Согласованно:
Совет МБДОУ Детский сад №1
Протокол № 5 от 17.08.2025г.
Утверждено:
Заведующая МБДОУ
Детский сад №1
_______ Н.Н. Бурмистрова
Приказ № 25 от 17.08.2025г.
Программа психолого-педагогического сопровождения
воспитанников МБДОУ Детского сада № 1 на 2025 – 2027 учебный год.
Составил педагог – психолог:
В.С. Сомова
2024 г.
Правовая документация
В основу программы психолого-педагогического сопровождения
воспитанников МБДОУ Детский сад № 1 (далее ДОО) положены следующие
документы:
Конвенция о правах ребенка
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N
273-ФЗ (редакция от 29.12.2022 г.)
Приказ Минпросвещения России от 27 марта 2025 г. № 233 «О внесении изменений
в состав Координационного совета Министерства просвещения Российской
Федерации по развитию психологической службы в системе образования,
утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 6
ноября 2024 г. № 774»
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 (редакция
от 21.01.2019 г.)
Приказ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении порядка осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам —
образовательным программам дошкольного образования» (изменения от 01.12.2022
г.)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028
"Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного
образования"(Зарегистрирован 28.12.2022 № 71847)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1022
"Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы
дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья"(Зарегистрирован 27.01.2023 № 72149)
Профессиональный стандарт «Педагог-психолог»(психолог в сфере образования)
Приказ МО РФ от 22.10.1999 г. №636 «Об утверждении положения о службе
практической психологии в системе МО РФ»
Распоряжение МП РФ от 28.12.2020 N Р-193 «Об утверждении методических
рекомендаций по системе функционирования психологических служб в
общеобразовательных организациях»
Пояснительная записка
Психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как систематическая
деятельность педагога – психолога, учителя – логопеда, старшего воспитателя,
воспитателей, направленная создания оптимальных условий воспитания и обучения,
развития, социализации и адаптации воспитанников.
Цель программы психолого-педагогического сопровождения воспитанников МБДОУ
Детский сад № 1: создание условий, направленных на полноценное психофизическое
развитие детей, обеспечение их эмоционального благополучия, развитие
индивидуальных способностей каждого ребенка.
Функционирование программы психолого-педагогического сопровождения
обеспечивает решение следующих задач:
усиление психологизации в воспитательно-образовательном процессе
МБДОУ Детский сад № 1;
проведение индивидуальной и групповой работы с детьми на основе
диагностирования и учета их индивидуально-психологических особенностей;
разработка и внедрение коррекционно-развивающих занятий направленных на
коррекцию эмоциональных и поведенческих нарушений воспитанников;
формированию здорового образа жизни у детей и родителей, в том числе
формирование психического здоровья;
использование комплекса развивающих занятий, направленных на
мотивационно-ценностное отношение ребенка к школе, стимулировать
развитие его психических процессов;
оказание психологической помощи (консультативно-диагностической,
коррекционной, психопрофилактической) всем участникам воспитательнообразовательного процесса;
содействие личностному развитию каждого ребенка на всех возрастных
этапах, на основе развития индивидуальных особенностей детей в единстве
интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявлений;
повышение психологической компетентности родителей и педагогов в
закономерностях и особенностях развития ребенка, а также в вопросах
обучения и воспитания детей.
Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников осуществляется по
следующим направлениям:
Профилактика.
Диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг)).
Консультирование (индивидуальное и групповое).
Развивающая работа (индивидуальная и групповая).
Коррекционная работа (индивидуальная и групповая).
Психолого-педагогическое сопровождение обеспечивает, с учетом приоритетного
направления деятельности ДОУ в соответствии ФГОС и сферы компетентности
педагога-психолога, в реализации пяти направлений развития
детей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественноэстетическое и физическое
Психологическое сопровождение воспитанников
Для коррекции нарушений в эмоционально-личностном и познавательном развитии
воспитанников разрабатываются комплексы специальных заданий, упражнений,
логических задач, развивающих игр, основанных на методах и приемах
психокоррекции. Они обеспечивают комплексное развитие памяти, внимания, речи,
наблюдательности, формирования эмоционально-личностной сферы ребенка.
В ДОО разработаны:
цикл развивающих занятий, направленных на развитие познавательных
процессов и для оказания помощи детям в адаптации к условиям дошкольной
образовательной организации;
цикл развивающих занятий, направленных на эмоциональное развитие
дошкольников;
цикл развивающих занятий, направленных на развитие познавательных
процессов для детей старшего дошкольного возраста группы
компенсирующей направленности;
цикл коррекционно-развивающих занятий для ителлектуальной и
мотивационной подготовке детей к школе.
Построение циклов занятий для каждого возрастного периода ориентировано на
удовлетворение ведущей потребности и основано на развитии ведущего психического
процесса или сферы психики: 2–3 года – развитие речи, 3–4 года – развитие
восприятия, 4–5 лет – развитие восприятия и эмоциональной сферы, 5-6 лет – развитие
эмоциональной и коммуникативной сферы,.
Коррекционная работа с детьми осуществляется в тесном взаимодействии с
родителями и педагогами, так как каждый из этих факторов действует не в
отдельности, а в сочетании с другими.
