самовыражения ребенка, становления разных видов детской деятельности,
на основе овладения языковой системой.
Задачи развития речи:
- Формировать структурные компоненты системы языка: фонетического, лексического,
грамматического.
- Формировать навыки владения языком в его коммуникативной функции — развитие связной
речи, двух форм речевого общения — диалога и монолога.
- Формировать способности к элементарному осознанию явлений языка и речи.
Основные направления работы по развитию речи дошкольников: развитие словаря;
- воспитание звуковой культуры речи предполагает развитие речевого слуха, на основе
которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка; обучение
правильному звукопроизношению; воспитание орфоэпической правильности речи; овладение
средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила
голоса, интонация);
- формирование грамматического строя речи предполагает развитие морфологической
стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и
синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложений);
- развитие связной речи включает развитие диалогической (разговорной) и монологической
речи. Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста.
Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему
речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому,
объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации
общения. В диалогической речи развиваются умения, необходимые для более сложной формы
общения – монолога, умений слушать и понимать связные тексты, пересказывать, строить
самостоятельные высказывания.
- формирование элементарного осознания явлений языка и речи, обеспечивающее
подготовку детей к обучению грамоте, чтению и письму;
- развитие фонематического слуха, развитие мелкой моторики руки.
Конкретизация задач развития речи носит условный характер в работе с детьми с ОВЗ,
они тесно связаны между собой. Эти отношения определяются существующими связями между
различными единицами языка. Обогащая, например, словарь, мы одновременно заботимся о том,
чтобы ребенок правильно и четко произносил слова, усваивал разные их формы, употреблял
слова в словосочетаниях, предложениях, в связной речи. В связной речи отражены все другие
задачи речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонетической
стороны. В ней проявляются все достижения ребенка в овладении родным языком. Взаимосвязь
разных речевых задач на основе комплексного подхода к их решению создает предпосылки для
наиболее эффективного развития речевых навыков и умений.
Развитие речи у дошкольников с ОВЗ осуществляется во всех видах деятельности: игра,
занятия по физическому развитию, ИЗО (рисование, лепка, аппликация, конструирование),
11

музыка и др.; в свободный деятельности, в общении со всеми, кто окружает ребенка. Большое
значение отводится чтению художественной литературы как источнику расширения кругозора,
обогащения и уточнения словаря. У детей с нарушениями деятельности зрительного анализатора
проявляется своеобразие речевого развития, выражающееся в более замедленном темпе ее
поэтапного становления, ограничении возможностей подражательной деятельности,
наблюдается неадекватность между словом и представлениями о том, что оно означает. Поэтому
особое внимание в работе по развитию речи уделяется уяснению, уточнению значений слов, их
предметной соотнесенности с объектом действительности.
Для детей с интеллектуальными нарушениями особое значение имеет словарная работа,
которая проводится на основе ознакомления с окружающей жизнью. Ее задачи и содержание
определяются с учетом познавательных возможностей детей и предполагают освоение значений
слов на уровне элементарных понятий. Главное в развитии детского словаря – освоение
значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с
ситуацией, в которой происходит общение.
Воспитание звуковой стороны речи, освоение грамматического строя, развитие связной
речи представляет большую сложность для детей с ОВЗ всех категорий. Необходимо создание
специальных условий – разработок грамматических схем, разнообразного наглядного
дидактического материала, включение предметно-практической деятельности.
Художественно-эстетическое развитие:
Основная цель: формирование у детей эстетического отношения к миру, накопление
эстетических представлений и образов, развитие эстетического вкуса, художественных
способностей, освоение различных видов художественной деятельности.
В этом направлении решаются как общеобразовательные, так и коррекционные задачи,
реализация которых стимулирует развитие у детей с ОВЗ сенсорных способностей, чувства
ритма, цвета, композиции; умения выражать в художественных образах свои творческие
способности.
Художественно-эстетическое развитие направлено на решение следующих задач:
 Приобщать к искусству. Развивать эмоциональную восприимчивость и отклик на
литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения
искусства. Приобщать детей к народному и профессиональному искусству, через
ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства, понимание
его содержания. Формировать элементарные представления о видах и жанрах искусства,
средствах выразите6льности в различных видах искусства.
 Изобразительная деятельность. Развивать и совершенствовать умения в рисовании, лепке,
аппликации, художественном труде.
 Воспитывать
эмоциональную
отзывчивость
при
восприятии
произведений
изобразительного искусства. Воспитание желания и умения взаимодействовать со
сверстниками при создании коллективных работ.
 Конструктивно-модельная деятельность. Приобщать к конструированию; развивать
интерес к конструктивной деятельности, знакомить с различными видами конструкторов.
 Воспитывать умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с
общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.
 Музыкальная деятельность. Приобщать к музыкальному искусству, развивать
предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкального искусства;
формировать основы музыкальной культуры; знакомить с элементарными музыкальными
понятиями, жанрами, воспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятии
музыкальных произведений. Развивать музыкальные способности: поэтического и
музыкального слуха, чувство ритма, музыкальной памяти; формирование песенного,
музыкального вкуса.
 Воспитывать интерес к музыкально-художественной деятельности и совершенствовать
умения в этом виде деятельности.
12



