перспективно - тематическое план средней- старшей группа педагога - психолога

Согласованно:
Совет МБДОУ Детский сад №1
Протокол № 5 от 17.08.2024г.

Утверждено:
Заведующая МБДОУ
Детский сад №1
_______ Н.Н. Бурмистрова
Приказ № 25 от 17.08.2024г.

Перспективно -тематический план
Групповых коррекционно – развивающих занятий с воспитанниками
Средне- старшей группы под руководством педагога-психолога

Пояснительная записка
Содержание программы строится на идеях развивающего обучения Д.Б.
Эльконина – В.В. Давыдова, с учетом возрастных особенностей и зон
ближайшего развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).
Рефлексивно – деятельностный подход позволяет решать задачи развития
психических функций через использование различных видов деятельности,
свойственных данному возрасту.
В своей работе мы придерживались идеи некритичного гуманного
отношения к внутреннему миру каждого ребенка (К. Роджерс).
Принцип личностно – ориентированного подхода (Г.А. Цукерман, Ш.А.
Амонашвили) предлагает выбор и построение материала исходя из
индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и
потенциальные возможности.
Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования
действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).
Цель:
Создание условий для естественного психологического развития ребенка.
Задачи:
1. Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир ребенка в мир
человеческих эмоций.
2. Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития
процесса общения.
3. Развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов,
саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.
4. Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки,
повышение уверенности в себе.
5. Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений,
наглядно-действенного,
наглядно-образного,
словесно-логического,
творческого и критического мышления.
6. Формирование позитивной мотивации к обучению.

7. Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти,
внимания, воображения.
Формы работы
В данном плане предусмотрена работа с детьми от 4 до 5 лет; 5 – 6 лет в
рамках дошкольных образовательных учреждений.
Групповые занятия:
Комплектация групп и продолжительность занятий
Возраст
Количество
детей
в Время занятия
группе
4-5 лет
6-7 человек
20 минут
5-6 лет
7-8 человек
25 минут
Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую
тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов
наблюдений психолога.
Построение программы для каждого возрастного периода ориентировано
на удовлетворение ведущей потребности и основано на развитии ведущего
психического процесса или сферы психики.
Задания на развитие психических процессов (памяти, внимания,
воображения,
мышления),
а
также
на
развитие
волевой
и
психофизиологической сферы подобрано в соответствии с темами занятий.
Занятия проводятся в помещениях с соблюдением санитарно –
гигиенических норм и правил.
Принципы проведения занятий: Системность подачи материала;
наглядность обучения; цикличность построения занятия; доступность;
проблемность;
развивающий и воспитательный характер учебного
материала.
Каждое занятие содержит в себе следующие этапы.
Этапы:
1. Организационный этап- создание эмоционального настроя в группе;
упражнения и игры с целью привлечения внимания детей;
2. Мотивационный этап - выяснения исходного уровня знаний детей по
данной теме; сообщение темы занятия; появление персонажа;
3. Практический этап- подача новой информации на основе имеющихся
данных;
задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти,
мышления, воображения) и творческих способностей;
отработка полученных навыков на практике;
4. Рефлексивный этап- обобщение нового материала; подведение итогов
занятия.
Работа с родителями детей - участников программы:
Предусматривает привлечение родителей к созданию условий в семье,
способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков,
полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни;

