Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский
сад № 1
Статью подготовила
старший воспитатель
Сомова В.С.
Средства обучения и воспитания в МБДОУ Детский сад № 1, центры
активностей.
Главная задача ДОО – создать образовательное пространство,
обеспечивающее единство РППС и содержательное общение взрослых и
детей. При этом РППС в нашем учреждении соответствует: ФОП ДО и
ФГОС
ДО;
возрастным
особенностям
детей;
санитарно
–
эпидемиологическим правилам и нормам;
законодательству в сфере
технического регулирования, стандартизации и оценке соответствия
продукции, защите прав потребителей.
Принципы проектирования:
Разнообразие: Среда обеспечивает разнообразные возможности для игр
деятельности, удовлетворяющие различные потребности и интересы детей.
Самостоятельность: Дети имеют возможность самостоятельно выбирать
организовывать свою деятельность.
Совместная деятельность: Педагоги ДОО поощряют совместную игру
взаимодействие между детьми.
Сотрудничество с родителями: Созданы условия для участия родителей
создании и поддержании образовательной среды.
и
и
и
в
Средства обучения
Наглядные средства:
1. Картины, репродукции, иллюстрации, штамбы
2. Макеты, модели
3. Демонстрационный материал (образцы растений, животных,
предметов)
4. Схемы, диаграммы, таблицы
5. Мультимедийные средства (проекторы, музыкальный центр)
Дидактические материалы:
1. Дидактические игры (настольные, словесные, подвижные)
2. Строительный материал (конструкторы, кубики, мозаики)
3. Природный материал (листья, камни, ракушки и т.д.)
4. Детская художественная литература, разевающая литература, рабочие
тетради
Средства воспитания
Игровая деятельность:
1. Ролевые игры
2. Сюжетно-ролевые игры
3. Игры с правилами
4. Подвижные игры
Художественно-творческая деятельность:
1. Рисование
2. Лепка
3. Аппликация (конструирование)
4. Музыка
5. Театрализованная деятельность
Труд:
1. Самообслуживание (умывание, одевание и т.д.)
2. Дежурство (в столовой, по уголкам природы)
3. Участие в уборке помещения
Коммуникация:
1. Беседы, рассказы воспитателя
2. Чтение художественной литературы
3. Развитие речи (игры, упражнения)
Ознакомление с окружающим миром:
1. Наблюдения, экскурсии
2. Познавательные беседы
3. Проектная деятельность
Формирование основ безопасности:
1. Правила дорожного движения
2. Правила пожарной безопасности
3. Правила безопасного поведения в природе и быту
Социализация:
1. Взаимодействие с детьми и взрослыми
2. Развитие нравственных качеств (доброта, отзывчивость и т.д.)
3. Развитие самостоятельности и инициативы
Центры активностей:
Ясли (1-2 лет)
I младшая группа II
младшая
(2-3 года)
группа
(3-4
года)
Центр социально- Центр
Центр
эмоционального
конструирования: математики:
развития:
Развитие мелкой Развитие
*
Развитие моторики,
математически
эмоциональной
пространственног х
сферы,
о
мышления, представлений,
коммуникативных творческого
логического
навыков, навыков воображения
мышления
сотрудничества
Образовательные Образовательн
*
области:
ые
области:
Образовательные
познавательное
познавательное
Средне – старшая
группа)
Центр социальноэмоционального
развития: Развитие
эмоциональной
сферы,
коммуникативных
навыков, навыков
сотрудничества
Образовательные
области:
социально-
области:
социальнокоммуникативное
развитие, речевое
развитие
развитие, речевое развитие
развитие,
художественноэстетическое
развитие
коммуникативное
развитие, речевое
развитие
Центр
конструирования:
Развитие мелкой
моторики,
пространственного
мышления,
творческого
воображения
Образовательные
области:
познавательное
развитие, речевое
развитие,
художественноэстетическое
развитие
Центр природы:
Познакомить
с
природой,
ее
объектами
и
явлениями.
