рабочая программа педагога - психолога ДОО

Согласованно:
Совет МБДОУ Детский сад №1
Протокол № 7 от 20.09.2024г.

Утверждено:
Заведующая МБДОУ
Детский сад №1
_______ Н.Н. Бурмистрова
Приказ № 28 от 20.09.2024г.

Рабочая программа педагога - психолога
в ДОО 2024-2026 уч.гг.

Составитель педагог-психолог
: Сомова В.С.

п.г.т. Кесова Гора , 2024г

1

Содержание
I
Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
1.1. 1.Цель и задачи Программы
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
1.2. Значимые для разработки Программы характеристики
1.3. Планируемые результаты Программы. Целевые ориентиры
II
Содержательный раздел
2.1 Направления деятельности педагога-психолога
2.1.1.Психологическая диагностика
2.1.2.
Психологическая
экспертиза
комфортности
и
безопасности образовательной среды
2.1.3. Психологическое консультирование
2.1.4. Коррекционно-развивающая работа
2.1.5. Психологическое просвещение
2.1.6. Психологическая профилактика
2.1.6.Организационно-методическая работа
2.2. Содержание деятельности в рамках ППк
III Организационный раздел
3.1 Материально-техническое обеспечение
3.2. Предметно-пространственная развивающая среда
3.3. Методическое оснащение программы по направлениям
работы педагога-психолога

стр.
3
3
4
5
6
11
22
22
22
29
29
20
34
34
36
37
37
37
38
40

2

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа педагога-психолога ДОУ определяет содержание и
структуру его деятельности по направлениям: психопрофилактика;
психодиагностика; психокоррекция; психологическое консультирование;
поддержка деятельности ДОУ в работе с детьми от 1,5 до 6 лет, родителями
воспитанников и педагогами.
Программа включает в себя организацию психологического сопровождения
деятельности ДОУ по основным направлениям:
 социально-коммуникативное развитие;
 познавательное развитие;
 речевое развитие;
 художественно-эстетическое развитие;
 физическое развитие.
Содержание рабочей программы реализуется с учётом возрастных
особенностей дошкольников и специфики ДОУ.
Учитывая специфику профессиональной деятельности педагогапсихолога ДОУ, – значительное место уделяется целенаправленной
деятельности по профилактике, поддержанию и коррекции нарушений
развития детей.
Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных
особенностей дошкольников и спецификой ДОУ.
Нормативно-правовая база:
 Конвенция о правах ребенка
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 N 273-ФЗ (редакция от 29.12.2022 г.)
 Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17
октября 2013 г. № 1155 (редакция от 21.01.2019 г.)
 Приказ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении порядка
осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным
программам
—
образовательным
программам дошкольного образования» (изменения от 01.12.2022 г.)
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
25.11.2022 № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной
программы дошкольного образования"(Зарегистрирован 28.12.2022
№ 71847)
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
24.11.2022 № 1022 "Об утверждении федеральной адаптированной
3

образовательной программы дошкольного образования для
обучающихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья"(Зарегистрирован 27.01.2023 № 72149)
 Профессиональный стандарт «Педагог-психолог»(психолог в сфере
образования)
 Приказ МО РФ от 22.10.1999 г. №636 «Об утверждении положения
о службе практической психологии в системе МО РФ»
 Распоряжение МП РФ от 28.12.2020 N Р-193 «Об утверждении
методических рекомендаций по системе функционирования
психологических служб в общеобразовательных организациях»
Программа психологического сопровождения образовательного процесса в
ДОУ разработана на основании Основной образовательной программы ДОУ
и Адаптированной образовательной программы
для детей ОВЗ,
составленными в соответствии с ФОП ДО и ФАОП ДО.
Психологическое сопровождение участников образовательного
процесса в МБДОУ предполагает:
- повышение уровня психологической компетентности всех взрослых,
взаимодействующих с ребенком, и включает в себя глубокие знания
возрастных особенностей и закономерностей развития детской психики,
ориентированность на первичность развития базовых познавательных
процессов;
- принятие условности возрастных норм, индивидуальности и уникальности
каждого ребенка;
- умение распознавать «внешние сигналы» ребенка об утомлении,
перевозбуждении, потере интереса к делу, недомогании и др. и правильно их
интерпретировать.
Программа определяет содержание и структуру деятельности педагогапсихолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика,
психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка МБДОУ в
работе с детьми от 3 до 6 лет, родителями воспитанников и педагогами
МБДОУ.
Содержание программы реализуется с учетом возрастных
особенностей дошкольников и спецификой МБДОУ.
1.1.1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель психологического сопровождения образовательного процесса в ДОУ повышение качества образования путем индивидуализации образовательной
деятельности педагога и родителя с ребенком дошкольного возраста;
сохранение психического здоровья и эмоционального благополучия всех
участников образовательного процесса.
Задачи программы:
4

1) Способствовать
сохранению
психического
здоровья
всех
воспитанников, а также их эмоциональному благополучию.
2) Способствовать созданию благоприятных условий развития детей в
соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и
склонностями, развития способностей и творческого потенциала
каждого ребенка;
3) Создавать условия для развития социальных и интеллектуальных
качеств
личности
каждого
ребенка,
инициативности,
самостоятельности и ответственности детей, формирования у них
предпосылок учебной деятельности.
4) Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семье и повышение
компетентности родителей (законных представителей) в опросах
развития и образования, охраны и укрепление здоровья детей.
5) Способствовать эмоциональному благополучию родителей и педагогов
в процессе общения с ребенком.
6) Создавать условия для поддержки образовательных инициатив семьи, в
том числе путем включения родителей в непосредственную
образовательную деятельность с детьми и поддержку образовательных
проектов по инициативе семьи.
7) Обеспечить психолого-педагогическую поддержку педагогам и
повышение их компетентности в вопросах развития и образования,
охраны и укрепления здоровья детей.
Психологическое сопровождение педагога-психолога в образовательном
процессе направлено на:
- психологическое просвещение и консультирование персонала и родителей
(законных представителей);
- содействие воспитательной работе педагогам;
-адаптацию ребенка к детскому саду;
-раннее выявление
возможных трудностей усвоения программного
материала ребенком при групповой форме работы;
организацию
коррекционно-развивающего
взаимодействия
с
воспитанниками и их родителями (законными представителями).
1.1.2. ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ
При разработке Программы учитывались научные подходы
формирования личности ребенка:
- Культурно-исторический подход (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия)
- Деятельностный подход (Л.А. Венгер, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец,
А.Н.Леонтьев, Н.Н.Поддьяков, Д.Б. Эльконин и др.)
- Личностный подход (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В.Запорожец,
А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский, Д.Б. Эльконин и др.)

5

В соответствии с Федеральными государственными требованиями
Программа опирается на основные принципы её построения:
1) Принцип развивающего обучения, реализуется через деятельность
каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
2) Принцип научной обоснованности и практической применимости,
т.е. соответствие основных положений возрастной психологии и
дошкольной педагогики;
3) Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих
целей и задач в процессе реализации.
4) Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с
возрастными возможностями и особенностями воспитанников,
спецификой и возможностями образовательных областей;
5) Комплексно-тематический принцип построения образовательного
процесса.
6) Принцип гуманистический, предполагает отбор и использование
гуманных,
личностно-ориентированных,
основанных
на
общечеловеческих
ценностях
методов
психологического
взаимодействия;
1.2.
ЗНАЧИМЫЕ
ДЛЯ
РАЗРАБОТКИ
ХАРАКТЕРИСТИКИ. ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ

ПРОГРАММЫ

В МБДОУ реализуется сопровождение 4 групп детей.
Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он
заполнен существенными физиологическими, психологическими и
социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в
педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами,
субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая,
беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Характеристика
возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима
для правильной организации образовательного процесса, как в условиях
семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения
(группы).
Психологические особенности детей 2-3 лет
Показатели

Ведущая
потребность
Ведущая
функция
Игровая
деятельность

Характеристика

Удовлетворение своих потребностей, потребность в
заботе
Восприятие
Специфические действия с игрушками,
сюжетно-отобразительных действий