Развивать
детское
музыкально-художественное
творчество,
реализациям
самостоятельной творческой деятельности детей, удовлетворять потребности в
самовыражении.
Основные направления работы с детьми в данной образовательной области:
Художественное творчество.
Цель: обучение детей созданию творческих работ. Специфика методов обучения различным
видам изобразительной деятельности детей с ОВЗ должна строиться на применении средств,
отвечающих их психофизиологическим особенностям.
Лепка способствует развитию мелкой моторики рук, развивает точность выполняемых
движений, в процессе работы дети знакомятся с различными материалами, их свойствами.
Аппликация способствует развитию конструктивных возможностей, формированию
представлений о форме, цвете. Рисование направлено на развитие манипулятивной деятельности
и координации рук, укрепление мышц рук.
В зависимости от степени сохранности зрения, двигательной сферы ребенка и его
интеллектуальных и речевых возможностей, следует подбирать разноплановый инструментарий,
максимально удобный для использования (величина, форма, объемность, цвет, контрастность),
продумывать способы предъявления.
Музыкальная деятельность.
Основная цель: слушание детьми музыки, пение, выполнение музыкально-ритмических
движений, танцы, игра на музыкальных инструментах. Контингент детей с ОВЗ неоднороден по
степени выраженности дефектов, по уровню сохранности тех или иных функций, следовательно,
необходимо уделять внимание способам предъявления танцевальных движений, музыкальных
инструментов для игры на них.
Познавательное развитие:
Основная цель: формирование познавательных процессов и способов умственной
деятельности, усвоение обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных
интересов. При этом предусматривается активное развитие процессов ощущения, восприятия,
мышления, внимания, памяти.
Направления реализации образовательной области «Познавательное развитие»:
1. Сенсорное развитие, в процессе которого развиваются все виды восприятия: зрительное,
слуховое, тактильно-двигательное, обонятельное, вкусовое. На их основе формируются
полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине,
запахе, вкусе, положении в пространстве и времени. Сенсорное воспитание предполагает
развитие мыслительных процессов: сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации и абстрагирования, стимулирует развитие всех сторон речи:
номинативной функции, фразовой речи, способствует обогащению, расширению словаря.
Имеющиеся нарушения зрения препятствуют полноценному сенсорному развитию,
поэтому необходимо учитывать психофизические особенности каждого ребенка. Для
этого предусматривается разнообразие способов предъявления материала (показ,
использование схем, называние, повторы, словесно-жестовая форма объяснений,
словесное устное объяснение, использование специальных тифлопедагогических
пособий, интерактивных компьютерных технологий); разноуровневый подход, учитывая
имеющиеся нарушения у детей, степень их тяжести.
2. Развитие познавательно-исследовательской деятельности и конструктивной
деятельности, направленное на формирование правильного восприятия пространства,
целостного восприятия предмета, развитие мелкой моторики рук и зрительнодвигательной координации; развитие любознательности, воображения; расширение
запаса знаний и представлений об окружающем мире. Учитывая быструю утомляемость
детей с ОВЗ, образовательную деятельность следует планировать на доступном
материале, чтобы ребенок мог увидеть результат своей деятельности. Необходимо
применять различные формы поощрения дошкольников.
13

3. Формирование элементарных математических представлений предполагает
обучение детей умениям сопоставлять, сравнивать, устанавливать соответствие между
различными множествами и элементами множеств, ориентироваться во времени и
пространстве. При обучении необходимо опираться на сохранные анализаторы,
использовать принципы наглядности, от простого к сложному. Количественные
представления следует обогащать в процессе различных видов деятельности. При
планировании работы объем программного материала распределяется с учетом реальных
возможностей дошкольников (дети с ЗПР, интеллектуальными нарушениями), это
обусловлено низким исходным уровнем развития детей и замедленным темпом усвоения
изучаемого материала.