Образовательные
области:
познавательное
развитие, речевое
развитие,
физическое
развитие
Центр науки:
Развитие
познавательны
х
интересов,
экспериментал
ьных навыков.
Образовательн
ые
области:
познавательное
развитие
Центр трудового
воспитания:
Развитие навыков
самообслуживания,
трудолюбия,
уважения к труду.
Образовательные
области:
социальнокоммуникативное
развитие,
физическое
развитие
Центр
развития
речи:
Развитие
речи,
мелкой моторики,
творческого
воображения
Образовательные
области: речевое
развитие,
художественноэстетическое
развитие
Центр развития
речи:
Развитие
речи,
мелкой моторики,
творческого
воображения
Образовательные
области: речевое
развитие,
художественноэстетическое
развитие
Центр
сюжетноролевой игры:
Развитие
социальных
навыков, речи,
воображения
Образовательн
ые
области:
социальнокоммуникатив
ное развитие,
речевое
развитие,
познавательное
развитие
Центр
грамотности:
Развитие
грамотности,
фонематического
слуха,
навыков
чтения и письма
Образовательные
области: речевое
развитие,
познавательное
развитие
Центр
природы:
Познакомить
с
природой,
ее
объектами
и
явлениями.
Центр социальноэмоционального
развития:
Развитие
эмоциональной
Центр
художественно
го творчества:
Развитие
творческих
Центр истории и
культуры:
Приобщить
к
истории и культуре
своего народа
Образовательные
области:
познавательное
развитие, речевое
развитие,
физическое
развитие
сферы,
коммуникативны
х
навыков,
навыков
сотрудничества
Образовательные
области:
социальнокоммуникативное
развитие, речевое
развитие
способностей,
мелкой
моторики,
художественно
го восприятия
Образовательн
ые
области:
художественно
-эстетическое
развитие
Центр
двигательной
активности:
Развитие
физических
качеств,
координации
движений,
крупной моторики
Образовательные
области:
физическое
развитие
Центр
двигательной
активности:
Развитие
физических
качеств,
координации
движений,
крупной
моторики
Образовательные
области:
физическое
развитие
Центр
театральной
деятельности:
Развитие
творческих
способностей,
речи,
коммуникатив
ных навыков
Центр релаксации:
удобные подушки
и
кресла;
музыкальная
колонка; книги и
журналы; растения
и
природные
материалы.
Для
снятия
психоэмоциональн
ого
напряжения
воспитанников.
Центр
релаксации:
удобные подушки
и
кресла;
музыкальная
колонка; книги и
журналы;
растения
и
природные
материалы.
Для
снятия
психоэмоциональ
ного напряжения
воспитанников.
Образовательные
области:
познавательное
развитие,
социальнокоммуникативное
развитие
Центр
двигательной
активности:
Развитие
физических
качеств,
координации
движений, крупной
моторики
Образовательные
Образовательн области:
ые
области: физическое
художественно развитие
-эстетическое
развитие,
социальнокоммуникатив
ное развитие
Центр
Центр
социальноэкспериментирован
эмоциональног ия:
о развития:
Развитие
Развитие
познавательной
эмоциональной активности,
сферы,
навыков
коммуникатив исследовательской
ных навыков, деятельности,
навыков
естественносотрудничеств научных
а.
представлений
Образовательн Образовательные
ые
области: области:
социальнопознавательное
коммуникатив развитие,
ное развитие, развитие
речевое
развитие
Центр
художественного
творчества:
Развитие
творческих
способностей,
мелкой моторики,
художественного
восприятия
Образовательные
области:
художественноэстетическое
развитие
Центр
художественного
творчества:
Развитие
творческих
способностей,
мелкой моторики,
художественного
восприятия
Образовательные
области:
художественноэстетическое
развитие
Центр
трудового
воспитания:
Развитие
навыков
самообслужива
ния,
трудолюбия,
уважения
к
труду
Образовательн
ые
области:
социальнокоммуникатив
ное развитие,
физическое
развитие
Центр
двигательной
активности:
Развитие
физических
качеств,
координации
движений,
крупной
моторики
Образовательн
ые
области:
физическое
развитие
Центр
релаксации:
удобные
подушки
и
кресла;
музыкальная
колонка; книги
речевое
Центр
робототехники:
Развитие
логического
мышления,
навыков
конструирования,
интереса к технике
Образовательные
области:
познавательное
развитие,
художественноэстетическое
развитие
Центр релаксации:
удобные подушки
и
кресла;
музыкальная
колонка; книги и
журналы; растения
и
природные
материалы.