элементы
6

Отношения
со Ситуативное: взрослый – источник удовлетворения
взрослыми
потребностей
Отношения
со Эмоционально-практическое: сверстник малоинтересен
сверстниками
Эмоции
Резкие переключения; эмоциональное состояние зависит
от физического комфорта
Способ познания Целевые пробы
Объект познания Непосредственно окружающие предметы, их свойства и
назначения
Восприятие
Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, величина)
Внимание
Непроизвольное, быстро переключается с одной
деятельности на другую. Удерживает внимание
кратковременно (зависит от заинтересованности)
Память
Непроизвольная
(эмоционально
окрашенная
информация), преобладает узнавание, а не запоминание,
кратковременная
Мышление
Наглядно-действенное
Воображение
Репродуктивное (воссоздание репродукции знакомого
образа)
Условия
Разнообразие окружающей среды
успешности
Новообразования Самопознание, усвоение элементарных норм опрятности
возраста
и поведения в коллективе
Психологические особенности детей 3-4 лет
Характеристика
Показатели
Ведущая
Потребность в общении, уважении, признании
потребность
самостоятельности ребенка.
Ведущая
Восприятие
функция
Игровая
Партнерская
со
взрослыми;
индивидуальная
с
деятельность
игрушками, игровое действие.
Отношение
со Ситуативно-деловое: взрослый – источник способов
взрослыми
деятельности, партнер по игре и творчеству.
Отношения
со Эмоционально-практическое: сверстник малоинтересен.
сверстниками
Эмоции
Резкие переключения; эмоциональное состояние зависит
от физического комфорта.
Способ познания Экспериментирование. Конструирование.
Объект познания Непосредственно окружающие предметы, их свойства и
назначения.
Восприятие
Восприятие сенсорных эталонов (цвет. Форма, размер)
7

Внимание

Непроизвольное; быстро переключается с одной
деятельности на другую. Удерживает внимание 5-10 мин.
Объем внимания 3-4 предмета.
Память
Непроизвольная
(эмоционально
окрашенная
информация), преобладает узнавание, а не запоминание;
кратковременная. Объем памяти 3-4 предмета из 5.
Мышление
Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному
мышлению(переход от действий с предметами к
действию с образами: предметы – заместители, картинки)
Воображение
Репродуктивное (воссоздание репродукции знакомого
образа)
Условия
Разнообразие
окружающей
среды;
партнерские
успешности
отношения со взрослыми.
Новообразования Самопознание, усвоение первичных нравственных норм.
возраста
Психологические особенности детей 4-5 лет

Показатели
Ведущая
потребность
Ведущая функция
Игровая
деятельность
Отношения
со
взрослыми
Отношения
со
сверстниками
Эмоции
Способ познания
Объект познания
Восприятие
Внимание

Память
Мышление

Нормативы
Потребность в общении, познавательная активность
Наглядно-образное мышление
Коллективная со сверстниками, ролевой диалог, игровая
ситуация
Внеситуативно-деловое:
взрослый
–
источник
информации
Ситуативно-деловое: сверстник интересен как партнер
по сюжетной игре
Более ровные старается контролировать, проявляются
элементы эмоциональной отзывчивости.
Вопросы, рассказы взрослого, экспериментирование.
Предметы
и
явления
непосредственно
не
воспринимаемые
Восприятие сенсорных эталонов, свойств предметов.
Внимание зависит от интереса ребенка, развиваются
устойчивость
и
возможность
произвольного
переключения. Удерживает внимание 10-15 мин
Объем внимания 4-5 предметов
Кратковременная, эпизодическое запоминание зависит
от вида деятельности. Объем памяти 4-5 предмета из 5,
2-3 действия.
Наглядно-образное
8

Воображение
Условия
успешности
Новообразование
возраста

Репродуктивное, появление творческого воображения
Кругозор взрослого и хорошо развитая речь
1. Контролирующая функция речи: речь способствует
организации собственной деятельности.
2. развитие способности выстраивать элементарные
умозаключения.

Возрастные особенности детей 5 -6 лет

Показатели
Ведущая
потребность
Ведущая функция
Игровая
деятельность
Отношения
со
взрослыми
Отношения
со
сверстниками
Эмоции
Способ познания
Объект познания
Восприятие

Внимание
Память
Мышление
Воображение
Условия
успешности
Новообразования
возраста

Нормативы
Потребность в общении
Воображение
Усложнение игровых замыслов, длительные игровые
объединения.
Внеситуативно-деловое + внеситуативно-личностное:
взрослый – источник информации, собеседник.
Ситуативно-деловое: углубление интереса как к
партнеру по играм, предпочтении в общении.
Преобладание ровного оптимистичного настроения.
Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная
деятельность, экспериментирование
Предметы
и
явления
непосредственно
не
воспринимаемые, нравственные нормы.
Знания о предметах и их свойствах расширяются
(восприятие времени, пространства), организуются в
систему и используются в различных видах
деятельности.
Начало формирования произвольного внимания.
Удерживает внимание 15-20 мин. Объем внимание 8-10
предметов.
Развитие целенаправленного запоминания. Объем
памяти 5-7 предметов из 10, 3-4 действия.
Наглядно-образное, начало формирования логического
мышления.
Развитие творческого воображения.
Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь
1.Планирующая функция речи.
2.Предвосхищение результата деятельности.
3.Начало
формирования
высших
чувств
(интеллектуальные, моральные, эстетические).
9

Различные целевые группы для оказания адресной психологической
помощи (на основе ФОП ДО)
1. Нормотипичные дети с нормативным кризисом развития.
2. Обучающиеся с особыми образовательными потребностями:
 с ОВЗ и/или инвалидностью, получившие статус в
установленном порядке;
 обучающиеся по индивидуальному учебному плану / учебному
расписанию на основании медицинского заключения (часто
болеющие дети (ЧБД))
 обучающиеся,
испытывающие
трудности
в
освоении
образовательных программ, развитии, социальной адаптации;
 одарённые обучающиеся.
3. Дети и/или семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации,
признанные таковыми в нормативно установленном порядке.
4. Дети и/или семьи, находящиеся в социально опасном положении
(безнадзорные, беспризорные, склонные к бродяжничеству),
признанные таковыми в нормативно установленном порядке.
5. Обучающиеся «группы риска»: проявляющие комплекс выраженных
факторов
риска
негативных
проявлений
(импульсивность,
агрессивность, неустойчивая или крайне низкая/завышенная
самооценка, завышенный уровень притязаний).
1.3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ.
КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
Планируемые результаты программы психологического сопровождения
образовательного процесса в ДОУ согласуются с представленными во ФГОС
ДО и ФОП ДО целевыми ориентирами.
Критерии результативности деятельности педагога – психолога:
1) обеспечение учета специфики возрастного психофизического развития
воспитанников при реализации основной общеобразовательной
программы;
2) достижение
необходимого
уровня
психолого-педагогической
компетентности педагогов и родителей,
3) сформированность у воспитанников ценностных установок на
здоровый и безопасный образ жизни;
4) обеспечение дифференцированного и индивидуализированного
обучения, в том числе реализация индивидуальных образовательных
10

маршрутов и психологического сопровождения образовательного
процесса;
5) функционирование
системы
мониторингов
возможностей
и
способностей воспитанников, выявления и поддержки одаренных
детей, детей с особыми образовательными потребностями;
6) сформированность коммуникативных навыков у воспитанников;
7) реализация всех форм психолого-педагогического сопровождения
участников
образовательного
процесса
(диагностика,
консультирование, коррекционно - развивающая работа, профилактика,
просвещение).
Планируемые результаты в раннем возрасте (к трем годам):
- у ребёнка развита крупная моторика, он активно использует освоенные
ранее движения, начинает осваивать бег, прыжки, повторяет за взрослым
простые имитационные упражнения, понимает указания взрослого,
выполняет движения по зрительному и звуковому ориентирам; с желанием
играет
в
подвижные
игры;
- ребёнок демонстрирует элементарные культурно-гигиенические навыки,
владеет простейшими навыками самообслуживания (одевание, раздевание,
самостоятельно
ест
и
тому
подобное);
- ребёнок стремится к общению со взрослыми, реагирует на их настроение;
- ребёнок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и
подражает
им;
играет
рядом;
- ребёнок понимает и выполняет простые поручения взрослого;
- ребёнок стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом
поведении;
- ребёнок способен направлять свои действия на достижение простой,
самостоятельно поставленной цели; знает, с помощью каких средств и в
какой
последовательности
продвигаться
к
цели;
-ребёнок владеет активной речью, использует в общении разные части речи,
простые предложения из 4-х слов и более, включенные в общение; может
обращаться
с
вопросами
и
просьбами;
- ребёнок проявляет интерес к стихам, сказкам, повторяет отдельные слова и
фразы
за
взрослым;
- ребёнок рассматривает картинки, показывает и называет предметы,
изображенные
на
них;
- ребёнок различает и называет основные цвета, формы предметов,
ориентируется в основных пространственных и временных отношениях;
ребёнок осуществляет поисковые и обследовательские действия;
- ребёнок знает основные особенности внешнего облика человека, его
деятельности; свое имя, имена близких; демонстрирует первоначальные
представления о населенном пункте, в котором живет (город, село и так
далее);
- ребёнок имеет представления об объектах живой и неживой природы
11