2.2. Содержание коррекционной работы
В МБДОУ, в группах реализуется Адаптированная образовательная программа
дошкольного образования для детей с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического
развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию.
В МБДОУ занимаются с детьми от 4 лет до 7 лет воспитатели, учителя-логопеды,
музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Структура организованных форм обучения разработана с учетом специфики развития
детей дошкольного возраста c тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического
развития.
Режим компенсирующих групп, длительность пребывания в них дошкольников, а также
учебные нагрузки не превышают нормы предельно допустимых нагрузок, определенных на
основе рекомендаций органов здравоохранения.
Содержание коррекционной работы направлено на выравнивание речевого и
психофизиологического развития детей с общим недоразвитием речи, с задержкой психического
развития и оказание помощи детям этой категории в освоении общеобразовательной программы.
В неделю предусматривается пять комплексных коррекционно-развивающих видов
деятельности для развития мелкой моторики, внимания, памяти, различных видов восприятия,
не за счет времени отводимого на прогулку или сон. Содержание индивидуальной и
подгрупповой коррекционной работы обеспечивает:
• выявление особых образовательных потребностей детей с общим недоразвитием речи и
с задержкой психического развития;
• осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической
помощи детям с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития с учетом
особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в
соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
• возможность освоения детьми с общим недоразвитием речи и с задержкой психического
развития основной общеобразовательной и дополнительных программ и их интеграции в
образовательном учреждении.
Основные направления деятельности учителя-логопеда:
- своевременная систематическая медико-психолого-педагогическая помощь детям с
отклонениями в развитии;
- консультативно-методическая поддержка их родителей в организации воспитания и обучения
детей;
- социальная адаптация детей с отклонениями в развитии и формирование у них предпосылок
учебной деятельности.
Основные задачи работы учителя-логопеда
 социальная адаптация детей в коллективе;
 формирование коммуникативных способностей;
14






формирование умения сотрудничать;
осуществление необходимой коррекции нарушений речи детей;
обеспечение стартовых возможностей при поступлении детей в массовые школы;
создание развивающей предметно-пространственной среды и условий для обогащенной,
разнообразной деятельности детей;
 взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного, гармоничного
развития детей, выработки компетентной педагогической позиции по отношению к
собственному ребенку.
Организация образовательного процесса учителя-логопеда
Создание в группе условий для развития различных видов деятельности с учетом
возможностей, интересов, потребностей самих детей. Это направление обеспечивается
взаимодействием в работе учителя-логопеда и воспитателя
Приоритетные направления работы с детьми:
- логопедическая коррекция дефекта;
- социальная адаптация с последующей интеграцией в массовую школу;
- развитие речи и речевого общения
Образовательный процесс включает:
- расширение традиционных видов детской деятельности и обогащение их новым содержанием
- реализацию личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению детей через
изменения содержания обучения и совершенствование методов и приемов работы

2.3. Обеспечение в МБДОУ комплексного подхода к коррекции нарушений у
детей дошкольного возраста.
Устранение речевых нарушений у детей требует комплексного подхода, объединения
усилий всех специалистов МБДОУ, поскольку речевые нарушения связаны с целым рядом
причин как биологического, так психологического и социального характера. Комплексный
подход предполагает сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной
работы, направленной на нормализацию всех сторон речи, развитие моторики и познавательных
психических процессов, воспитание личности ребенка и оздоровление организма в целом.
Поэтому, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка с нарушениями речи,
специалисты МБДОУ намечают единый комплекс совместной коррекционно-педагогической
работы, направленной на формирование и развитие двигательной, интеллектуальной, речевой и
социально-эмоциональной сфер развития личности ребенка-дошкольника.
Каждый ребенок, имеющий те или иные отклонения в развитии, нуждается в
эффективной и скоростной реабилитации, которая позволяет ему максимально быстро
преодолеть нарушения развития. Это возможно лишь при условии формирования в МБДОУ
вокруг каждого такого ребенка единого коррекционно-развивающего пространства,
поддерживать которое призваны учитель-логопед, воспитатели группы, медицинский персонал,
педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, семья.
Коррекционная работа с детьми строится последовательно и постепенно – от простого к
сложному, от исправления недостатка к достаточно длительной автоматизации, являющейся
залогом успеха всей коррекционной работы.

2.4. Национально-региональный компонент.
Приобщение дошкольников с
деятельность детей в режиме дня и
окружающим, в повседневной жизни
экскурсий в ближайшее окружение,
праздников.

ОВЗ к национальной культуре пронизывает всю
происходит в рамках занятий по ознакомлению с
в ходе бесед, чтения художественной литературы,
игр с национальным содержанием, развлечений и
15

Цель: Привить детям чувство любви к своему родному краю, чувство национальной
гордости, развивать восприятие, воображение, развивать художественно-творческие
способности.
Задачи:
1. Изучение истории и культуры народов, проживающих в РФ.
2. Ознакомление с творчеством бурятских художников, поэтов, писателей.
3. Воспитание любви к родному городу, через ознакомление с народными традициями.
Через комплексные занятия познавательного и художественно-эстетического цикла, экскурсии,
праздники, встречи.
Социально –
коммуникативное
развитие

Познавательное
развитие
Речевое развитие
Художественно –
эстетическое развитие

Физическое развитие

Воспитывать у детей чувство любви и привязанности к малой родине,
родному дому, проявлением на этой основе ценностных идеалов,
гуманных чувств, нравственных отношений к окружающему миру и
сверстникам.
Использовать знания о родном крае в игровой деятельности.
Вызывать интерес и уважительное отношение к культуре и
традициям малой родины, стремление сохранять национальные
ценности.
Приобщать детей к истории Республики Бурятия. Формировать
представления о традиционной культуре родного края через
ознакомление с природой.
Развивать речь, мышление, первичное восприятие диалектной речи
через знакомство с культурой и традициями бурятского народа
Приобщать детей дошкольного возраста к музыкальному творчеству
родного края; воспитывать любовь к родной земле чрез слушание
музыки, разучивание песен, хороводов. Формировать практические
умения по приобщению детей к различным народным декоративно –
прикладным видам деятельности.
Развивать эмоциональную свободу, физическую выносливость,
смекалку, ловкость через традиционные игры и забавы.