Для
снятия
психоэмоциональн
ого
напряжения
воспитанников.
Центр
художественного
творчества:
Развитие
творческих
способностей,
и
журналы;
растения
и
природные
материалы.
Для
снятия
психоэмоциона
льного
напряжения
воспитанников
.
мелкой моторики,
художественного
восприятия
Образовательные
области:
художественноэстетическое
развитие
Оборудование как внутри, так и вне помещения
«Центр двигательной активности»: переносное оборудование, (напр. мячи и
спортивное снаряжение, гимнастические маты, скамейки, скакалки, кресламешки и наборы для метания мешочки, гимнастические лестницы, мягкие
модули, подвесные модули (бабочки, листочки, погремушки, дуги, ножные
коврики), спортивные площадки на участке детского сада.
Принцип саморегуляции движения: для детей группы раннего возраста это
небольшие перепады, барьеры; для детей первой и второй младшей группы –
это препятствия (пробой силы). Дети с огромным удовольствием снова и
снова пробуют свои силы с неослабевающей энергией.
«Центр экспериментирования»
Организованная по типам и хранимые так, чтобы обеспечить детям
свободный доступ к ним. Помогает организовать познавательноисследовательскую деятельность, а также самостоятельность детей. В группе
раннего развития изготовлен прозрачный шарокат, где дети могут наблюдать
процесс переливания воды и
прохождения предметов; переносная
песочница, где для детей создавались такие ситуации, («Как найди?», «Кто
спрятался?», солнышко, гора и т.п для развития тактильного восприятия. С
взрослением детей оборудование в центр экспериментирования постепенно
обновлялся и дополнялся на данный момент в уголке: пуговицы, пипетки,
сачки, трубочки, легкие и тяжелые предметы, маленькие зеркала, ватные
диски, палочки, весы, формочки, крупы, соль и мука (дети сами готовят тесто
для лепки); прищепки – дети в свободной форме пользуются предметами:
экспериментируя; изучения свойств предметов, применимо самостоятельно
со второй младшей группы. При этом закрепляют представления о форме,
величине, цвете предметов, развивая мелкую моторику рук .
«Центр природы»: имеется 4 разных вида растений (не опасных для жизни и
здоровья детей); мелкие природные материалы: камни, фасоль, горох,
ракушки, дети
используют под
контролем воспитателя. Для
самостоятельного изучения детьми все мелкие материалы находятся в
прозрачных
пластмассовых контейнерах. Все материалы и объекты,
представленные в уголке природы, вызывают отклик у воспитанников и
способствуют развитию интереса к природе. Яркие осенние листья, весенние
цветы, фотографии и картины пейзажей зимнего леса, осеннего парка и
летнего луга, макеты грибов, деревьев, красочные изображения животных и
птиц пробуждают в детях умение видеть красоту родной природы и ценить
её. С первой младшей группы дети постепенно учатся ухаживать за
комнатными цветами: полив, вытирание пыли с листьев, аккуратное
рыхление земли в горшках, а со второй младшей группы некоторые дети
обрезали сухие листья безопасными ножницами под наблюдением
воспитателя. Дети первой младшей группы с осени приносили
разнообразный природный материал: мох, кору деревьев, сухие листья,
желуди, семена, шишки, камни (маленькие), короткие ветки и т.д. Эти
материалы дошкольники используют в нетрадиционном рисовании,
аппликации. Воспитанники любят рассматривать шишки, семена, ракушки с
помощью увеличительного стекла.