ближайшего окружения и их особенностях, проявляет положительное
отношение и интерес к взаимодействию с природой, наблюдает за явлениями
природы,
старается
не
причинять
вред
живым
объектам;
- ребёнок с удовольствием слушает музыку, подпевает, выполняет простые
танцевальные
движения;
- ребёнок эмоционально откликается на красоту природы и произведения
искусства;
- ребёнок осваивает основы изобразительной деятельности (лепка,
рисование) и конструирования: может выполнять уже довольно сложные
постройки (гараж, дорогу к нему, забор) и играть с ними; рисует дорожки,
дождик,
шарики;
лепит
палочки,
колечки,
лепешки;
- ребёнок активно действует с окружающими его предметами, знает
названия, свойства и назначение многих предметов, находящихся в его
повседневном
обиходе;
- ребёнок в играх отображает действия окружающих ("готовит обед",
"ухаживает за больным" и другое), воспроизводит не только их
последовательность и взаимосвязь, но и социальные отношения (ласково
обращается с куклой, делает ей замечания), заранее определяет цель ("Я буду
лечить куклу").
Планируемые результаты в дошкольном возрасте (к 4 годам):
- ребёнок демонстрирует положительное отношение к разнообразным
физическим упражнениям, проявляет избирательный интерес к отдельным
двигательным действиям (бросание и ловля мяча, ходьба, бег, прыжки) и
подвижным играм;
- ребёнок проявляет элементы самостоятельности в двигательной
деятельности, с интересом включается в подвижные игры, стремится к
выполнению правил и основных ролей в игре, выполняет простейшие
правила построения и перестроения, выполняет ритмические упражнения под
музыку;
- ребёнок демонстрирует координацию движений при выполнении
упражнений, сохраняет равновесие при ходьбе, беге, прыжках, способен
реагировать на сигналы, переключаться с одного движения на другое,
выполнять движения в общем для всех темпе;
- ребёнок владеет культурно-гигиеническими навыками: умывание, одевание
и тому подобное, соблюдает требования гигиены, имеет первичные
представления о факторах, положительно влияющих на здоровье;
- ребёнок проявляет доверие к миру, положительно оценивает себя, говорит о
себе в первом лице;
- ребёнок откликается эмоционально на ярко выраженное состояние близких
и сверстников по показу и побуждению взрослых; дружелюбно настроен в
отношении других детей;

12

- ребёнок владеет элементарными нормами и правилами поведения,
связанными с определенными разрешениями и запретами ("можно",
"нельзя"), демонстрирует стремление к положительным поступкам;
- ребёнок демонстрирует интерес к сверстникам в повседневном общении и
бытовой деятельности, владеет элементарными средствами общения в
процессе взаимодействия со сверстниками;
- ребёнок проявляет интерес к правилам безопасного поведения; осваивает
безопасные способы обращения со знакомыми предметами ближайшего
окружения;
- ребёнок охотно включается в совместную деятельность со взрослым,
подражает его действиям, отвечает на вопросы взрослого и комментирует его
действия в процессе совместной деятельности;
- ребёнок произносит правильно в словах все гласные и согласные звуки,
кроме шипящих и сонорных, согласовывает слова в предложении в роде,
числе и падеже, повторяет за педагогическим работником (далее - педагог)
рассказы из 3-4 предложений, пересказывает знакомые литературные
произведения, использует речевые формы вежливого общения;
- ребёнок понимает содержание литературных произведений и участвует в их
драматизации, рассматривает иллюстрации в книгах, запоминает небольшие
потешки, стихотворения, эмоционально откликается на них;
- ребёнок демонстрирует умения вступать в речевое общение со знакомыми
взрослыми: понимает обращенную к нему речь, отвечает на вопросы,
используя простые распространенные предложения; проявляет речевую
активность в общении со сверстником;
- ребёнок совместно со взрослым пересказывает знакомые сказки, короткие
стихи;
- ребёнок демонстрирует познавательную активность в деятельности,
проявляет эмоции удивления в процессе познания, отражает в общении и
совместной деятельности со взрослыми и сверстниками полученные
представления о предметах и объектах ближайшего окружения, задает
вопросы констатирующего и проблемного характера;
- ребёнок проявляет потребность в познавательном общении со взрослыми;
демонстрирует стремление к наблюдению, сравнению, обследованию
свойств и качеств предметов, к простейшему экспериментированию с
предметами и материалами: проявляет элементарные представления о
величине, форме и количестве предметов и умения сравнивать предметы по
этим характеристикам;
- ребёнок проявляет интерес к миру, к себе и окружающим людям;
ребёнок знает об объектах ближайшего окружения: о родном населенном
пункте, его названии, достопримечательностях и традициях;
- ребёнок имеет представление о разнообразных объектах живой и неживой
природы ближайшего окружения, выделяет их отличительные особенности и
свойства, различает времена года и характерные для них явления природы,
имеет представление о сезонных изменениях в жизни животных, растений и
13

человека, интересуется природой, положительно относится ко всем живым
существам, знает о правилах поведения в природе, заботится о животных и
растениях, не причиняет им вред;
- ребёнок способен создавать простые образы в рисовании и аппликации,
строить простую композицию с использованием нескольких цветов,
создавать несложные формы из глины и теста, видоизменять их и украшать;
использовать простые строительные детали для создания постройки с
последующим её анализом;
- ребёнок с интересом вслушивается в музыку, запоминает и узнает знакомые
произведения, проявляет эмоциональную отзывчивость, различает
музыкальные ритмы, передает их в движении;
- ребёнок активно взаимодействует со сверстниками в игре, принимает на
себя роль и действует от имени героя, строит ролевые высказывания,
использует предметы-заместители, разворачивает несложный игровой сюжет
из нескольких эпизодов;
- ребёнок в дидактических играх действует в рамках правил, в
театрализованных играх разыгрывает отрывки из знакомых сказок, рассказов,
передает интонацию и мимические движения.
Планируемые результаты в дошкольном возрасте (к 5 годам):
- ребёнок проявляет интерес к разнообразным физическим упражнениям,
действиям с физкультурными пособиями, настойчивость для достижения
результата, испытывает потребность в двигательной активности;
- ребёнок демонстрирует координацию, быстроту, силу, выносливость,
гибкость, ловкость, развитие крупной и мелкой моторики, активно и с
интересом выполняет основные движения, общеразвивающие упражнения и
элементы спортивных упражнений, с желанием играет в подвижные игры, ориентируется в пространстве, переносит освоенные движения в
самостоятельную деятельность;
- ребёнок стремится узнать о правилах здорового образа жизни, готов
элементарно охарактеризовать свое самочувствие, привлечь внимание
взрослого в случае недомогания;
- ребёнок стремится к самостоятельному осуществлению процессов личной
гигиены, их правильной организации;
- ребёнок выполняет самостоятельно правила общения со взрослым,
внимателен к его словам и мнению, стремится к познавательному,
интеллектуальному общению со взрослыми: задает много вопросов
поискового характера, стремится к одобряемым формам поведения, замечает
ярко выраженное эмоциональное состояние окружающих людей, по примеру
педагога проявляет сочувствие;
- ребёнок без напоминания взрослого здоровается и прощается, говорит
"спасибо" и "пожалуйста";
14