2.5. Взаимодействие воспитателей
коррекционной работы
Воспитатель

Учитель - логопед

и

специалистов

в

организации

- диагностика
- рисование, лепка, аппликация,
- художественный ручной труд, конструирование
- игровая деятельность
- трудовая деятельность
- прогулка
- закаливание
- индивидуально – коррекционная деятельность
- работа с семьёй
- диагностика
- Формирование звуковой культуры речи
- артикуляционная гимнастика
- формирование лексико-грамматических категорий речи
- развитие связной речи
- обучение грамоте
- индивидуальные коррекционные занятия
16

- в т.ч. с элементами логоритмики
- игровая деятельность
- работа с семьёй
Музыкальный
- диагностика
руководитель
- музыкальные занятия
- праздники, развлечения, досуг
- игровая деятельность
- работа с семьёй
Инструктор по физической - диагностика
культуре
- утренняя гимнастика
- физкультурные занятия
- развлечения, досуг
- индивидуальная коррекционная работа
- игровая деятельность
- работа с семьёй
Медсестра
- диагностика
- профилактическая работа
- работа с семьёй

17

2.6. Взаимодействие с семьями воспитанников
Главной задачей специалистов при их взаимодействии с семьей ребенка – инвалида
и ребенка с ограниченными возможностями здоровья является не только выдача
рекомендаций по лечению и воспитанию ребенка, но и создание таких условий, которые
максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих
проблем:
- готовность родителей быть участниками педагогического процесса;
- распределение ответственности за успешное развитие ребенка с ограниченными
возможностями;
- обучение родителей необходимым навыкам и знаниям.
В таких случаях выработанные в процессе сотрудничества со специалистами
решения родители считают своими и более охотно внедряют их в собственную практику
воспитания и обучения ребенка.
Специалисты информируют и обсуждают с родителями результаты своих
обследований и наблюдений.
Родители должны знать цели и ожидаемые результаты индивидуальной программы
реабилитации ребенка. С самого начала знакомства определяется готовность родителей
сотрудничать со специалистами разных профилей, объем коррекционной работы, который
они способны освоить. Родителей постепенно готовим к сотрудничеству со
специалистами, требующему от них немало времени и усилий.
Основными задачами работы с родителями являются:
- создание дома спокойной доброжелательной атмосферы с теми режимными
ограничениями, которые продиктованы состоянием ребенка;
- овладение основами специальной педагогики и психологии, навыками проведения в
домашних условиях занятий по ранней стимуляции, коррекционному развитию и
воспитанию, а также обучению своих детей;
- овладение основами правовых знаний, относящихся к правам инвалидов и детей группы
риска по отклонениям в развитии;
- родителям необходимо знать особенности развития ребенка, сформировать адекватную
самооценку, правильное отношение к дефекту, волевые качества, включать в жизнь
ребенка игровую и посильную игровую деятельность; при посещении ребенком детского
учреждения родители продолжают с ним работать.
- Родители нуждаются в поддержке и одобрении, так как результаты будут видны не сразу
и родителям может показаться, что их усилия потрачены впустую.
- Сотрудничество родителей и специалистов ДОУ в развитии психофизических процессов
дошкольников с ОВЗ может дать положительную динамику.
Формы сотрудничества с семьей в рамках образовательной деятельности
Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей - создание в МБДОУ
необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с
семьями детей с ОВЗ, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника,
повышение компетентности родителей в области воспитания.

18

2.7.Модель организации образовательного процесса

Познавательное развитие;

Социально-коммуникативное развитие;

Физическое
развитие.

Области

Непрерывная
образовательная
деятельность
с
квалифицированной
коррекцией
недостатков в физическом и
психическом развитии.
Физкультурное
Подвижные игры

Образовательная деятельность с
квалифицированной
коррекцией
недостатков
в
физическом и психическом
развитии в ходе режимных
моментов.
Подвижные игры
Игры-эстафеты.
Развлечение (олимпиады)

Самостоятельная
деятельность детей

Подвижные игры

Игры с водой
Ребенок и окружающий мир
Сюрпризные моменты, игровая
мотивация
Беседа
Проектная деятельность
Наблюдение
Рассматривание
иллюстраций,
книг, объектов
Видеопрезентации
Коррекционные приемы
Дидактические игры
Художественное слово
Загадки

Развлечение
Экскурсии
Дидактические игры
Экспериментирование
Наблюдения
Индивидуальная работа
Пальчиковая гимнастика
Интегративная деятельность
Контрольно-диагностическая
деятельность
Сюжетно-ролевые игры
Игры-драматизации
Праздники, развлечения