Психологическое сопровождение воспитанников проводится в индивидуальной и
групповой форме. В случае индивидуальной коррекционной работы устраняются
причины нарушений в эмоционально-поведенческой сфере воспитанника, убираются
внешние проявления этих нарушений. Для этого используются комплексные занятия,
составленные под конкретную проблему ребенка. Одновременно с проведением
занятий проводится поддерживающая работа с родителями, направленная на оказание
помощи в качественном выполнении родительских функций. Психологические
консультации родителей, дети которых проходят коррекционные занятия, прежде всего
направлены на то, чтобы помочь родителям понять поведение ребенка и их
собственное отношение к нему. В некоторых случаях эти консультации направлены на
помощь родителям, которые испытывают стресс, вызванный симптоматикой ребенка,
так как родители, находящиеся в стрессе не могут обеспечить ребенку адекватную
заботу. Консультации направлены и на изменение функционирования семейной
системы, т.к. изменение это в значительной степени способствует исчезновению
симптоматики у ребенка.
Проведение коррекционной работы предполагает использование таких форм работы,
как:
игротерапия,
психогимнастика,
занятия с элементами тренинга,
релаксация,
сказкотерапия,
арт-терапевтические методики.
Игры помогают создать у детей положительное эмоциональное настроение, повышают
мотивацию выполнять деятельность, обеспечивают возможность изучения или
повторения материала более вариативно.
Структура коррекционно-развивающего занятия предусматривает обязательное
чередование нескольких видов деятельности:
музыкально-ритмические упражнения,
графические задания,
дидактические игры,
проигрывание этюдов по ролям,
решение проблемных ситуаций.
Логопедическое сопровождение воспитанников
Задачами ДОО по оказанию логопедической помощи являются:
организация и проведение логопедической диагностики с целью
своевременного выявления и последующей коррекции речевых нарушений
воспитанников;
организация проведения логопедических занятий с воспитанниками с
выявленными нарушениями речи;
организация пропедевтической логопедической работы с воспитанниками по
предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи,
включая разработку конкретных рекомендаций воспитанникам, их родителям
(законным представителям), педагогическим работникам;
консультирование участников образовательных отношений по вопросам
организации и содержания логопедической работы с воспитанниками.
Логопедическая поддержка воспитанников состоит из трех этапов: диагностического,
коррекционно-развивающего, оценочно-контрольного.
Этапы логопедической поддержки воспитанников
Название этапа
Общая характеристика
Мероприятия
Диагностический
Учитель-логопед проводит
встречу с родителями и
индивидуальное
логопедическое
обследование ребенка –
отдельно или в составе
ППк
Входная и контрольная диагностика –
не менее двух раз в год
продолжительностью 15 календарных
дней каждая.
Возможна внеплановая диагностика,
если педагог выявил у ребенка
признаки нарушения устной или
письменной речи, подготовил
педагогическую характеристику
ребенка и обращение к учителюлогопеду.
В качестве примера диагностических
методик могут использоваться
перечни из приложения № 7 к письму
Минобрнауки от 23.05.2016 № ВК1074/07.
После диагностики учитель-логопед
формирует список детей, которые
нуждаются в логопедическом
сопровождении
Коррекционноразвивающий
Учитель-логопед работает Специалист объединяет в группы
с детьми индивидуально
детей одного возраста по принципу
или в группах
сходности структуры речевого
нарушения и особенностей развития,
руководствуясь положениями
распоряжения Минпросвещения
России от 06.08.2020 № Р-75.
На занятиях развиваются и
совершенствуются речевые и
неречевые процессы, проводится
профилактика и коррекция речевой
деятельности, развиваются различные
функции речи.
В работе используются упражнения и
игры, которые развивают речевое,
зрительное и слуховое внимание,
подвижность артикуляционного
аппарата и позволяют скорректировать
звуки.
Контрольнооценочный
Учитель-логопед
оценивает результаты
занятий, прогресс ребенка
Специалист отслеживает процесс
автоматизации звука в разговорной
речи, на занятиях, уроках, иных
мероприятиях.
Периодичность проведения логопедических занятий для воспитанников, имеющих
риск возникновения нарушений речи, выявленных по итогам логопедической
диагностики, определяется учителем-логопедом самостоятельно с учетом мнения
родителей воспитанников. Предельная наполняемость групп при проведении
групповых занятий с такими воспитанниками составляет 8 человек.
Ожидаемые результаты внедрения психолого-педагогического сопровождения
воспитанников
1. Психолого-педагогическое обеспечение преемственности содержания и форм
организации образовательного процесса на разных возрастных этапах.
2. Обеспечение учета специфики возрастного психофизического развития
воспитанников при реализации основной общеобразовательной программы
дошкольного образования.
3 Достижение необходимого уровня психолого-педагогической компетентности
педагогических и административных работников, родительской общественности.
4 Обеспечение дифференцированного и индивидуализированного обучения, в том
числе реализация индивидуальных образовательных траекторий и психологического
сопровождения образовательного процесса.
5. Функционирование системы мониторингов возможностей и способностей
воспитанников, выявления и поддержки одаренных детей, детей с особыми
образовательными потребностями.
6. Сформированность коммуникативных навыков воспитанников.
7. Вариативность уровней и форм психолого-педагогического сопровождения
участников образовательного процесса (профилактика, диагностика,
консультирование, коррекционная, развивающая работа, просвещение, экспертиза).