- ребёнок демонстрирует стремление к общению со сверстниками, по
предложению педагога может договориться с детьми, стремится к
самовыражению в деятельности, к признанию и уважению сверстников;
- ребёнок познает правила безопасного поведения и стремится их выполнять
в повседневной жизни;
- ребёнок самостоятелен в самообслуживании;
- ребёнок проявляет познавательный интерес к труду взрослых, профессиям,
технике; отражает эти представления в играх;
- ребёнок стремится к выполнению трудовых обязанностей, охотно
включается в совместный труд со взрослыми или сверстниками;
ребёнок инициативен в разговоре, использует разные типы реплик и простые
формы объяснительной речи, речевые контакты становятся более
длительными и активными;
- ребёнок большинство звуков произносит правильно, пользуется средствами
эмоциональной и речевой выразительности;
- ребёнок самостоятельно пересказывает знакомые сказки, с небольшой
помощью взрослого составляет описательные рассказы и загадки;
- ребёнок проявляет словотворчество, интерес к языку, с интересом слушает
литературные тексты, воспроизводит текст;
- ребёнок способен рассказать о предмете, его назначении и особенностях, о
том, как он был создан;
- ребёнок проявляет стремление к общению со сверстниками в процессе
познавательной деятельности, осуществляет обмен информацией; охотно
сотрудничает со взрослыми не только в совместной деятельности, но и в
свободной самостоятельной; отличается высокой активностью и
любознательностью;
- ребёнок активно познает и называет свойства и качества предметов,
особенности объектов природы, обследовательские действия; объединяет
предметы и объекты в видовые категории с указанием характерных
признаков;
- ребёнок задает много вопросов поискового характера, включается в
деятельность экспериментирования, использует исследовательские действия,
предпринимает попытки сделать логические выводы;
- ребёнок с удовольствием рассказывает о себе, своих желаниях,
достижениях, семье, семейном быте, традициях; активно участвует в
мероприятиях и праздниках, готовящихся в группе, в ДОО, имеет
представления о малой родине, названии населенного пункта, улицы,
некоторых памятных местах;
- ребёнок имеет представление о разнообразных представителях живой
природы родного края, их особенностях, свойствах объектов неживой
природы, сезонных изменениях в жизни природы, явлениях природы,
интересуется природой, экспериментирует, положительно относится ко всем
живым существам, знает правила поведения в природе, стремится
самостоятельно ухаживать за растениями и животными, беречь их;
15

- ребёнок владеет количественным и порядковым счетом в пределах пяти,
умением непосредственно сравнивать предметы по форме и величине,
различает части суток, знает их последовательность, понимает временную
последовательность "вчера, сегодня, завтра", ориентируется от себя в
движении; использует математические представления для познания
окружающей действительности;
- ребёнок проявляет интерес к различным видам искусства, эмоционально
откликается на отраженные в произведениях искусства действия, поступки,
события;
- ребёнок проявляет себя в разных видах музыкальной, изобразительной,
театрализованной
деятельности,
используя
выразительные
и
изобразительные средства;
- ребёнок использует накопленный художественно-творческой опыт в
самостоятельной деятельности, с желанием участвует в культурно-досуговой
деятельности (праздниках, развлечениях и других видах культурнодосуговой деятельности);
- ребёнок создает изображения и постройки в соответствии с темой,
используя
разнообразные
материалы,
владеет
техническими
и
изобразительными умениями;
- ребёнок называет роль до начала игры, обозначает новую роль по ходу
игры, активно использует предметы-заместители, предлагает игровой
замысел и проявляет инициативу в развитии сюжета, активно включается в
ролевой диалог, проявляет творчество в создании игровой обстановки;
- ребёнок принимает игровую задачу в играх с правилами, проявляет интерес
к результату, выигрышу; ведет негромкий диалог с игрушками,
комментирует их "действия" в режиссерских играх.
Планируемые результаты в дошкольном возрасте (к 6 годам):
- ребёнок демонстрирует ярко выраженную потребность в двигательной
активности, проявляет интерес к новым и знакомым физическим
упражнениям, пешим прогулкам, показывает избирательность и инициативу
при выполнении упражнений, имеет представления о некоторых видах
спорта, туризме, как форме активного отдыха;
- ребёнок проявляет осознанность во время занятий физической культурой,
демонстрирует выносливость, быстроту, силу, гибкость, ловкость,
координацию, выполняет упражнения в заданном ритме и темпе, способен
проявить творчество при составлении несложных комбинаций из знакомых
упражнений;
- ребёнок проявляет доступный возрасту самоконтроль, способен привлечь
внимание других детей и организовать знакомую подвижную игру;
- ребёнок проявляет духовно-нравственные качества и основы патриотизма в
процессе ознакомления с видами спорта и достижениями российских
спортсменов;
16

- ребёнок владеет основными способами укрепления здоровья (закаливание,
утренняя гимнастика, соблюдение личной гигиены, безопасное поведение и
другие); мотивирован на сбережение и укрепление собственного здоровья и
здоровья окружающих;
- ребёнок настроен положительно по отношению к окружающим, охотно
вступает в общение со взрослыми и сверстниками, проявляет сдержанность
по отношению к незнакомым людям, при общении со взрослыми и
сверстниками ориентируется на общепринятые нормы и правила культуры
поведения, проявляет в поведении уважение и привязанность к родителям
(законным представителям), демонстрирует уважение к педагогам,
интересуется жизнью семьи и ДОО;
- ребёнок способен различать разные эмоциональные состояния взрослых и
сверстников, учитывает их в своем поведении, откликается на просьбу
помочь, в оценке поступков опирается на нравственные представления;
- ребёнок проявляет активность в стремлении к познанию разных видов
труда и профессий, бережно относится к предметному миру как результату
труда взрослых, стремится участвовать в труде взрослых, самостоятелен,
инициативен в самообслуживании, участвует со сверстниками в разных
видах повседневного и ручного труда;
- ребёнок владеет представлениями о безопасном поведении, соблюдает
правила безопасного поведения в разных видах деятельности, демонстрирует
умения правильно и безопасно пользоваться под присмотром взрослого
бытовыми предметами и приборами, безопасного общения с незнакомыми
животными, владеет основными правилами безопасного поведения на улице;
- ребёнок регулирует свою активность в деятельности, умеет соблюдать
очередность и учитывать права других людей, проявляет инициативу в
общении и деятельности, задает вопросы различной направленности,
слушает и понимает взрослого, действует по правилу или образцу в разных
видах деятельности, способен к произвольным действиям;
- ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в процессе
придумывания загадок, сказок, рассказов, владеет первичными приемами
аргументации и доказательства, демонстрирует богатый словарный запас,
безошибочно
пользуется
обобщающими
словами
и
понятиями,
самостоятельно пересказывает рассказы и сказки, проявляет избирательное
отношение к произведениям определенной тематики и жанра;
- ребёнок испытывает познавательный интерес к событиям, находящимся за
рамками личного опыта, фантазирует, предлагает пути решения проблем,
имеет представления о социальном, предметном и природном мире;
- ребёнок устанавливает закономерности причинно-следственного характера,
приводит логические высказывания; проявляет любознательность;
- ребёнок использует математические знания, способы и средства для
познания окружающего мира; способен к произвольным умственным
действиям; логическим операциям анализа, сравнения, обобщения,
систематизации, классификации и другим, оперируя предметами разными по
17

величине, форме, количеству; владеет счетом, ориентировкой в пространстве
и времени;
- ребёнок знает о цифровых средствах познания окружающей
действительности, использует некоторые из них, придерживаясь правил
безопасного обращения с ними;
- ребёнок проявляет познавательный интерес к населенному пункту, в
котором живет, знает некоторые сведения о его достопримечательностях,
событиях городской и сельской жизни; знает название своей страны, её
государственные символы;
- ребёнок имеет представление о живой природе разных регионов России,
может классифицировать объекты по разным признакам; имеет
представление об особенностях и потребностях живого организма,
изменениях в жизни природы в разные сезоны года, соблюдает правила
поведения в природе, ухаживает за растениями и животными, бережно
относится к ним;
- ребёнок проявляет интерес и (или) с желанием занимается музыкальной,
изобразительной, театрализованной деятельностью; различает виды, жанры,
формы в музыке, изобразительном и театральном искусстве; проявляет
музыкальные и художественно-творческие способности;
- ребёнок принимает активное участие в праздничных программах и их
подготовке; взаимодействует со всеми участниками культурно-досуговых
мероприятий;
- ребёнок самостоятельно определяет замысел рисунка, аппликации, лепки,
постройки, создает образы и композиционные изображения, интегрируя
освоенные техники и средства выразительности, использует разнообразные
материалы;
- ребёнок согласовывает свои интересы с интересами партнеров в игровой
деятельности, умеет предложить и объяснить замысел игры, комбинировать
сюжеты на основе разных событий, создавать игровые образы, управлять
персонажами в режиссерской игре;
ребёнок проявляет интерес к игровому экспериментированию, развивающим
и познавательным играм, в играх с готовым содержанием и правилами
действует в точном соответствии с игровой задачей и правилами.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА
Содержание работы педагога-психолога ДОУ со всеми участниками
образовательного процесса строится по основным направлениям
деятельности: психологическая диагностика, психологическая коррекция и
развитие, психологическое просвещение, психологическая профилактика,
18