Развитие
(формирование)
элементарных
математических
представлений
Сюрпризные моменты, игровая
мотивация
Видеопрезентации
Игровые упражнения с учетом
коррекции
Дидактические игры
Художественное слово
Загадки
Конструирование:
Сюрпризные моменты, игровая
мотивация
Художественное слово
Наблюдение
Беседы
Анализ
графического
изображения, схемы
Игровые упражнения с учетом
коррекции
Пальчиковая гимнастика
Рассматривание
Обыгрывание

Дидактические игры
Развлечение
Конкурс интеллектуалов
Наблюдения
Индивидуальная работа
Пальчиковая гимнастика
Игры
оздоровительной
направленности

Дидактические игры
Сюжетно-ролевые игры

Игры
со
строительным
материалом
Индивидуальная работа
Пальчиковая гимнастика

Сюжетно-ролевые игры
Дидактические игры

Дидактические игры
Настольно-печатные
игры
Рассматривание
иллюстраций,
книг,
объектов
Сюжетно-ролевые игры
Игры-драматизации

19

Речевое развитие;
Художественно-эстетическое
развитие

Развитие речи
Сюрпризные моменты, игровая
мотивация
Художественное слово
Наблюдение
Рассматривание
иллюстраций,
книг, объектов
Видеопрезентации
Игровые упражнения с учетом
коррекции
Дидактические игры
Художественное слово
Загадки
Чтение
художественной
литературы
Составление рассказа (из личного
опыта, по картине, по сюжетной
картинке, по серии сюжетных
картин)
Составление
описательного
рассказа
(по
игрушке,
с
использованием схемы)
Пересказ
Развитие
речевого
(фонематического) восприятия
Сюрпризные моменты, игровая
мотивация
Беседа
Наблюдение
Видеопрезентации
Игровые упражнения с учетом
коррекции
Дидактические игры
Звуковой анализ
Художественное слово
Загадки
Подготовка к обучению грамоте
Сюрпризные моменты, игровая
мотивация
Беседа
Наблюдение
Видеопрезентации
Игровые упражнения с учетом
коррекции
Дидактические игры
Звуковой анализ
Художественное слово
Загадки
Лепка
Сюрпризные моменты, игровая
мотивация
Художественное слово
Наблюдение
Беседы
Анализ образца
Игровые упражнения с учетом
коррекции
Пальчиковая гимнастика
Рассматривание
Анализ детских работ, выставка,
обыгрывание

Сюжетно-ролевые игры
Дидактические игры
Игры-драматизации
Инсценировки
Художественное слово
Индивидуальная работа
Пальчиковая гимнастика

Сюжетно-ролевые игры
Дидактические игры
Игры-драматизации
Инсценировки

Индивидуальная работа по
заданию учителя-логопеда
Беседа
Наблюдение
Игровые упражнения с учетом
направления коррекции
Дидактические игры
Театральная игра
Художественное слово

Индивидуальная работа
Игровые упражнения с учетом
коррекции
Дидактические игры

Сюжетно-ролевая игра

Сюжетные игры
Индивидуальная работа
Пальчиковая гимнастика

Сюжетные игры
Самостоятельнохудожественная
деятельность

20

Аппликация
Сюрпризные моменты, игровая
мотивация
Художественное слово
Наблюдение
Беседы
Анализ образца
Игровые упражнения с учетом
коррекции
Пальчиковая гимнастика
Рассматривание
Анализ детских работ, выставка,
обыгрывание
Рисование
Сюрпризные моменты, игровая
мотивация
Художественное слово
Наблюдение
Беседы
Анализ образца
Игровые упражнения с учетом
коррекции
Пальчиковая гимнастика
Рассматривание
Анализ детских работ, выставка
Сюрпризные моменты, игровая
мотивация
Слушание
Пение
Песенное творчество
Музыкально-ритмические
движения
Музыкально-игровое
и
танцевальное творчество
Игры
на
музыкальных
инструментах
Музыкальные игры

Дидактические игры
Игры-драматизации
Художественное слово
Индивидуальная работа
Пальчиковая гимнастика

Самостоятельнохудожественная
деятельность

Дидактические игры
Художественное слово
Индивидуальная работа
Пальчиковая гимнастика

Самостоятельнохудожественная
деятельность

Дидактические игры
Пение, хороводы
Индивидуальная работа
Пальчиковая гимнастика
Развлечения, досуги, праздники

Игры на музыкальных
инструментах
Дидактические игры

3. Организационный раздел
Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагогической
работы является создание адекватной возможностям ребенка охранительнопедагогической и предметно-развивающей среды, обеспечивающей полноценное развитие
всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений в развитии и становление
личности. Важнейшим условием является развивающая и эмоционально-комфортная
среда. Важнейшие образовательные ориентиры: обеспечение эмоционального
благополучия детей; создание условий для формирования доброжелательного и
внимательного отношения детей к другим людям; развитие детской самостоятельности;
развитие детски способностей в разных видах деятельности.
Для реализации этих задач определены целевые установки для педагогов:
– проявление уважения к личности ребенка и развитие демократического стиля
взаимодействия с детьми и другими педагогами;
– создание условий для принятия ребѐнком ответственности и проявления эмпатии к
другим людям;
– обсуждение с детьми возникающих конфликтов, помощь в их разрешении, выработка
общих правил, воспитание чувства уважения друг к другу;
21