просветительскую работу с родителями в форме лекций, семинаровпрактикумов и круглых столов.
Психологический курс 4- 5 лет
Программа курса учитывает все основные особенности развития,
свойственные данному возрасту.
1. Повышение познавательной активности. В занятие включены темы,
посвященные свойствам предметов и исследовательской деятельности детей.
2. Совершенствование сенсорной функции. К этому возрасту ребенок:
 правильно дифференцирует цвета и оттенки;
 знает названия шести основных цветов;
 различает и называет основные геометрические фигуры, включая
прямоугольник и овал;
 различает пространственные отношения: около, рядом, между, перед;
 умеет соотносить предметы по длине, ширине и высоте;
 узнает бытовые предметы на ощупь;
 улучшается слуховое внимание и восприятие.
Поэтому на занятиях дети знакомятся с «помощниками»: глазками,
носиком, ротиком, ушками, ножками и ручками.
3. Активное развитие всех сфер психики ребенка (восприятие,
внимание, память, мышление, воображение, речь, коммуникации,
эмоции). В развивающих играх даются задания на развитие нагляднообразного мышления (картинки-нелепицы), эмоциональной сферы
(добавляется знакомство с эмоциями страха и удивления), воображения
(дорисовать рисунок, придумать название).
4. Появление сюжетно-ролевой игры. Занятия дополняются активными
совместными играми, динамическими паузами, во время которых дети учатся
принимать сюжет и правила игры.
Психологический курс
«Цветик-семицветик» для детей 5-6 лет
К пятилетнему возрасту все психические процессы у детей активно
развиваются и начинают приобретать произвольный характер. Появляются
зачатки ответственности за порученное дело. Поэтому длительность занятия
увеличивается на 10 минут.
При общении ребенок обращает внимание на нравственные качества и
черты характера сверстников, совершенствуется эмоционально-личностная
сфера. В связи с этим каждое занятие начинается с обмена новостями,
помимо этого такое начало занятий развивает умение выступать публично.
Игры, проводимые во время динамических пауз, становятся более сложными,
по сравнению с занятиями для более раннего возраста, задания насыщаются
вербальным и невербальным общением. Много занятий в данной части
программы посвящены осознанию собственной личности и личности других,
а также общению.

Однако ведущий тип деятельности в этом возрасте – игра, поэтому все
занятия насыщены играми, присутствуют персонажи и соблюдается игровой
сюжет и мотивация.
В данном возрасте ребенок уже может подчинять свои желания
требованиям коллектива, поэтому несколько занятий в данной программе
посвящены этикету.
Комплексные занятия по психологии учитывают активное развитие всех
психических процессов, свойств и состояний (восприятие, внимание,
мышление, память, воображение, речь, эмоции). В развивающих играх
даются задания на развитие наглядно-образного и словесно-логического
мышления (разрезные картинки, сюжетные картинки), эмоциональной сферы
(расширение представлений об эмоциях: радость, грусть, злость, удивление,
страх, спокойствие), памяти, внимания, воображения, пространственной
ориентировки
(графические диктанты, рисунки по клеточкам) и
саморегуляции.
Задачи психологического курса для детей 4-5 лет
1. Создавать условия для проявления познавательной активности.
2. Способствовать самопознанию ребенка.
3. Совершенствовать коммуникативные навыки.
4. Способствовать проявлениям эмоциональной восприимчивости,
отзывчивости.
5. Продолжать формировать умение подчинять свои действия правилам,
усложняя деятельность через увеличение количества правил.
6. Создавать условия для дальнейшего развития памяти, восприятия,
мышления, внимания, воображения.
7. Формировать умение подчинять свое поведение нравственным нормам.
Задачи психологического курса для детей 5-6 лет
1. Создавать условия для формирования элементов произвольности
психических процессов у детей во всех видах деятельности.
2. Поддерживать и создавать условия для развития творческого
потенциала ребенка.
3. Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности
мышления во всех видах деятельности.
4. Способствовать самопознанию ребенка.
5. Развивать саморегуляцию эмоциональных реакций.
6. Совершенствовать
коммуникативные
навыки
дошкольников,
развивать совместную деятельность детей.
7. Организовывать совместную деятельность с целью развития навыков
сотрудничества
Возрастные особенности детей 4-5 лет
Ведущая потребность — познавательная активность; потребность в
общении.
Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра.
Ведущая функция — наглядно-образное мышление.
Особенности возраста:

1. Речь начинает выполнять контролирующую функцию.
2. Усложняются волевые проявления (умение подчинять свое поведение
правилам в игре).
3. Повышенная познавательная активность.
4. Продолжает сохраняться ситуативно-деловая форма общения со
сверстником.
5. Интерес к другому ребенку как к своему отражению. Чаще видит в другом
отрицательные черты. Происходит рефлексия своих поступков через
реакцию другого ребенка.
6. Усложнение сюжетно-ролевой игры.
7. Появление осознанности собственных действий.
Цели и задачи для взрослых:
1. Создавать условия для развития творческого воображения.
2. Продолжать формировать умение подчинять свои действия
правилам, усложняя деятельность через увеличение количества
правил.
3. Создавать условия для проявления познавательной активности
4. Способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости.
5. Создавать условия для перехода детей от соучастия к
сотрудничеству в разных видах деятельности.
Новообразования:
1. Контролирующая функция речи.
2. Появление элементов творческого воображения в сюжетно-ролевой игре.
3. Появление элементов произвольности.
4. Появление внеситуативно-личностной формы общения с взрослым.
Возрастные особенности детей 5-6 лет
Ведущая потребность — потребность в общении; творческая
активность.
Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра.
Ведущая функция — воображение.
Особенности возраста:
1. Проявление элементов произвольности всех психических процессов.
2. Общение с взрослым внеситуативно-личностное.
3. В общении со сверстником происходит переход от ситуативно-деловой
формы к внеситуативно-деловой.
4. Проявление творческой активности во всех видах деятельности. Развитие
фантазии.
5. Половая идентификация.
Цели и задачи для взрослых:
1. Формировать элементы произвольности психических процессов у
детей во всех видах деятельности.
2. Поддерживать и создавать условия для развития творческого
потенциала ребенка.
3. Способствовать развитию эмпатийных проявлений.

4. Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности
мышления во всех видах деятельности.
5. Организовывать совместную деятельность с целью развития
элементов сотрудничества.
6. Обучать детей умению планировать предстоящую деятельность.
Использовать воображение как предпосылку развития у детей
внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль
посредством речи.
Новообразования:
1. Предвосхищение результата деятельности.
2. Активная планирующая функция речи.
3. Внеситуативно-деловая форма общения со сверстником.
Возрастные нормы психического развития ребенка
к 5 годам (критерии результативности)
Восприятие
Эмоциональных Радость, грусть, гнев,
состояний
удивление, испуг
Звука
Колокольчик,
свисток,
бубен, деревянные ложки,
хлопки
в
ладоши,
погремушка
Запаха
Цветочный, фруктовый,
хвойный,
медовый,
цитрусовый, ванильный
Вкуса
Сладкий, горький, кислый,
соленый
Свойства
Тяжелый
–
легкий,
предметов
жесткий
–
мягкий,
шершавый – гладкий,
прозрачный
–
непрозрачный, горячий –
холодный,
светлый
–
темный, сухой – мокрый.
По
материалу
(деревянный, железный,
тканевый,
стеклянный,
бумажный и т. д.)
Пространства
Высоко – низко, слева –
справа, впереди - сзади
Времени

Утро, вечер, день, ночь.
Вчера, сегодня, завтра

Узнавание,
называние,
соотнесение
Узнавание, описание (громкий –
тихий, низкий – высокий, звонкий
– глухой), подражание
Узнавание, описание (слабый –
резкий, приятный – неприятный,
сладкий)
Узнавание, соотнесение (назови,
что имеет такой же вкус, как…)
Узнавание по внешнему виду и на
ощупь с закрытыми глазами,
называние, описание

Определение места нахождения
предмета,
расположение
предмета по инструкции в
определенном месте
Соотнесение
события
со
временем его происшествия