психологическое
консультирование,
организационно-методическая
деятельность, экспертная деятельность.
Педагог-психолог осуществляет деятельность в пределах своей
профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими разные
уровни психического развития.
Деятельность
педагога-психолога
ДОУ
регламентирована
профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере
образования)», утверждённым приказом Минтруда России от 24.07.2015 г. №
514н. Данный приказ определяет основные направления работы (трудовые
функции) педагога-психолога и их содержание.
2.1.1.Психологическая диагностика
Психологическая диагностика – психолого-педагогическое изучение
индивидуальных особенностей личности с целью выявления особенностей
психического развития ребенка, сформированности определенных
психологических новообразований, соответствия
уровня развития
познавательных процессов, личностных и межличностных образований
возрастным ориентирами требованиям общества.
Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с
согласия его родителей (законных представителей).
Результаты психологической диагностики используются для решения
задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной
коррекции развития детей. Основные методы психодиагностики –
тестирование, наблюдение, беседа с применением проективных техник,
приемов арт-терапии.
Диагностическая работа включает:
 своевременное выявление детей, нуждающихся в психологопедагогическом сопровождении;
 раннюю (с первых дней пребывания обучающегося в ДОУ)
диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей
социальной адаптации;
 комплексный сбор сведений об обучающемся на основании
диагностической информации от специалистов разного профиля;
 определение уровня актуального и зоны ближайшего развития
обучающегося с ОВЗ, с трудностями в обучении и социализации,
выявление его резервных возможностей;
 изучение уровня общего развития обучающегося (с учётом
особенностей нозологической группы) возможностей вербальной и
невербальной коммуникации со сверстниками и взрослыми;
 изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных
19













особенностей обучающихся;
изучение
индивидуальных
образовательных
и
социальнокоммуникативных потребностей обучающихся;
изучение социальной ситуации развития и условий семейного
воспитания ребёнка;
изучение уровня адаптации и адаптивных возможностей обучающихся;
изучение направленности детской одарённости;
изучение, констатацию в развитии ребёнка его интересов и
склонностей, одарённости;
мониторинг развития детей и предупреждение возникновения
психолого-педагогических проблем в их развитии;
выявление детей – мигрантов, имеющих трудности в обучении и
социально-психологической
адаптации,
дифференциальная
диагностика и оценка этнокультурной природы имеющихся
трудностей;
всестороннее психолого-пелагическое изучение личности ребёнка;
выявление и изучение неблагоприятных факторов социальной среды и
рисков образовательной среды;
системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и
динамикой развития обучающегося, а также за созданием необходимых
условий,
соответствующих
особым
(индивидуальным)
образовательным потребностям обучающегося.

Направление/
цель
психодиагностического
Возраст
обследования
ДИАГНОСТИКА АДАПТАЦИИ К ДЕТСКОМУ САДУ
А.С.
Роньжина Определение
уровня От 2 до 4 лет
Диагностика
уровня адаптированности ребенка к
адаптированности
дошкольному учреждению.
ребенка
к
дошкольному
учреждению.
Психодиагностический
инструментарий

Форма
проведения
Индивидуальная
/ групповая.
Заполнение
Листов
адаптации

ДИАГНОСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
Метод «корректурных Исследования
внимания, Модификация Индивидуальная
проб»
Анфимова- утомляемости,
темпа для
детей / групповая
Бурдона
деятельности,
дошкольного
работоспособности,
возраста
умственной продуктивности,
произвольности
Доска Сегена.
Методика
направлена
на Модификация Индивидуальная
20

исследование
доступности
простых
целенаправленных
действий, зрительно-моторной
координации,
пространственной
ориентации,
зрительногопространственного
гнозиса,
действия
«на
глаз»,
пространственного
мышления,
исследование
обучаемости.
Альбом
Комплексная
оценка
«Нейропсихологическа произвольности, регуляции и
я
диагностика
в характеристик
высших
детском возрасте»
психических
функций
и
Ж.М.Глозман,
аффективного состояния.
А.Ю.Потанина,
А.Е.Соболева
Методика запоминания Исследование характеристик
10 слов А.Р. Лурия.
вербальной
памяти,
утомляемости, внимания.
Тест
Торренса
«Завершение
картинок»
(адаптация
А.Н.
Воронина).
Экспресс-диагностика
в
детском
саду:
Комплект материалов
для
педагоговпсихологов
детских
дошкольных
образовательных
учреждений
Л.Г. Руденко
,
Н.Н.Павловой.
Психологопедагогическая
диагностика развития
детей
под.
ред.
Е.А. Стребелевой
Тест
«Нарисуй
человека» Ф. Гудинаф,
К. Маховер и т.д.

Диагностика
мышления.

для
детей
дошкольного
возраста от 2-3
лет

Модификация Индивидуальная
для
детей
дошкольного
возраста

Модификация Индивидуальная
для
детей
дошкольного
возраста
творческого Модификация Индивидуальная
для
детей
дошкольного
возраста

Комплексное
обследование для
детей Индивидуальная
познавательных процессов.
дошкольного
возраста 2-7

Изучения
уровня Для детей от 2 Индивидуальная
познавательного развития.
до 7 лет.

Исследование
уровня Для
детей Индивидуальная
психического
и дошкольного
интеллектуального развития возраста
ребенка.
Тест Дж. Равена.
Измерение
уровня С 5 лет.
Индивидуальная
интеллектуального развития.
ДИАГНОСТИКА ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ
21

«Графический диктант» Диагностика
Старший
Д.Б. Эльконина.;
сформированности
дошкольный
Гуткина Н.И «Домик»
предпосылок
учебной возраст
деятельности,
умение
действовать по правилу,
самостоятельно действовать
по указанию взрослого,
ориентироваться на систему
условий задачи, выявляет
произвольность действий и
сформированность
эмоционально-волевой сферы,
выявление
пространственной
ориентировки и развитие
мелких
движений,
зрительно-моторной
координации,
мелкой
моторики, самостоятельного
анализа образца.
Скрининговая программа
диагностики
сформированности
предпосылок
учебной
деятельности
Е.А. Екжановой

Комплексная
диагностика
психофизиологических
и
интеллектуальных функций,
сформированности
предпосылок
учебной
деятельности.

Индивидуальная
/ групповая

Модификация Индивидуальная/
для
детей групповая
дошкольного
возраста 5-7
лет

ДИАГНОСТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ДОШКОЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Проективный
тест Эмоциональное принятие новой Модификаци Индивидуальная
личностных
социальной ситуации.
я для детей
отношений,
дошкольного
социальных
эмоций
возраста
«Домики»
О.А. Ореховой.
Т.С.Воробьева
«Методика
диагностики
эмоционального
благополучия»

Старший
дошкольный
возраст

Индивидуальная/
групповая

ДИАГНОСТИКА СВОЙСТВ ЛИЧНОСТНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ
СФЕРЫ
Восьмицветовой тест Исследование эмоционального Старший
Индивидуальная
Люшера.
состояния ребенка.
дошкольный
возраст 5-7
лет
Методика «Лесенка». Диагностика самооценки.
Старший
Индивидуальная
В.Г. Щур.
дошкольный
возраст 5-7
22

лет
«Тест
тревожности»
Р. Темпл,
М. Дорки,
В. Амен).
Детский
апперцептивный тест
(КАТ)
Беллак
Л.,
Беллак С.

Исследование ситуативной и Старший
личностной тревожности.
дошкольный
возраст
Изучение
личностных С4 лет
особенностей,
взаимоотношений в семье и,
братьями и сестрами

Индивидуальная

Методика «Страхи в
домиках».
Модификация
М.А.
Панфиловой.
«Кактус» Панфилова
М.А.
А.Л.Венгер
«Несуществующее
животное»

Диагностика страхов ребенка.

С 3 лет.

Индивидуальная.

Определения уровня агрессии

С5 лет

Индивидуальная.

Изучение
эмоционально- С5лет
волевой сферы, личностных
особенностей

Индивидуальная.

Индивидуальная.

