Тематический план индивидуальных психологических занятий

Согласованно:
Совет МБДОУ Детский сад №1
Протокол № 5 от 17.04.2024г.

Утверждено:
Заведующая МБДОУ
Детский сад №1
_______ Н.Н. Бурмистрова
Приказ № 25 от 17.04.2024г.

Тематический план
индивидуальных психологических занятий с воспитанником
2 младшей группы под руководством педагога-психолога
Пояснительная записка
Программа индивидуальной коррекционно-развивающей работы педагогапсихолога
с
воспитанником
ДОУ
ФИО
ребенка
__________________________________________________________________
года рождения, посещающим 2 младшую группу (далее – Программа)
составлена в соответствии с особыми образовательными потребностями
ребёнка и индивидуальными особенностями ребёнка, а также с учётом
рекомендаций ПМПК.
Основанием для составления Программы является заключение ПМПК № 11
от 26.03.2024г.
Цели и задачи программы
Цель: Создание условий для естественного психологического развития
познавательных процессов ребенка.
Задачи:
1. Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир ребенка в мир
человеческих эмоций.
2. Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития
процесса общения.
3. Развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов,
саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.
4. Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки,
повышение уверенности в себе.
5. Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений,
наглядно-действенного,
наглядно-образного,
словесно-логического,
творческого и критического мышления.
6. Формирование позитивной мотивации к обучению.
7. Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти,
внимания, воображения.
Формы работы

Данная программа предусмотрена для работы с воспитанником от 3 - 4 лет в
рамках дошкольных образовательных учреждений.
Занятие с ребенком проводится 2 раза в неделю, соблюдая двигательный
режим. Продолжительность занятия не должно превышать 15 минут. Каждая
тема может варьироваться в зависимости от интереса ребенка и результатов
наблюдений психолога.
Задания на развитие психических процессов (памяти, внимания,
воображения,
мышления),
а
также
на
развитие
волевой
и
психофизиологической сферы подобрано в соответствии с темами занятий.
Занятия проводятся в помещениях с соблюдением санитарно –
гигиенических норм и правил.
Принципы проведения занятий:
Принцип личностно – ориентированного подхода предлагает выбор и
построение материала исходя из индивидуальности ребенка, ориентируясь на
его потребности и потенциальные возможности.
Системность подачи материала; наглядность обучения; цикличность
построения занятия; доступность; проблемность; развивающий и
воспитательный характер учебного материала.
Каждое занятие содержит в себе следующие этапы.
Этапы:
1. Организационный этап- создание эмоционального настроя;
упражнения и игры с целью привлечения внимания ребенка;
2. Мотивационный этап - выяснения исходного уровня знания ребенка по
данной теме; сообщение темы занятия; появление персонажа;
3. Практический этап- подача новой информации на основе имеющихся
данных; Задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти,
мышления, воображения) и творческих способностей; отработка полученных
навыков на практике;
4. Рефлексивный этап- обобщение нового материала; подведение итогов
занятия.
Возрастные особенности детей 3-4 лет
Ведущая потребность — в общении, в уважении;
самостоятельности ребенка.
Ведущая деятельность — игровая.
Переход от манипулятивной игры к ролевой.
Ведущая функция — восприятие.
Особенности возраста:
1.
Кризис 3-х лет. Формирование «системы Я».

в

признании

2.
Развитие воображения через развитие функции замещения одного
предмета другим.
3.
Появление смысловой структуры сознания.
4.
Ребенок добивается нового статуса, вследствие чего проявляет
упрямство и негативизм.
5.
Развитие происходит через общение. С взрослым общение
становится внеситуативно-познавательным.
6.
Удерживает внимание 7–8 минут.
7.
Может выполнять мыслительные операции: анализ, синтез,
сравнение, обобщение.
8.
При новой деятельности необходимо поэтапное объяснение (делай,
как Я).
Цели и задачи для взрослых:
1.
Помогать осваивать разные способы взаимодействия с взрослым и
сверстником в игре и в повседневном общении.
2.
Способствовать проявлению всех видов активности ребенка.
3.
Формировать первые «нравственные эмоции»: хорошо -плохо.
4.
Формировать умение действовать по правилам.
5.
Формировать умение сопереживать, сочувствовать. Формировать
эмоциональную отзывчивость.
6. Способствовать формированию позитивной самооценки ребенка в
процессе общения с взрослым.
Новообразования:
1.
Усвоение первичных нравственных норм.
2.
Самооценка.
3.
Появление элементов партнерского общения.
Возрастные нормы психического развития ребенка к 4 годам
(критерии результативности, ожидаемый результат)
Восприятие

Цвета

Формы
Величины

Красный,
синий,
зеленый,
желтый,
коричневый, черный,
белый
Шар - круг, куб квадрат, треугольник

Узнавание,
называние,
соотнесение

Узнавание,
называние,
соотнесение
Большой
- Узнавание,
маленький, длинный называние,
- короткий, высокий - соотнесение
низкий, широкий -

Пространства
Эмоционального
состояния

узкий, толстый тонкий
Далеко - близко, Узнавание,
высоко - низко
называние,
соотнесение
Радость, грусть, гнев Узнавание,
называние,
соотнесение

Память
Зрительная образная: объем — 4–5 предметов.
Слуховая образная: объем — 3–4 звука.
Слуховая вербальная: объем — 4 слова.
Тактильная: объем — 3–4 предмета.
Внимание
Объем — 4 предмета.
Устойчивость — 10–12 минут.
Концентрация: нахождение в рисунке контура известного предмета при
высокой плотности штриховки, контура неизвестного предмета — при
слабой штриховке.
Воображение
Репродуктивное

С элементами творческого

Раскрашивание или рисование по
представлению (например, нарисуй
солнышко, раскрась елочку), лепка по
заданию (например, скатай шарик, —
взрослый не показывает)
Дорисовывание,
выполнение
аппликаций, составление узора ил
предмета из мелких деталей без образца
(например, придумай, кто живет в
стране кружочков), лепка предметов
или живых существ со зрительной
инструкцией.
Использование в игре предметовзаместителей

Развитие интеллектуальной сферы
Анализ
Описание предмета по известным признакам.
Выполнение заданий: «найди шестое» и «логические цепочки» (по одному
или двум признакам).