– обсуждение с родителями целевых ориентиров, на достижение которых направлена
деятельность педагогов;
– включение семьи ребенка в совместное взаимодействие по достижению этих целей.
Организация образовательной среды стимулирует развитие у детей уверенности в
себе, оптимистическое отношение к жизни, дает право на ошибку, поощряет готовность к
сотрудничеству, обеспечивает успешную социализацию ребенка.
Программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий,
обеспечивающих развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными
возможностями и интересами.
1.Личностно-ориентированное
взаимодействие
взрослых
с
детьми,
предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется
возможность выбора деятельности, партнера, средств; обеспечивается опора на его
личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков.
2.Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской
успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка,
стимулирование самооценки.
3.Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому,
социально-коммуникативному,
познавательному,
речевому,
художественноэстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.
4.Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка.
5.Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и
продуктивной (производящей новый продукт) деятельности.
6.Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка
дошкольного возраста.
7.Профессиональное
развитие
педагогов,
направленное
на
развитие
профессиональных компетентностей, в том числе коммуникативной компетентности и
мастерства мотивирования ребенка.

3.1 Режим дня
Ежедневная организация жизни и деятельности детей осуществляется в
зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа
родителей, предусматривает личностно-ориентированные подходы к организации всех
видов детской деятельности, а также учитывает:
- построение образовательного процесса в соответствующих возрасту формах работы с
детьми: основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом
деятельности для них является игра;
- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и
детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно
образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии
со спецификой дошкольного образования.
Организация режима дня.
Одно из ведущих мест в жизнедеятельности детей в ДОУ принадлежит режиму
дня. Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни,
предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность
различных видов деятельности и отдыха. Основные компоненты режима: дневной сон,
бодрствование (игры, трудовая деятельность, занятия, совместная и самостоятельная
деятельность), прием пищи, прогулки.

22

Режим дня должен соответствовать возрастным особенностям детей и
способствовать их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность
непрерывного бодрствования детей 3–7 лет составляет 5,5– 6 часов.
В соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству,
содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» СанПиН
2.4.1.3049-13. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой
половине дня в старшей группе 45 минут. В середине времени, отведенной на
непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы
между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут. На
прогулке два раза в неделю планируется обучение спортивным играм и упражнениям.

3.2. Особенности организации развивающей
предметно-пространственной среды
В группах важнейшую роль играет тщательно продуманная и безопасно
организованная развивающая предметно-пространственная среда, которая позволяет
педагогам осуществлять на практике цели и задачи Программы и применять личностноориентированные технологии обучения. Развивающая среда в группе помогает реализации
основополагающего принципа программы: ребенок учится лучше и научится большему в
процессе самостоятельного взаимодействия с окружающим миром – через игру и
открытия.
В рамках Программы центр тяжести в работе педагога переносится с
традиционного непосредственного обучения (четкой организации и проведения игр и
занятий), в ходе которого происходит передача детям обогащенного взрослого опыта, на
опосредованное обучение – через организацию такой образовательной среды, которая
предоставляет широкие возможности для эффективного накопления детьми собственного
опыта и знаний.
Групповое пространство спланировано педагогами так, чтобы дети могли делать
самостоятельный выбор (где, с кем и чем ребенок будет заниматься) и принимать
решения. Среда не ограничивает детскую инициативу, а наоборот, предоставляет
возможности для проявления и для развития и реализации разнообразных идей.
Приобретая опыт, достигая своей цели, ребенок постепенно обретает уверенность в себе,
убеждаясь в собственных возможностях, делая личностные, а поэтому радостные для него
открытия. Разумно организованная развивающая среда способствует подготовке ребенка к
жизни в стремительно меняющемся мире, формирует устойчивое стремление познавать,
открывать мир и в конечном итоге - учит учиться.
Развивающая предметно-пространственная среда также способствует навыкам
партнерского общения, работы в команде, дает практику взаимопомощи и развивает
навыки социального взаимодействия. Все это позволяет педагогу формировать у детей
поисковый, активный, самостоятельный стиль мышления и деятельности, предоставляя
реальные шансы для личностного роста каждого ребенка.
Оснащение групп в соответствии с задачами образовательной работы в детьми
представлено в таблице.
Задачи работы
Вид помещений
Виды деятельности детей
Познавательно-исследовательская деятельность