ДИАГНОСТИКА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Проективная методика Диагностика эмоционального Модификаци Индивидуальная
«Рисунок
семьи» благополучия и структуры я для детей
семейных отношений.
дошкольного
Венгер А.Л.
возраста
«Семья
в
образе
животных»
«Опросник
Определить тип родительского Родители
родительского
отношения к ребенку
отношения»
Столин
В.В., Варга А.Я

ДИАГНОСТИКА ПЕДАГОГОВ
«Поведение
в Определение
конфликте»
поведения
в
К. Томас
ситуации

Индивидуальная

стратегии Педагоги
конфликтной

Индивидуальная

Бойко
В.В Определить
уровень Педагоги
«Диагностика уровня эмоционального выгорания
эмоционального
выгорания»

Индивидуальная

Диагностическое сопровождение родителей дошкольников:
 Опросник

«Взаимодействие родитель – ребенок» (автор И.М. Марковская).
23

 Опросник

«Анализ семейных взаимоотношений» (диагностика типа

семейного
воспитания и характера его нарушений, автор Э.Г. Эйдемиллер)
 Опросник «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (FACES-3)
 Тест семейная социограмма Эйдемилира.
 Методика диагностики родительского отнощения (ОРО) (А.Я. Варга, В.В.
Столин)
 Опросник «Измерение родительских установок и реакций» (изучение общих
особенностей воспитания, авторы Е.С. Шефер, Р.К. Белл)
Диагностика в сопровождении педагогического коллектива ДОУ:
 Опросник Профессиональное (эмоциональное) выгорание (MBI)
адаптация Водопьянова Н.Е.
 Опросник Профессиональное (эмоциональное) выгорание. Методика К.
Маслач и С. Джексон.
 Измерение эмоционального интеллекта – опросник ЭМИН (Д.В.
Люсин).
 Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко
 Шкала психологического благополучия К. Риффа (адаптация Л.А.
Пергаменщик, Н.Н. Лепешинский).
 Вербальный фрустрационный тест (Л.Н. Собчик).
 Диагностика социального интеллекта (Дж. Гилфорда).
 Опросник потребности в достижении Ю.М. Орлова
 Шкала оценки мотивации одобрения Ю.Л. Ханина (адаптация МарлоуКроуна).
 Методика диагностики коммуникативных установок В.В. Бойко
 Диагностика временных ориентация и жизненных перспектив Ф.
Зимбардо, Дж. Ньютенна.
 Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А.
Дарки.
 Оценка коммуникативных и организаторских склонностей (КОС).
 Шкала самомониторинга М. Снайдера
 Опросник самоорганизации деятельности ОСД (Е.Ю. Мандрикова).
 Самоактуализационный тест Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, М.В. Латинская.
 Опросник способов совладания WCQ (адаптация Т.Л. Крюкова, Е.В.
Куфтяк).
24

Психодиагностическое обследование проводится:
 Для оптимизации образовательного процесса и динамики развития
детей в ОВЗ в ДОУ с апреля по май проводится скрининг-диагностика
воспитанников ДОУ на предмет
определения уровня развития
познавательных процессов (восприятие, внимание, память, мышление
и др.) и эмоционально-личностной сферы.
 Ежегодно в марте проводится психологическое обследование детей на
определение уровня развития познавательных процессов для
прохождения процедуры ППк и ПМПК с целью зачисления детей в
группы комбинированной направленности для детей с ТНР, ЗПР.
 В течение всего учебного года по запросам участников
образовательного процесса (педагогов, родителей) проводится
дополнительная углубленная диагностика развития ребенка.
 Ежегодно в январе-феврале проводится психодиагностическое
обследование с целью изучения особенностей психоэмоциональной
сферы
педагогов
для
профилактики
«профессионального
(эмоционального) выгорания».
 По завершению периода адаптации для вновь поступивших детей в
ноябре-декабре проводится обследование детей на определение уровня
адаптации к ДОУ (Лист адаптации).
 Диагностическое обследование уровня психологической готовности к
обучению к школе проводится в подготовительных к школе группах в
апреле месяце.
2.1.2. Психологическая экспертиза комфортности и безопасности
образовательной среды
В рамках Психологической экспертизы комфортности и безопасности
образовательной среды проводится анкетирование педагогического состава
на предмет определения уровня удовлетворенности своим трудом,
трудности, задачи и возможности воспитательной работы; анализ ресурсов
школы.
ДИАГНОСТИКА В РАМКАХ ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Методика
Определение
Педагоги
определения
удовлетворенности
личности
интегративной
своим трудом»
удовлетворенности
трудом» А.В.Батаршев.
Анкета
«Оценка
родителей/законных
представителей
качеством деятельности
ДОУ

Определить
уровень Родители
удовлетворенности родителями
качеством
предоставляемых
услуг

Индивидуальная

Индивидуальная

25

2.1.3. Психологическое консультирование
Психологическое консультирование - оказание помощи воспитанникам, их
родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим
участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и
образования детей дошкольного возраста.
Задачи консультирования:
1) разработка рекомендаций по основным направлениям работы с
обучающимся с трудностями в обучении и социализации, единых для
всех участников образовательных отношений;
2) консультирование
педагогов
по
выбору
индивидуальноориентированных методов и приемов работы с обучающимся;
3) консультативная помощь семье в вопросах выбора оптимальной
стратегии воспитания и приемов КРР с ребенком
Психологические консультации проводятся со всеми участниками
образовательного процесса. Предметом обсуждения служат результаты
психодиагностики, а также личностные переживания и проблемы.
Психологическое консультирование ведется в отдельном кабинете
индивидуально с соблюдением принципа конфиденциальности.
Направления психологического консультирования
Консультиров
ание
администраци
и, педагогов и
других
работников
образовательн
ой
организации
по проблемам
взаимоотноше
ний
в
трудовом
коллективе и
другим
профессионал
ьным
вопросам.

Консультиро
вание
педагогов по
вопросам
разработки и
реализации
индивидуаль
ных
программ для
построения
индивидуаль
ного
образователь
ного
маршрута с
учётом
особенностей
и
образователь
ных

Консультиро
вание
педагогов по
вопросу
выбора
индивидуаль
но
ориентирован
ных методов
и
приёмов
работы
с
обучающими
ся.

Консультиро
вание
родителей
(законных
представител
ей)
по
проблемам
взаимоотнош
ений
с
воспитанника
ми,
их
развития,
в
вопросах
выбора
оптимальной
стратегии
воспитания и
приёмов
коррекционн
о-

Консультиро
вание
администрац
ии
ДОУ,
педагогов и
родителей
(законных
представител
ей)
по
психологичес
ким
проблемам
обучения,
воспитания и
развития
детей

26

потребностей
конкретного
обучающегос
я.

развивающей
работы
с
ребёнком

2.1.4. Коррекционно-развивающая деятельность
Коррекционная работа направлена на коррекцию нарушений развития
различных категорий детей
и оказание им помощи в усвоении
образовательной программы по результатам диагностического обследования
и Заключений ППк.
Коррекционно-развивающая работа
проводится индивидуально и по
подгруппам с разной степенью регулярности в зависимости от поставленных
задач.
Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками организуется при
согласии родителей (законных представителей).
При выраженных нарушениях в развитии по решению ПМПК на
дошкольника составляется Индивидуальный образовательный маршрут.
Задачи КРР:
 выбор оптимальных для развития обучающегося коррекционноразвивающих
программ
(методик)
психолого-педагогического
сопровождения в соответствии с его особыми (индивидуальными)
образовательными потребностями;
 организация, разработка и проведение специалистами индивидуальных
и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для
преодоления нарушений поведения и развития, трудностей в освоении
образовательной программы и социализации;
 коррекция и развитие высших психических функций;
 развитие эмоционально-волевой и личностной сферы обучающегося и
психологическую коррекцию его поведения;
 развитие
коммуникативных
способностей,
социального
и
эмоционального интеллекта обучающихся, формирование их
коммуникативной компетентности;
 коррекция и развитие психомоторной сферы, координации и регуляции
движений;
 создание условий, обеспечивающих развитие, обучение и воспитание
детей с ярко выраженной познавательной направленностью, высоким
уровнем умственного развития или иной направленностью
одаренности;
 создание насыщенной РППС для разных видов деятельности;
 формирование инклюзивной образовательной среды, в том числе
обеспечивающей включение детей иностранных граждан в российское
27

образовательное пространство с сохранением культуры и
идентичности, связанных со страной исхода (происхождения);
 оказание поддержки ребенку в случаях неблагоприятных условий
жизни,
психотравмирующих
обстоятельствах
при
условии
информирования соответствующих структур социальной защиты;
 преодоление педагогической запущенности в работе с обучающимся,
стремление устранить неадекватные методы воспитания в семье во
взаимодействии родителей (законных представителей) с детьми;
 помощь в устранении психотравмирующих ситуаций в жизни ребенка
В соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного
образования (ФОП ДО) педагогом-психологом оказывается адресная
психологическая помощь следующим целевым группам:
Нормотипичные Оказание помощи и поддержки в осуществлении поиска
дети
и реализации ребенком новых способов сотрудничества с
взрослыми, в которых возможно проявление сильных
сторон детского «Я».
Создание условия для проявления самостоятельности,
преодоления психоэмоционального напряжения и
адаптации к условиям ДОУ.
Сопровождение кризисов 3 и 7 лет
Одаренные дети Определение вида одаренности, интеллектуальных и
личностных особенностей детей, прогноз возможных
проблем и потенциала развития;
- вовлечение
родителей в образовательный процесс и установление с
ними отношений сотрудничества как обязательного
условия поддержки и развития одаренного ребенка;
Создание атмосферы доброжелательности, заботы и
уважения по отношению к ребенку, обстановки,
формирующей
у
ребенка
чувство
собственной
значимости,
поощряющей
проявление
его
индивидуальности;
Сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка,
развитие
его
индивидуальных
способностей
и
творческого потенциала как субъекта отношений с
людьми, миром и самим собой;
Формирование коммуникативных навыков и развитие
эмоциональной устойчивости;
Организация предметно-развивающей, обогащённой
образовательной среды в условиях ДОУ, благоприятную
для развития различных видов способностей и
28

одаренности.
Частоболеющие
дети

Создание условий для успешной социализации,
оптимизации межличностного взаимодействия со
взрослыми и сверстниками
Коррекция/развитие коммуникативной, личностной,
эмоционально-волевой сфер, познавательных процессов.
Снижение тревожности.
-Помощь в разрешении поведенческих проблем.