Исключение на основе всех изученных обобщений.
Зрительный синтез из 3 частей без опоры на образец и из 4 частей — со
зрительной опорой или наложением на образец.
Сравнение предметов по цвету, по форме, по величине, по расположению в
пространстве, по эмоциональному состоянию на основе зрительного
восприятия.
При сравнении ребенок должен уметь самостоятельно выделять по 3
сходства и 3 отличия.
Обобщение
по цвету, форме величине, эмоциональному состоянию;
животные, игрушки, фрукты, овощи, одежда, обувь.
Выполнение операции конкретизации на основе имеющихся обобщений.
На вопрос: каких ты знаешь животных? (игрушки, фрукты и т. д.), ребенок
должен уметь самостоятельно называть 4–5 предметов (например, животные:
кошка, собака, тигр, жираф, волк).
Сериация
по цвету — 3 оттенка;
по величине — 5 предметов;
по расположению в пространстве — 3 положения;
серия последовательных картинок к известной сказке — 4 картинки.
Классификация
На основе имеющихся обобщений по одному признаку — самостоятельно.
Эмоциональная сфера
Называние, узнавание по пиктограмме эмоциональных состояний радость,
грусть, гнев.
Знание некоторых способов выражения этих эмоциональных состояний
(через рисунок, вокализацию, с помощью мимики, жестов и выразительных
движений).
Коммуникативная сфера
Умение обращаться к сверстнику и взрослому по имени, принимать
различные роли в игре, придуманной взрослым.
Волевая сфера
Принимать и удерживать 2 правила в игровой ситуации.
Психофизиологическая сфера
Умение закрашивать предметы внутри контура.
Умение нанизывать мелкие предметы (бусинки) на лесу.
Умение вылепливать из пластилина или глины мелкие и крупные предметы.
Умение изображать различные эмоциональные состояния при помощи
мимики и жестов.

План индивидуальной работы
месяц
Занятие
Сентябрь 1. знакомство
2 Давайте дружить
3 Правила поведения на
занятиях
4 Я и моя группа
Октябрь

5 Радость
6 Грусть
7 Гнев
8 Словарик эмоций

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

9 Маленькие чистюли, или Я
сам!
10 Мой помощник цветик семицветик
11 Письмо от друга

Задания
«давайте знакомится!»
 Прятки
 Лабиринт
 Что хорошо, что плохо
 Загадки
 Художники
 Найди отличия
 Радостная страничка
 Веселый мишка
 Грустная страничка
 Грустный утенок
 Сердитая страничка
 Найди сердитого зверя
 Проведи дорожку
 Найди маски героям
 Слушай внимательно
Я сам!

 Цветик – семицветик
 Загадки
 Лабиринт
 Удивительные рыбки
12 Мы разные
 Лабиринт
 Наведи порядок
13 Поссорились – помирились
 Санки
 Мешок с подарками
14 Промежуточная аттестация  Запоминай-ка
1
 Рукавичка
 Прятки
 Бусы на ёлку
15 Промежуточная аттестация  Запоминай-ка
2
 Что лишнее
 Ёлочка - красавица
16 Мы – маленькие волшебники Подарок
17 Когда друг в беде
 Лабиринт
 Найди хвост
18 Я учусь не драться
 Запоминай-ка
 Лабиринт
19 Поиграем со сказкой Сказка
 Кто во что играет?
«Сбежавшие игрушки»
 Найди все мячики
20 Поиграем со сказкой Сказка
 Кто живет в лесу

Март

«Теремок»
21 Поиграем со сказкой Сказка
К.И. Чуковского «Федорино
горе»
22 Поиграем со сказкой Сказка
Л.Ф. Воронковой «Маша –
растеряша»
23 Мальчики – одуванчики
24 Девочки - припевочки

Апрель

25 Поиграем со сказкой
Сказка»Три медведя»
26 Поиграем со сказкой Сказка
«Репка»
27Страна Вообразилия
28 День смеха
29 Мы друзья природы

Май

30 Промежуточная аттестация
по итогам освоения программы
-1
31 Промежуточная аттестация
по итогам освоения программы
-2

 Угадай, чья тень
 Найди лишний предмет
 Найди и раскрась


























Найди и раскрась одежду
Обувь и время года
Найди лишнее
Профессии
Открытка
Кукла
Бусы
Дорога к домику
В лесу
Помощники
Рыбалка
Чего на свете не бывает?
Угощения для кролика
В комнате смеха
Лабиринт
Кто лишний
Запоминай-ка
Ёжики
Грибочки
Лабиринт
Запоминай-ка
Прятки
Пустой квадрат
Чашки
Флажки

Методическая литература: Развивающие задания для дошкольников. 3-4 года / Н.Ю.
Куражева, А.С. Тузаева, И.А. Козлова ; под редакцией Н.Ю. Куражевой; рисунки А.Ю.
Голубева. – Санкт- Петербург; Москва : Речь, 2023. – 64с

Педагог – психолог:

Сомова В.С.

Ф.И.О. родителя (законного представителя)__________ ______________


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».