перспективно-тематическое план старшая группа педагога - психолога (1)

Согласованно:
Совет МБДОУ Детский сад №1
Протокол № 5 от 17.08.2024г.

Утверждено:
Заведующая МБДОУ
Детский сад №1
_______ Н.Н. Бурмистрова
Приказ № 25 от 17.08.2024г.

Перспективно -тематический план
Групповых коррекционно – развивающих занятий с воспитанниками
старшей группы под руководством педагога-психолога

Пояснительная записка
Содержание программы строится на идеях развивающего обучения Д.Б.
Эльконина – В.В. Давыдова, с учетом возрастных особенностей и зон
ближайшего развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).
Рефлексивно – деятельностный подход позволяет решать задачи развития
психических функций через использование различных видов деятельности,
свойственных данному возрасту.
В своей работе мы придерживались идеи некритичного гуманного
отношения к внутреннему миру каждого ребенка (К. Роджерс).
Принцип личностно – ориентированного подхода (Г.А. Цукерман, Ш.А.
Амонашвили) предлагает выбор и построение материала исходя из
индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и
потенциальные возможности.
Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования
действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).
Цели и задачи программы
Цель: Создание условий для естественного психологического развития
ребенка.
Задачи:
1. Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир ребенка в мир
человеческих эмоций.
2. Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития
процесса общения.
3. Развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов,
саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.
4. Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки,
повышение уверенности в себе.

5. Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений,
наглядно-действенного,
наглядно-образного,
словесно-логического,
творческого и критического мышления.
6. Формирование позитивной мотивации к обучению.
7. Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти,
внимания, воображения.
Формы работы

В данном плане предусмотрена работа с детьми от 5 до 6 лет в рамках
дошкольных образовательных учреждений.
Групповые занятия:
Комплектация групп и продолжительность занятий не более 20 минут .

Возраст

Количество
группе

5-6 лет

7-8 человек

детей

в Время занятия

25 минут

Принципы проведения занятий: Системность подачи материала;
наглядность обучения; цикличность построения занятия; доступность;
проблемность;
развивающий и воспитательный характер учебного
материала.
Каждое занятие содержит в себе следующие этапы.
Этапы:
1. Организационный этап- создание эмоционального настроя в группе;
упражнения и игры с целью привлечения внимания детей;
2. Мотивационный этап - выяснения исходного уровня знаний детей по
данной теме; сообщение темы занятия; появление персонажа;
3. Практический этап- подача новой информации на основе имеющихся
данных;
задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти,
мышления, воображения) и творческих способностей;
отработка полученных навыков на практике;
4. Рефлексивный этап- обобщение нового материала; подведение итогов
занятия.

Работа с родителями детей - участников программы:
Предусматривает привлечение родителей к созданию условий в семье,
способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков,
полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни;
просветительскую работу с родителями в форме лекций, семинаровпрактикумов и круглых столов.
Психологический курс
«Цветик-семицветик» для детей 5-6 лет

К пятилетнему возрасту все психические процессы у детей активно
развиваются и начинают приобретать произвольный характер. Появляются
зачатки ответственности за порученное дело. Поэтому длительность занятия
увеличивается на 10 минут.
При общении ребенок обращает внимание на нравственные качества и
черты характера сверстников, совершенствуется эмоционально-личностная
сфера. В связи с этим каждое занятие начинается с обмена новостями,
помимо этого такое начало занятий развивает умение выступать публично.
Игры, проводимые во время динамических пауз, становятся более
сложными, по сравнению с занятиями для более раннего возраста, задания
насыщаются вербальным и невербальным общением. Много занятий в
данной части программы посвящены осознанию собственной личности и
личности других, а также общению.
Однако ведущий тип деятельности в этом возрасте – игра, поэтому все
занятия насыщены играми, присутствуют персонажи и соблюдается игровой
сюжет и мотивация.
В данном возрасте ребенок уже может подчинять свои желания
требованиям коллектива, поэтому несколько занятий в данной программе
посвящены этикету.
Комплексные занятия по психологии учитывают активное развитие всех
психических процессов, свойств и состояний (восприятие, внимание,
мышление, память, воображение, речь, эмоции). В развивающих играх
даются задания на развитие наглядно-образного и словесно-логического
мышления (разрезные картинки, сюжетные картинки), эмоциональной
сферы (расширение представлений об эмоциях: радость, грусть, злость,
удивление, страх, спокойствие), памяти, внимания, воображения,
пространственной ориентировки
(графические диктанты, рисунки по
клеточкам) и саморегуляции.

Задачи психологического курса для детей 5-6 лет

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Создавать условия для формирования элементов произвольности
психических процессов у детей во всех видах деятельности.
Поддерживать и создавать условия для развития творческого
потенциала ребенка.
Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности
мышления во всех видах деятельности.
Способствовать самопознанию ребенка.
Развивать саморегуляцию эмоциональных реакций.
Совершенствовать
коммуникативные
навыки
дошкольников,
развивать совместную деятельность детей.
Организовывать совместную деятельность с целью развития навыков
сотрудничества.
Возрастные особенности детей 5-6 лет

Ведущая потребность — потребность в общении; творческая
активность.
Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра.
Ведущая функция — воображение.
Особенности возраста:
1. Проявление элементов произвольности всех психических
процессов.
2. Общение с взрослым внеситуативно-личностное.
3. В общении со сверстником происходит переход от ситуативноделовой формы к внеситуативно-деловой.
4. Проявление творческой активности во всех видах деятельности.
Развитие фантазии.
5. Половая идентификация.
Цели и задачи для взрослых:
1. Формировать элементы произвольности психических процессов у
детей во всех видах деятельности.
2. Поддерживать и создавать условия для развития творческого
потенциала ребенка.
3. Способствовать развитию эмпатийных проявлений.

4. Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности
мышления во всех видах деятельности.
5. Организовывать совместную деятельность с целью развития
элементов сотрудничества.
6. Обучать детей умению планировать предстоящую деятельность.
Использовать воображение как предпосылку развития у детей
внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль
посредством речи.
Новообразования:
1. Предвосхищение результата деятельности.
2. Активная планирующая функция речи.
3. Внеситуативно-деловая форма общения со сверстником.
Возрастные нормы психического развития ребенка
к 6 годам (критерии результативности)

Восприятие оттенков изученных эмоциональных состояний.

Память
Зрительная образная: объем — 6 предметов.
Слуховая образная: объем — 6 звуков.
Слуховая вербальная: объем — 6 слов.
Тактильная: объем — 6 предметов.

Внимание
Объем — 6 предметов.
Устойчивость — 20–25 минут.
Концентрация: нахождение в рисунке известного изображения, имеющего
до 10 мелких деталей, при средней плотности штриховки; выделение в
рисунке 7–8 контуров предметов, наложенных полностью.

Воображение
Репродуктивное с элементами творческого (рисование своего настроения,
изменение сказки через введение дополнительных персонажей,
придуманных самим ребенком и т. д.)

Развитие интеллектуальной сферы
Анализ
Умение анализировать черты характера героев сказки.
Выполнение заданий: «найди девятое» и «логические цепочки» по двум
признакам.
Исключение на основе всех изученных обобщений.
Зрительный синтез из 6 частей без образца и из 7–8 частей — со зрительной
опорой на образец.
Сравнение предметов на основе представлений и зрительного восприятия.
Ребенок должен самостоятельно выделять 7 сходств и семь отличий.
Обобщение
Ребенок должен уметь выполнять обобщения первого и второго порядка:
дикие и домашние животные;
растения (деревья, цветы, грибы, ягоды);
вещи (головные уборы, одежда, обувь);
рыбы, спортивные принадлежности, птицы, насекомые.
Конкретизация на основе всех изученных обобщений.
Сериация
по цвету — 5 оттенков;
по величине — 7 предметов;
по эмоциональному состоянию (переход от одного эмоционального
состояния к другому) — 5 степеней выраженности;
по возрасту — 4 возрастные группы;
по степени выраженности свойств предметов — 5 степеней;

серия из 5 последовательных картинок.
Классификация по двум признакам на основе имеющихся обобщений без
помощи взрослого.

Эмоциональная сфера
Ребенок должен уметь узнавать по пиктограмме и называть эмоциональные
состояния: радость - восторг, грусть, гнев - ярость, удивление, испуг,
растерянность, спокойствие.
Умение рассказать о своем настроении.
Знание не менее трех
эмоциональных состояний.

способов

выражения

и

изменения

этих

Коммуникативная сфера
Умение объединяться в пары для совместной работы.
Умение при помощи взрослого распределять роли в игре и придумывать
дополнительные роли.
Знание основных способов невербального общения

Волевая сфера
Принимать и удерживать 3 правила в игровой ситуации и учебной ситуации.
Умение действовать по словесной и зрительной инструкции.

Личностная сфера
Сформированность представлений о таких личностных качествах людей, как
доброта и злость, жадность и щедрость, лень, капризность.
Умение оценивать себя, выделяя в своем поведении эти качества.
Проявление элементов рефлексии.

Тематическое планирование психологических занятий

для детей от 5 до 6 лет
(1 занятие в неделю по 25 минут, всего 31 занятие)

Месяц

№

Темя занятия

Кол-во
часов

Сентябрь

1

Знакомство.

1

2

Наша группа. Что мы умеем.

1

3

Правила поведения на занятиях.

1

4

Страна «ПСИХОЛОГиЯ»

1

1

Радость, грусть.

1

2

Гнев.

1

3

Удивление.

1

4

Испуг.

1

1

Спокойствие.

1

2

Словарик эмоций.

1

3

Праздник Осени.

1

4

Страна Вообразилия

1

1

В гостях у сказки

1

2

Диагностика.

1

3

Диагностика.

1

4

Новогодний праздник.

1

1

Этикет. Внешний вид.

1

2

Этикет. Правила поведения в общественных
местах.

1

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

3
Февраль

Столовый этикет.

1

1

Подарочный этикет.

1

2

Гостевой этикет.

1

Март

Апрель

3

Волшебные средства понимания.

1

4

Защитники отечества.

1

1

Мамины помощники.

1

2

Я и моя семья.

1

3

Я и мои друзья.

1

4

Я и мое имя.

1

1

Страна «Я». Черты характера (добрый-злой,
ленивый-трудолюбивый, щедрый-жадный и
т.д.)

1

Я особенный.
2
3

Итоговая диагностика
Итоговая диагностика

4

1
1
1

Методическая литература: Развивающие задания для дошкольников. 3-4 года / Н.Ю.
Куражева, А.С. Тузаева, И.А. Козлова ; под редакцией Н.Ю. Куражевой; рисунки А.Ю.
Голубева. – Санкт- Петербург; Москва : Речь, 2023. – 64с

Педагог – психолог: ______________________Сомова В.С.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».