Дети билингва, Развитие коммуникативных навыков, формирование
дети мигрантов чувствительности к сверстнику, его эмоциональному
состоянию, намерениям и желаниям;
Формирование уверенного поведения и социальной
успешности; коррекцию деструктивных эмоциональных
состояний, возникающих вследствие попадания в новую
языковую и культурную среду (тревога, неуверенность,
агрессия);
Создание атмосферы доброжелательности, заботы и
уважения по отношению к ребенку.
Дети с ОВЗ

Предупреждение
вторичных
биологических
и
социальных отклонений в развитии, затрудняющих
образование и социализацию обучающихся, коррекцию
нарушений психического и физического развития
средствами коррекционной педагогики, специальной
психологии и медицины;
Формирование у обучающихся механизмов компенсации
дефицитарных функций, не поддающихся коррекции, в
том числе с использованием ассистивных технологий.
Направления
психологической
коррекционноразвивающей деятельности согласно Заключению
ПМПК.
Дети и семьи в Совершенствование умений, навыков, способностей,
ТЖС
позволяющих ребёнку идентифицировать свои мысли,
чувства, поведение для установления доверительных
отношений с другими.
Способствование
отреагированию
негативных
переживаний, связанных с травмой.
Актуализация внутренних ресурсов самого ребёнка,
помогающих
перерабатывать
травматические
переживания и снизить риски, связанных с развитием
29

посттравматической симптоматики
процесса
развития
ребёнка
Дети и семьи в Сопровождение
СОП
(профилактика и коррекция отклонений в развитии
ребёнка);
-Проведение коррекционно-развивающих мероприятий,
направленных на стабилизацию или налаживание детскородительских отношений.
Дети
риска

/развитие
социально-коммуникативной,
группы Коррекция
личностной, эмоционально-волевой сферы;
Помощь в решение поведенческих проблем;
Формирование
адекватных,
социально-приемлемых
способов поведения;
Развитие рефлексивных способностей;
Совершенствование способов саморегуляции.

Включение ребенка из любой целевой группы в программу КРР, определение
индивидуального маршрута психолого-педагогического сопровождения
осуществляется на основе заключения ППК по результатам психологической
диагностики или по обоснованному запросу педагога/родителей (законных
представителей).
2.1.5. Психологическое просвещение
Психологическое просвещение направлено на повышение психологической
компетенции педагогов и родителей.
Различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы,
информационные стенды, печатные материалы, электронные ресурсы),
направленные на разъяснение участникам образовательных отношений –
обучающимся (в доступной для дошкольного возраста форме), их родителям
(законным представителям), педагогам – вопросов, связанных с
особенностями образовательного процесса и психолого-педагогического
сопровождения обучающихся, в том числе с ОВЗ, трудностями в обучении и
социализации;
Проведение тематических выступлений, онлайн-консультаций для педагогов
и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуальнотипологических особенностей различных категорий обучающихся, в том
числе с ОВЗ, трудностями в обучении и социализации
2.1.6. Психологическая профилактика
30

Одно из приоритетных направлений в деятельности педагога-психолога.
Цель психологической профилактики: обеспечить раскрытие возможностей
возраста, снизить влияние рисков на развитие ребенка, обеспечить раскрытие
его
индивидуальности
(склонностей,
интересов,
предпочтений),
предупредить нарушения в становлении личностной и интеллектуальной
сфер через создание благоприятных психологических условий в
образовательном учреждении.
Психологическая профилактика направлена на развитие коммуникативных
способностей и социальной адаптации детей, развитие познавательных и
творческих способностей детей, игровой деятельности как ведущей в
дошкольном возрасте, развитие эмоциональной сферы, мотивационной.
Работа, направленная на профилактику «эмоционального выгорания»,
создание в ДОУ благоприятного психологического климата, на
профилактику и своевременное разрешение конфликтов, повышение
эффективности в работе с детьми и родителями, профессионального и
личностного роста реализуется посредством проведения индивидуальных
консультаций, выступлениях на педагогических часах, тренингах.
С целью профилактики дезадаптивного поведения ребенка в семье,
формирование доброжелательных доверительных
бесконфликтных
отношений с ребенком и формирование полноценной личности ребенка,
проводятся индивидуальные и групповые консультации, родительские
собрания на данную тематику.
План работы с родителями:
месяц
Темы и мероприятия:
Сентябрь * Вводное занятие: знакомство с педагогом-психологом, целями и
задачами
работы.
* Возрастные особенности детей дошкольного возраста.
* Адаптация к детскому саду и как помочь.
Октябрь *Эмоциональное
развитие
детей.
*Развитие
саморегуляции
у
дошкольников.
* Значение режима дня для развития ребенка.
Ноябрь
*
Развитие
познавательной
сферы
у
дошкольников.
*
Роль
игры
в
развитии
ребенка.
* Профилактика тревожности и страхов у детей.
Декабрь * Развитие речи и коммуникативных навыков у дошкольников.
* Формирование положительной самооценки у ребенка.
* Роль семьи в развитии ребенка.
Январь
*
Детско-родительские
отношения.
* Конфликты в детско-родительских отношениях и пути их
разрешения.
* Поощрение и наказание в воспитании детей.
Февраль * Развитие творческих способностей у дошкольников.
*
Взаимодействие
детского
сада
и
семьи.
31

Март

Апрель
Май

* Девиантное поведение
*Особенности поведения детей в разных ситуациях.
* Агрессивность у детей и пути ее преодоления.
*
Развитие
самостоятельности
и
инициативности
у
дошкольников.
*
Развитие
волевых
качеств
у
дошкольников.
*
Формирование
здорового
образа
жизни.
* Психологическая поддержка родителей в кризисных ситуациях.
*
Итоги
работы
за
год.
* Обсуждение предложений и пожеланий родителей на
следующий учебный год.

План работы с педагогическим коллективом:
месяц

Темы и мероприятия:

Сентябрь Вводное занятие: знакомство с педагогом-психологом, целями и
задачами работы.
Возрастные особенности детей дошкольного возраста.
Октябрь Развитие саморегуляции у дошкольников.
Организация развивающей среды в группе (психологический
комфорт группы).
Ноябрь
Развитие познавательной сферы у дошкольников.
Эмоциональное развитие детей.
Декабрь Развитие речи и коммуникативных навыков у дошкольников.
Формирование положительной самооценки у ребенка.
Январь
Детско-родительские отношения.
Конфликты в детско-родительских отношениях и пути их
разрешения.
Февраль Взаимодействие педагога с детьми и родителями.
Профилактика выгорания у педагогов
Март
Особенности поведения детей в разных ситуациях.
Агрессивность у детей и пути ее преодоления.
Апрель
Развитие волевых качеств у дошкольников.
Формирование здорового образа жизни
Май
Итоги работы за год.
Обсуждение предложений и пожеланий педагогов на следующий
учебный год.
2.1.7 Огранизационно-методическая работа

32

Вид работы.

Цель работы.

Консультации и
семинары в рамках
районных,
городских
психологических
центров.
Изготовление
рабочего
стимульного
материала;
оформление
кабинета
психолога.
Психологомедико
–
педагогический
консилиум (ПМПк).
Анализ
и
оформление
результатов
диагностикокоррекционной
работы совместно с
педагогами,
старшим
воспитателем,
зам.зав. по УВР,
заведующим
МБДОУ.
Работа
с
новинками
психологической и
методической
литературы
Реализация
программы
самообразования по
теме «Инновации в
работе с детьми в
ТЖС»

Повышение
психологической
ориентированности
частных вопросах
методиках.