Память
Зрительная образная: объем — 5 предметов.
Слуховая образная: объем — 4–5 звуков.
Слуховая вербальная: объем — 5 слов.
Тактильная: объем — 4–5 предметов.
Внимание
Объем — 5 предметов.
Устойчивость — 15–20 минут.
Концентрация: нахождение в рисунке контура известного изображения,
имеющего до 4 мелких деталей, при средней плотности штриховки;
выделение в рисунке 5 контуров предметов, наложенных частично.
Воображение
Репродуктивное с элементами творческого: рисование на тему, изменение
рисунка, лепка, групповое сочинение сказки или рассказа по картинке.
Развитие интеллектуальной сферы
Анализ
Описание предмета по известным признакам.
Выполнение заданий: «найди шестое» и «логические цепочки» из 3
предметов по двум признакам.
Исключение на основе всех изученных обобщений.
Зрительный синтез из 4 частей без образца и из 6 частей — со зрительной
опорой на образец.
Сравнение предметов по всем изученным свойствам, по материалу, по
расположению в пространстве на основе зрительного восприятия, сравнение
двух картинок.
Ребенок должен уметь самостоятельно называть по 5 сходств и 5 отличий.
Обобщение
на основе изученных свойств;
по материалу;
по эмоциональному состоянию;
времена года, месяцы, дни недели, посуда, мебель, транспорт.
Выполнение операции конкретизации на основе имеющихся обобщений.
Сериация
по цвету — 4 оттенка;
по величине — 5 предметов;
по эмоциональному состоянию — 4 карточки;
по свойствам — 3 предмета.
Классификация
На основе имеющихся обобщений по 2 признакам с помощью взрослого.
Эмоциональная сфера
Называние, узнавание по пиктограмме эмоциональных состояний радость,
грусть, гнев, удивление, испуг.
Умение рассказать о своем настроении.
Знание способов выражения и изменения этих эмоциональных состояний.
Умение определить эмоциональное состояние у героев сказки.

Коммуникативная сфера
Умение работать в паре со сверстником по заданию взрослого.
Умение выбирать себе роль в игре, предложенной взрослым.
Волевая сфера
Принимать и удерживать 3 правила в игровой ситуации и 2 правила в
учебной ситуации
Возрастные нормы психического развития ребенка
к 6 годам (критерии результативности)
Восприятие оттенков изученных эмоциональных состояний.
Память
Зрительная образная: объем — 6 предметов.
Слуховая образная: объем — 6 звуков.
Слуховая вербальная: объем — 6 слов.
Тактильная: объем — 6 предметов.
Внимание
Объем — 6 предметов.
Устойчивость — 20–25 минут.
Концентрация: нахождение в рисунке известного изображения, имеющего до
10 мелких деталей, при средней плотности штриховки; выделение в рисунке
7–8 контуров предметов, наложенных полностью.
Воображение
Репродуктивное с элементами творческого (рисование своего настроения,
изменение сказки через введение дополнительных персонажей, придуманных
самим ребенком и т. д.)
Развитие интеллектуальной сферы
Анализ
Умение анализировать черты характера героев сказки.
Выполнение заданий: «найди девятое» и «логические цепочки» по двум
признакам.
Исключение на основе всех изученных обобщений.
Зрительный синтез из 6 частей без образца и из 7–8 частей — со зрительной
опорой на образец.
Сравнение предметов на основе представлений и зрительного восприятия.
Ребенок должен самостоятельно выделять 7 сходств и семь отличий.
Обобщение
Ребенок должен уметь выполнять обобщения первого и второго порядка:
дикие и домашние животные;
растения (деревья, цветы, грибы, ягоды);
вещи (головные уборы, одежда, обувь);
рыбы, спортивные принадлежности, птицы, насекомые.
Конкретизация на основе всех изученных обобщений.
Сериация
по цвету — 5 оттенков;
по величине — 7 предметов;

по эмоциональному состоянию (переход от одного эмоционального
состояния к другому) — 5 степеней выраженности;
по возрасту — 4 возрастные группы;
по степени выраженности свойств предметов — 5 степеней;
серия из 5 последовательных картинок.
Классификация по двум признакам на основе имеющихся обобщений без
помощи взрослого.
Эмоциональная сфера
Ребенок должен уметь узнавать по пиктограмме и называть эмоциональные
состояния: радость - восторг, грусть, гнев - ярость, удивление, испуг,
растерянность, спокойствие.
Умение рассказать о своем настроении.
Знание не менее трех способов выражения и изменения этих эмоциональных
состояний.
Коммуникативная сфера
Умение объединяться в пары для совместной работы.
Умение при помощи взрослого распределять роли в игре и придумывать
дополнительные роли.
Знание основных способов невербального общения
Волевая сфера
Принимать и удерживать 3 правила в игровой ситуации и учебной ситуации.
Умение действовать по словесной и зрительной инструкции.
Личностная сфера
Сформированность представлений о таких личностных качествах людей, как
доброта и злость, жадность и щедрость, лень, капризность.
Умение оценивать себя, выделяя в своем поведении эти качества.
Проявление элементов рефлексии.
Тематическое планирование психологических занятий
для детей от 4 до 5 лет
(1 занятие в неделю по 20 минут, всего 31 занятие)
Месяц