Оснащение

23

Сенсорное развитие

Центры активности
в группе

Познавательноисследовательская
деятельность

Центры активности
в группе

Формирование
элементарных
математических
представлений

Центры активности
в группе

Формирование
первичных
представлений об
объектах окружающего
мира

Методический
кабинет. Центры
активности в
группе

Коммуникативная деятельность
Развитие свободного
Все пространство
общения с взрослыми и
детского сада
детьми
Развитие всех
Все пространство
компонентов устной речи детского сада
детей

Игровая деятельность
Развитие игровой
деятельности

Центры активности
в группе, уличная
игровая площадка

Объекты для исследования в действии
(мозаики, шнуровки, наборы кубиков и др.)
Дидактические игры на развитие психических
функций – мышления, внимания, памяти,
воображения
Объекты для исследования в действии (наборы
для опытов с водой, воздухом, светом,
магнитами, песком, коллекции)
Образно-символический материал (наборы
картинок, календари природы, карты, атласы,
глобусы и т.д.)
Материалы, учитывающие интересы мальчиков
и девочек
Объекты для исследования в действии
(палочки, кубики, и др.)
Образно – символический материал
(головоломки, лабиринты)
Нормативно-знаковый материал (календарь,
карточки, кубики с цифрами, линейки и т.д.)
Развивающие игры с математическим
содержанием
Домино, шашки, шахматы
Образно-символический материал
Нормативно-знаковый материал
Коллекции
Настольно-печатные игры
Электронные материалы (видеофильмы, слайдшоу различной тематики)
Справочная литература (энциклопедии)
Картотека словесных игр
Настольные игры (лото, домино)
Нормативно-знаковый материал
Игры на развитие мелкой моторики
Развивающие игры («Найди по описанию»,
«Что сначала, что потом», шнуровки, вкладыши
и др.)
Алгоритмы (схемы)для обучения
рассказыванию
Художественная литература для чтения детям и
чтения самими детьми
Картины, иллюстративный материал, плакаты
для рассматривания
Игры-забавы
Игрушки-персонажи и ролевые атрибуты
Игрушки-предметы оперирования
Маркеры игрового пространства (детская,
кукольная мебель, предметы быта)
Полифункциональные материалы
Игры «На удачу», «На умственную
компетенцию детей»
Строительный материал
Конструкторы
Материалы, учитывающие интересы мальчиков
и девочек
24

Приобщение
элементарным
общепринятым нормам и
правилам
взаимоотношения со
сверстниками и
взрослыми (в том числе)

Все пространство
учреждения

Формирование
гендерной, семейной,
гражданской
принадлежности

Все пространство
учреждения

Формирование
патриотических чувств

Все пространство
учреждения

Приобщение к правилам
безопасного поведения

Все пространство
детского сада

Передача детям знаний о
правилах безопасности
дорожного движения в
качестве пешехода и
пассажира транспортного
средства

Все пространство
детского сада
Уличные игровые
площадки

Художественная литература для чтения детям и
чтения самими детьми
Настольные игры соответствующей тематики
Альбомы «Правила группы», «Правила
безопасности»
Игрушки персонажи и ролевые атрибуты
Игрушки-предметы оперирования
Маркеры игрового пространства
Материалы учитывающие интересы мальчиков
и девочек
Иллюстративный материал, плакаты для
рассматривания
Атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «Семья»,
«Поликлиника» и т.д.
Уголок ряженья
Игрушки-персонажи и ролевые атрибуты
Настольные игры соответствующей тематики
Этнокалендарь
Фотоальбом воспитанников
Нормативно-знаковый материал
Иллюстративный материал, плакаты для
рассматривания
Художественная литература для чтения детям и
чтения самими детьми
Этнокалендарь
Фотоальбом воспитанников
Коллекции
Нормативно-знаковый материал
Дидактические материалы соответствующей
тематики
Образно-символический материал (наборы
картинок по исторической тематике для
выстраивания временных рядов)
Иллюстративный материал, картины, плакаты
для рассматривания
Видеофильмы для детей
Дидактические материалы соответствующей
тематики
Художественная литература для чтения детям и
чтения самими детьми
Энциклопедии
Игрушки-персонажи и ролевые атрибуты
Маркеры игрового пространства (детская,
кукольная мебель, предметы быта) с учетом
правил безопасности
Иллюстративный материал, картины, плакаты
для рассматривания
Видеофильмы для детей
Дидактические материалы соответствующей
тематики
Художественная литература для чтения детям и
чтения самими детьми по ОО «Безопасность»
Энциклопедии
Игрушки-персонажи и ролевые атрибуты
Игрушки-предметы оперирования
Полифункциональные материалы
25

Настольные игры соответствующей тематики
(«Правила дорожного движения», домино,
«Дорожные знаки»)
Конструирование из разного материала
Конструктивная
Центры активности
деятельность
в группе

Музыкальная деятельность
Развитие музыкальноМузыкальный зал
художественной
Центры активности
деятельности
в группах
Приобщение к
музыкальному искусству

Изобразительная деятельность
Развитие ИЗО
Все пространство
деятельности детей
учреждения
(рисование, лепка,
Уличные игровые
аппликация,
площадки
художественный труд)
Развитие детского
творчества
Приобщение к
изобразительному
искусству