Форма
отчетности.
в
и

Срок
проведения.
Пятниц
а

Улучшение
материальной базы для
работы.

В
течение
года.

Работа
по
Документа
выявлению контингента ция ПМПк
воспитанников,
требующих
психологической
помощи и коррекции.

По
плану
работы
ПМПк.

Подготовка
к
семинарам, педсоветам,
разработка
планов
занятий.

В
течение
года.

Повышение уровня
профессиональной
з
компетентности.

Самоанали

По
средам
течение
года.

в

33

2.2 СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В
РАМКАХ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА
Психолого - педагогический консилиум (ППк) организуется и
функционирует в ДОУ на основании соответствующего Положения, которое
разрабатывается, принимается педагогическим советом учреждения и
утверждается директором.
Цель ППк состоит в выявлении трудностей у воспитанников ДОУ,
определении особых образовательных потребностей для реализации
образовательной программы и проведения коррекционно-образовательной
работы с детьми.
В рамках ППк педагог-психолог:
 Осуществляет консультирование родителей и педагогов по вопросам
оказания помощи детям в рамках ППк;
 Приводит углубленную диагностику развития ребёнка;
 Отслеживает результаты коррекционно-развивающей работы;
 Участвует в разработке индивидуальной образовательной траектории
(маршрута);
 Проводит коррекционно-развивающие занятия по рекомендациям ППк.
В начале (сентябрь) и в конце (май) учебного года специалисты ППк, в том
числе педагог-психолог проводят комплексное всестороннее обследование
детей
с целью выявления детей с
особыми образовательными
потребностями.
После этого проводится заседание консилиума и принимается решение о
необходимости
прохождения
территориальной
психолого-медикопедагогической комиссии (ТПМПК) в целях проведения комплексного
обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям психологомедико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания. На
каждого дошкольника готовится пакет документов и характеристики с
результатами обследования. После прохождения ребенком ТПМПК выдается
протокол Заседания с рекомендациями по созданию для воспитанника
специальных образовательных условий, тип группы и/или
индивидуального образовательного маршрута и /или адаптированную
образовательную программу.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Помещение (кабинет) педагога-психолога размещен в здании детского сада
И разделен на зоны Консультативное и Релаксационное
34

В консультативном кабинете находится:
- письменный стол;
- стеллаж для игрушек и методической литературы и документации;
- стол детский для индивидуального обследования;
- 2 кресла-груши;
- стул взрослый;
- 2 стула детских;
- ковер
- методический материал для проведения диагностики.
В релаксационной находиться:
- прибор «Звездное небо»;
- тактильный куб (6панелей)
- кинетический песок;
- угловой сухой бассейн;
- экспериментальный набор для опытов.
3. 2. Предметно-пространственная развивающая среда
Игрушки и игры для кабинета педагога-психолога подобранны с учетом
возрастных особенностей детей, а также в соответствии с направлениями
коррекционно-развивающей работы:
№ Наименование развивающих игр и игрушек
Количество
п/п
шт.
1.
Серия «твоя игра» мой дом
1
2.
Готовимся к школе «Размышляйка»
1
3.
Готовимся к школе «Запоминайка»
1
4.
Логико малыш «Психология» «Цвет в природе»
2
5.
Логико малыш «Психология» «Цвет в игрушках»
2
6.
Логико малыш «Психология» «Лабиринты»
1
7.
Логико
малыш
«Бытовая
культура» 1
«Последовательность»
8.
Лото «Парочки»
1
9.
Картинки половинки
1
10 «Расскажи сказку»
1
11. «Путешествие в мир эмоций»
1
12. «Короткие истории»
1
13. Развивающие игры: «Не ошибись»
2
14. Развивающие игры: «Ладошки»
2
15. Развивающие игры: «Заселяй домик»
2
16. Развивающие игры: «Произносим звуки»
1
17. Развивающие игры: «Что сначала, что потом» комплект 1
№1
18. Развивающие игры: «Что сначала, что потом» комплект 1
№2
19. Тактильный конструктор (24 детали)
1
35

20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.

Куклы мягкие
Деревянный дом в разрезе
Развивающий куб
Погремушка в форме дерева с цифрами
Набор русских народных кукол (7 персон)
Пятиколор
весы «Считаем, взвешиваем, сравниваем»
Магниты с животными
«Волшебный мешочек»
Деревянные кубики для счета в ведерке
Мишки для счета в ведерке
«Дополни картинку»
«Найди подобное»
«Найди лишнее»
«Найди контур»
Мозаика «Цвет, форма, счет»
Куб «Эмоции»
Куклы «Люди с ограниченными способностями»
Шнуровки «Вышиваем цифры»
Набор из кубиков пластмассовых (16 шт.)
Набор из деревянных кубиков с тактильными окошками
(9шт)
Геометрическая мазаика
Набор мячей «Эмоции»
Танграмм
Набор карточек с заданиями к танграмм
Магнитный лабиринт «Динозаврик»
Матрешка (5)
Игра для детей «Последовательность действий»
Домино «Зверята»
Пирамида деревянная №1
Пирамида «Великан» №2
Пирамида кольцевая
Игра малышка «Цифры»
Игрушка из пластмассы сборная
Домино «Органы чувств»
Сенсорная панель
Книга с окошками «Цвета»
Книга с окошками «Формы»
«Пишем мелками алфавит»
Учусь решать примеры

2
1
1
2
1
1
1
5
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4
3
3
1
3
3
1
1
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1
1
1
1

36

3.3. Методическое оснащение программы по направлениям работы
педагога-психолога
Психологическая диагностика
1.Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное
руководство. Владос-Пресс,2003.
2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. Питер, 2004.
3.Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. экспресс-диагностика в детском саду:
Комплект материалов для педагогов-психологов детских образовательных
учреждений. Генезис, 2008.
4.Стребелева Е.С.. Психолого - педагогическая диагностика развития детей
раннего и дошкольного возраста. Просвещение, 2005.
5. Безруких М.М. Готов ли ребенок к школе. Тетрадь для занятий с детьми.
Методические рекомендации. Вента-Граф, 2001.
6. Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е.Нейропсихологическая
диагностика дошкольного возраста. Питер, 2008.
7. ВераксаН.Е. Диагностика готовности ребенка к школе. Пособие для
педагогов дошкольных учреждений. Мозаика- Синтез, 2008.
Психологическая коррекция
1.Прихожан А.М.Психология тревожности дошкольный и школьный возраст.
Питер, 2009
2. Колос Г.Г. 28 занятий для преодоления неуверенности и тревожности у
детей 5-7 лет. Аркти, 2017
3. Габдракипова В.И., Эйдемиллер Э.Г.Психологическая коррекция детей с
синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (с учетом их половых
различий). УЦ «Перспектива», 2009
4. Шишова Т.Л. Как преодолеть детскую застенчивость. Застенчивый
невидимка. Речь, 2007
5.Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры.
Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей,
2Издательство ГНОМ и Д»,2005
6.Чистякова М.И. Психогимнастика. Просвещение,1990
7.МардерЛ. Цветной мир: групповая арт-терапевтическая работа с детьми
дошкольного и младшего школьного возраста. Генезис,2008
8.Сучкова Н.О. Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей.
Речь,2008
9.Ждакаева Е.И. Тропинка к счастливой семье. Коррекция детскородительских отношений через сказку, игру, рисунок. Речь, 2011
Психологическое консультирование
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? АСТ,2001
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? АСТ, 2008
3. Гиппенрейтер Ю.Б.Родителям: как быть с ребенком. АСТ, 2011

37

4.Пол Коулмен. Как сказать ребенку о…Как помочь вашему ребенку решить
проблемы, утешить его и развить в нем хорошие качества. Институт
Психотерапии, 2002
5.Акимова Галина. Словарь-справочник для неравнодушных родителей.
Весь, 2001.
6.Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по
воспитанию детей 207 лет/авт.-сост. Шишова Е.В. Учитель,2011.
Психологическое просвещение и профилактика
1.Практическая психология образования / Под ред.И.В.Дубровиной.
Сфера,1997.
2.Широкова Г.А.Справочник дошкольного психолога.Феникс,2004.
3.Веракса Н.Е., Веракса А.Н.Развитие ребенка в дошкольном возрасте.
Пособие для педагогов дошкольных учрежденрий.Мозаика-Синтез,2006.
4.Степанов С.С.Азбука детской психологии.Сфера,2004.

38

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».