«Центр конструирования», организован по типам и хранится так, чтобы
обеспечить детям свободный доступ. Конструирование — обожаемый детьми
и очень полезный для развития творческих способностей, мышления,
воображения и мелкой моторики вид деятельности дошкольников. Дети с
удовольствием пробуют себя в различных постройках, а также с
разнообразным материалом, при этом любят обыгрывать постройки. С 1 – 3
лет элементы постройки со стороной 4-5 см т.к. маленькие конструкторы
несут угрозы для здоровья детей, а с 3 лет дети при конструирование
используют более мелкие детали. Доступность и удобство в расположении
центра подвигает детей к самостоятельности и экспериментированию
построек. Более тяжёлый и крупный строительный материал хранят ниже,
чем маленький и лёгкий. Хранятся в ящиках и контейнерах. Разнообразие
формы и цвета формирует у детей сенсорные эталоны (конструкторы:
железные, пластмассовые, магнитные, деревянные, лего)
«Центр игры», организован по типам и хранится так, чтобы обеспечить детям
свободный доступ к ним. Игра это ведущий вид деятельности ребенка. С
целью развития свободной игровой деятельности в группах – созданы
условия: разнообразие игрушек; меняя игрушки (одни достаем другие
убираем), дети очень радуются этим моментам и у них больше проявляется
интереса к давно «забытой» или новой игрушке; для более старшего возраста
созданы игровые ситуации; игрушки сделанные руками воспитателя или
совместно с родителями так же проявляют большой интерес у детей;
материал (наборы) для сюжетно- ролевых, подвижных игр, а особенно если
он самостоятельно собран или сделан. Дети часто подражают взрослым,
создавая условия и ситуации, они начинают налаживать контакт в игре с друг
другом и взрослыми, фантазируя и проявляя себя как будущую личность, что
очень важно!
«Центр театра», организован по типам и хранится так, чтобы обеспечить
детям свободный и совместный с воспитателем доступ к ним. В первой
группе раннего возраста большое внимание уделялось пальчиковому и
настольному театру из мягких и конусных предметов. Малыши с увлечением
наблюдали за воспитателем, а потом и сами проявляли инициативу в
театральной игре. С первой младшей группы дети учились обыгрывать
русские народные сказку: теремок, курочка – ряба, колобок. И даже на
Новогоднем утреннике для родителей показали сказку «Теремок». Со второй
младшей группы записали видеосказку «Волк и козлята на новый лад».
Большая заслуга и родителей в стимуляции творческого потенциала у детей.
В течение трех лет помогали оформлять центр театрализации (самодельные
куклы, животные из перчаток и варежек, костюмы). Дети стали
импровизировать с героями сказок, проявляя эмоциональное поведения.
«Центр музыки», для успешного музыкального развития в предметнопространственной среде в группе оформлен музыкальный уголок, как для
совместной, так и самостоятельной деятельности детей. Музыкальные
занятия за три учебных года способствовали разностороннему развитию
детей: совершенствуя слуховое восприятие и навык устной речи, овладение
чувством такта и ритма, при формировании математических упражнениях,
пополняется активный словарный запас и расширяется пассивный словарь
детей. Материальная база пополняется с каждым годом и в каждой группе:
подбираются музыкальные звуковые игрушки;
атрибуты для игр
инсценировок; подбор музыкально-ритмических игр; альбом для
прослушивание аудиозаписей и исполнение песен на занятиях НОД;
музыкальные инструменты ( для малышей это погремушки, дудочки,
барабан, а с трех лет гитара, гармошка, ложки, трещотки и т.д), а также
родителями группы было сделаны имитация балалайки, дудки, шумелок –
для детской импровизации. Музыкальный уголок для детей 1–4 лет
оформляется на сюжетной основе. Ритмические упражнения на
физкультурных занятиях с использованием музыкальных инструментов. На
музыкальных занятиях используется синтезаторы, в учреждении их два.