Двигательная деятельность
Развитие физических
качеств (скоростных,
силовых, гибкости,
выносливости и
координации)

Сохранение и укрепление
физического и
психического здоровья
детей

Физкультурный зал
Игровое помещение
в грпуппах
Стадион на
территории
детского сада
Музыкальный зал

Все пространство
учреждения
Уличные игровые
площадки

Образно-символический материал (наборы
картинок, календари погоды, природы, карты,
атласы, глобусы и т.д.)
Строительные материалы
Конструкторы напольные
Плоскостные конструкторы
Бумага, природные и бросовые материалы
Материалы, учитывающие интересы мальчиков
и девочек
Музыкальный центр
Пианино
Музыкальные инструменты для детей
Подборка аудиозаписей с музыкальными
произведениями
Пособия, игрушки, атрибуты
Различные виды театров
Ширма для кукольного театра
Детские костюмы
Шумовые коробочки
Слайды с репродукциями картин
Материалы и оборудование для продуктивной
деятельности
Природный и бросовый материал
Иллюстративный материал, картины, плакаты
Настольно-печатные игры («Цвет», «Форма»,
«Ассоциации» и т.д.)
Альбомы художественных произведений
Художественная литература с иллюстрациями
Изделия народных промыслов: Дымково,
Городец, Гжель, Хохлома, Палех, Жостово,
матрешки, Богородске игрушки
Скульптура малых форм (глина, дерево)
Музыкальный центр
Оборудование
- для ходьбы, бега, равновесия
- прыжков, катания, бросания и ловли
- ползания и лазания
- общеразвивающих упражнений
Картотеки подвижных игр
Игры на ловкость: кегли, «Поймай рыбку» и т.д.
Атрибуты для спортивных игр (хоккей,
бадминтон, и др.)
Игровые комплексы (горка, качели)
Развивающие игры
Игры на ловкость
Дидактические игры на развитие психических
функций – мышления, внимания, памяти,
воображения
Оборудование
26

Воспитание культурногигиенических навыков
Формирование
начальных
представлений о
здоровом образе жизни

Все помещения
групп
Все помещения
групп
Уличные игровые
площадки

- для ходьбы, бега, равновесия
- прыжков, катания, бросания и ловли
- ползания и лазания
- общеразвивающих упражнений
Картотеки подвижных игр
Атрибуты для спортивных игр (хоккей,
бадминтон, и др.)
Игровые комплексы (горка, качели)
Алгоритмы для запоминания
последовательности культурно-гигиенических
навыков
Художественная литература
Игрушки-персонажи
Игрушки-предметы оперирования
Маркеры игрового пространства
Настольные игры соответствующей тематики
Иллюстративный материал, картины, плакаты
Оборудование
- для ходьбы, бега, равновесия
- прыжков, катания, бросания и ловли
- ползания и лазания
- общеразвивающих упражнений
Картотеки подвижных игр
Картотека «Игры, которые лечат»

ГЛОССАРИЙ

Адаптированная образовательная программа — образовательная программа,
адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при
необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную
адаптацию указанных лиц.
Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для
всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и
индивидуальных возможностей.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — физическое
лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,
подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие
получению образования без создания специальных условий.
В группах комбинированной направленности осуществляется совместное
образование здоровых детей и детей с ОВЗ в соответствии с образовательной программой
дошкольного учреждения, с учетом особенностей психофизического развития и
возможностей воспитанников.
Среди воспитанников, посещающих МБДОУ могут быть различные категории
детей с ОВЗ: слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорнодвигательного аппарата (ОДА), с задержкой психического развития, с умственной
отсталостью, со сложными дефектами.

27

Литература
1. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П. и др. Программа воспитания и
обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. — СПб., 2001.
2. Журнал «Справочник старшего воспитателя» №3, 2014, Скоролупова О.А.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования:
организация внедрения в ДОО.
3. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного
образования. Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-3-е изд.,
испр. и доп., -М.: Мозаика-Синтез, 2015. –368 с.
4. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования
(одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15). Навигатор образовательных программ
дошкольного образования [Электронный ресурс].
5. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида
(для детей с нарушениями зрения): Программа детского сада: коррекционная работа / Под
ред. Л. И. Плаксиной. — М., 2003.
6. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка: Комплект рабочих
материалов / Под общ. ред. М. М. Семаго. — М., 2001.
7. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста /
Под ред. Е. А. Стребелевой. — М., 1998.
8. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И. Ю. Левченко, С. Д.
Забрамной. — М., 2003.
9. Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Программно-методические
рекомендации. — М., 2009.
10. Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Чиркина Г. В. Программы дошкольных
образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.
Коррекция нарушений речи. — М., 2008
11. И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Коррекционно-развивающее обучение» М,2019г.
12. Е.А. Стреблева, Г.А. Мишина «Психолого-педагогическая диагностика
нарушений развития детей» М. – 2016г.

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».