№

Сентябрь 1
2
3
4
Октябрь 1
2
3
4

Темя занятия
Знакомство.
Давайте дружить.
Волшебные слова.
Правила поведения на занятиях.
Радость, грусть.
Гнев.
Удивление.
Испуг (ознакомление)

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1

Ноябрь

Спокойствие.
1
Словарик эмоций.
1
Праздник Осени.
1
Восприятие сенсорных эталонов предметов (цвет,
1
форма, величина)
Декабрь 1
Восприятие свойств предметов (тяжелый-легкий,
1
прозрачный-непрозрачный, сухой-мокрый, горячийхолодный).
2
Диагностика.
1
3
Диагностика.
1
4
Новогодний праздник.
1
Январь 1
Мои помощники глазки.
1
2
Мои помощники ушки.
1
3
Мой помощник носик.
1
Февраль 1
Мой помощник ротик.
1
2
Мои помощники ручки.
1
3
Мои помощники ножки.
1
4
Из чего же сделаны наши мальчишки?
1
Март
1
Из чего же сделаны наши девчонки?
1
2
Страна Вообразилия.
1
3
Прогулка по городу. Обобщения.
1
4
Здравствуй, Весна!
1
Апрель 1
День смеха.
1
2
В гостях у сказки.
1
3
Итоговая диагностика.
1
4
Итоговая диагностика.
1
Методическая литература: Развивающие задания для дошкольников. 3-4 года
/ Н.Ю. Куражева, А.С. Тузаева, И.А. Козлова ; под редакцией Н.Ю.
Куражевой; рисунки А.Ю. Голубева. – Санкт- Петербург; Москва : Речь,
2023. – 64с
Тематическое планирование психологических занятий
для детей от 5 до 6 лет
(1 занятие в неделю по 25 минут, всего 31 занятие)
1
2
3
4

Месяц

№

Темя занятия

Сентябрь

1
2
3
4

Знакомство.
Наша группа. Что мы умеем.
Правила поведения на занятиях.
Страна «ПСИХОЛОГиЯ»

Кол-во
часов
1
1
1
1

Октябрь

Радость, грусть.
1
Гнев.
1
Удивление.
1
Испуг.
1
Ноябрь
Спокойствие.
1
Словарик эмоций.
1
Праздник Осени.
1
Страна Вообразилия
1
Декабрь
В гостях у сказки
1
Диагностика.
1
Диагностика.
1
Новогодний праздник.
1
Январь
Этикет. Внешний вид.
1
Этикет. Правила поведения в общественных
1
местах.
3
Столовый этикет.
1
Февраль
1
Подарочный этикет.
1
2
Гостевой этикет.
1
3
Волшебные средства понимания.
1
4
Защитники отечества.
1
Март
1
Мамины помощники.
1
2
Я и моя семья.
1
3
Я и мои друзья.
1
4
Я и мое имя.
1
Апрель
1
Страна «Я». Черты характера (добрый-злой,
1
ленивый-трудолюбивый, щедрый-жадный и
т.д.)
2
Я особенный.
1
3
Итоговая диагностика
1
4
Итоговая диагностика
1
Методическая литература: Развивающие задания для дошкольников. 3-4 года
/ Н.Ю. Куражева, А.С. Тузаева, И.А. Козлова ; под редакцией Н.Ю.
Куражевой; рисунки А.Ю. Голубева. – Санкт- Петербург; Москва : Речь,
2023. – 64с
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2

Педагог – психолог: ______________________Сомова В.С.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».