«Центр книги» (речевого развития). Центр книги — место для совместного с
воспитателем изучения литературных произведений и самостоятельной
деятельности детей. Дети любят слушать рассказы, сказки, чтение любимых
произведений, а особенно рассматривать иллюстрации. На основе сказок с
детьми проводились игры-драматизации, договаривания, проговаривания и
разучивая коротких диалогов по ролям. Дети знакомятся с персонажами,
учатся выразительно озвучивать их. Знакомились с книгой, её строением и
содержанием: обложка, корешок, страницы, заглавие, текст, иллюстрации;
узнавания книжных персонажей и эпизодов; изучали книги про животных;
развивали мелкую моторику при изучении необычных книг для самых
маленьких: книжки-раскладушки, тканевые книжки, книги с окошками,
пищалками, шнурками, прорезями, пальчиковыми игрушками и др. Богатый
выбор дидактических картинок, иллюстраций к произведениям.
Подбор книг в «Центре книги», составлялся исходя в соответствии с
возрастом воспитанников. Создавалась подборка русских народных сказок,
сборников малых жанров УНТ (загадок, потешек, закличек, поговорок),
стихотворений А. Барто, С. Маршака, Е. Благининой и других детских
писателей. Отдавалось предпочтение изданиям с плотными страницами и
твёрдыми обложками. По возможности делалась подборка книжек для
малышей, содержащих игровые элементы (глазки, кнопки и др.). с трех лет
подбор игр на тему: «Из какой сказки герой»?; «Что за сказка»?; лото.
«Центр изодеятельности», организован так, чтобы обеспечить детям
свободный доступ к ним с 3 лет и с учетом возрастных особенностей. Для
детей с 1- 3 лет центр изодеятельности, способствует развитию сенсорики и
мелкой моторики детей. В первой группе раннего возраста дети знакомятся:
с пальчиковым рисованием, цветом, карандашом, гуашью. В первой
младшей группе центр дополняли: акварелью; восковыми мелками; крупные
раскраски и задания дорисуй; знакомство с ножницами; природным
материалом, как видом аппликационного творчества. Со второй младшей
группы дети свободно пользуются средствами художественной
деятельности: рисуют (гуашью, карандашами, фломастерами, ручками,
ватными палочками, губками и т.д.); раскрашивают; создают свои работы с
помощью ножниц и клея, дополняя свои работы природным материалом;
любят пластилин, используя его не только для изображения определенного
предмета или для скрепления предметов, вместо клея ПВА, для
изображения плоскостных картин; дети обыгрывают свои работы, например
«Колобок» из пластилина, «Муха – цокотуха» из желудей и пластилина,
«Теремок» из картона и т.д.
Большое значение в центе ИЗО имеют и наглядные материалы.
1. Репродукции картин
2. Альбомы по декоративно-прикладному искусству («Гжель»,
«Хохлома», «Дымка» и др.). Если данная тема рассматривалась на
занятии, по ней выкладывается дополнительным материал.
3. Образцы игрушек и предметов народного промысла (жостовские
подносы, хохломские ложки, дымковские и филимоновские игрушки,
гжельские чашки и пр.).
4. Альбом с работами в нетрадиционных изобразительных техниках.
5. Коллекции красивых открыток по разным темам: «Новый год»,
«Восьмое марта», «День Победы», «День Космонавтики». Ребята могут
использовать их как образцы для создания рисунков, плакатов.
6. Книги по лепке, аппликации, старшем возрасте энциклопедии на тему
живописи.
7. Пошаговые схемы рисования популярных объектов (человек в разных
позах, кошка, собака, лошадь и другие животные, птицы, цветы).
8. Плакаты на тему изобразительной деятельности.
9. Дидактические игры (цвет, форма)
10.Стенд для детских работ.
В свободной деятельности дети закрепляют ранее полученные знания,
применяя технику рисования, проявляя своё воображение.