Согласованно:
Совет МБДОУ Детский сад №1
Протокол № 15 от 17.08.2025г.
Утверждено:
Заведующая МБДОУ
Детский сад №1
_______ Н.Н. Бурмистрова
Приказ № 25 от 17.08.2025г.
Индивидуальный образовательный маршрут с воспитанником
средне - старшей группы под руководством педагога-психолога
Пояснительная записка
Программа индивидуальной коррекционно-развивающей работы педагогапсихолога
с
воспитанником
ДОУ
ФИО
ребенка
__________________________________________________________________
года рождения, посещающим средне - старшую группу (далее – Программа)
составлена в соответствии с особыми образовательными потребностями
ребёнка и индивидуальными особенностями ребёнка, а также с учётом
рекомендаций ПМПК.
Основанием для составления Программы является заключение ПМПК № 11
от 26.03.2024г.
Цели и задачи программы
Цель: Формирование у ребёнка осознания своих эмоций и взаимоотношений
для гармоничного развития личности и эмоционального комфорта.
Задачи:
Способствовать самопознанию, помогать осознавать особенности и
предпочтения.
Развивать социальные навыки и чувство принадлежности к группе.
Помогать проживать и понимать эмоциональные состояния.
Учить выражать любовь к близким и интерес к семейной истории.
Воспитывать заботливое отношение к животным.
Формировать положительные черты характера и корректировать
нежелательные.
Развивать творческие способности через игровое общение.
Формы работы
Данная программа предусмотрена для работы с воспитанником от 4 - 5 лет в
рамках дошкольных образовательных учреждений.
Занятие с ребенком проводится 3 раза в неделю (2 занятия индивидуальные,
1 подгрупповое в одногрупниками), соблюдая двигательный режим.
Продолжительность занятия не должно превышать 15 минут. Каждая тема
может варьироваться в зависимости от интереса ребенка и результатов
наблюдений психолога.
Задания на развитие психических процессов (памяти, внимания,
воображения,
мышления),
а
также
на
развитие
волевой
и
психофизиологической сферы подобрано в соответствии с темами занятий.
Занятия проводятся в помещениях с соблюдением санитарно –
гигиенических норм и правил.
Принципы проведения занятий:
Принцип личностно – ориентированного подхода предлагает выбор и
построение материала исходя из индивидуальности ребенка, ориентируясь на
его потребности и потенциальные возможности.
Системность подачи материала; наглядность обучения; цикличность
построения занятия; доступность; проблемность; развивающий и
воспитательный характер учебного материала.
Каждое занятие содержит в себе следующие этапы.
Этапы:
1. Организационный этап- создание эмоционального настроя;
упражнения и игры с целью привлечения внимания ребенка;
2. Мотивационный этап - выяснения исходного уровня знания ребенка по
данной теме; сообщение темы занятия; появление персонажа;
3. Практический этап- подача новой информации на основе имеющихся
данных; Задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти,
мышления, воображения) и творческих способностей; отработка полученных
навыков на практике;
4. Рефлексивный этап- обобщение нового материала; подведение итогов
занятия.
Особенности психологического развития детей с ТНР
В психологическом плане дети с ТНР имеют характерные психологические
особенности и отличаются от нормально развивающихся детей. При этом
различия касаются практически всех психических проявлений.
Для этих детей характерны нарушения познавательной деятельности в
связи с незрелостью эмоционально-волевой сферы, понижением умственной
работоспособностью и недостаточностью отдельных психических функций.
У них отмечается слабость волевых установок, импульсивность,
двигательная
расторможенность,
эмоциональная
неустойчивость,
аффективная возбудимость или вялость, апатичность. Недостаточная
выраженность познавательных интересов сочетается у этих детей с
нарушением внимания, памяти, замедлением скорости приема и переработки
сенсорной информации, плохой координацией движений.
Такие психические процессы, как память и внимание, восприятие и
мышление у детей с ТНР также имеют свои особенности.
Психологические исследования указывают, что у детей с ТНР имеются
недостатки в развитии их непроизвольной памяти (дети с трудом
вспоминают и воспроизводят словесный материал, плохо запоминают
тексты, таблицы и т.п.).
Внимание у детей с ТНР характеризуется такими нарушениями, как: низкая
концентрация внимания, то есть неспособность ребенка сосредоточиться на
задании, деятельности, быстрая отвлекаемость; быстрая истощаемость и
утомляемость; узкий объем внимания, и низкий уровень его устойчивости.
Нарушение внимания у детей с ТНР отразилось на особенностях их
восприятия: недостаточная полнота и точность, замедленность восприятия и
переработки информации для полноценного восприятия (ребенок с ТНР не
обдумывает информацию, которую воспринимает («вижу, но не думаю».);
снижение активности восприятия (ребенок не пытается всмотреться,
материал воспринимается поверхностно) и т.д. Наиболее грубо нарушены
такие сложные формы восприятия, как зрительное восприятие и зрительномоторная координация.
Индивидуальные особенности контингента детей группы
Сведения о половом составе воспитанников и состоянии их здоровья.1
Пол
М
Группа здоровья
Ж
I
II
III
IV
Количество детей с низкой
или неадекватно завышенной
самооценкой
Всего
Количество детей с
несформированной
мотивацией
Наименование группы
Ф.И
Сведения о психологических особенностях воспитанников ДОУ
Наименование группы
Количество детей, имеющих
низкий уровень внимания
Количество детей, имеющих
низкий уровень развития
мышления
Количество детей, имеющих
низкий уровень развития
памяти
Кол-во детей, проявляющих
негативизм в общении
Кол-во детей, проявляющих
признаки СДВГ
Кол-во детей, проявляющих
признаки застенчивости
Кол-во детей, проявляющих
признаки тревожности
Кол-во детей, проявляющих
агрессивность,
конфликтность
Психологические особенности2
Ф.И
План индивидуальной работы
1
2
Заполняется на основе данных, полученных от воспитателя и/или медицинского работника.
Заполняется на основе анкетирования педагогов, наблюдения педагога-психолога и результатов диагностики готовности к школе.
Месяц
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Неделя
1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя
1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя
1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя
5-я неделя
1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя
1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя
1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя
1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя
1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя
Май
4-я неделя
1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя
Педагог – психолог:
№ занятия
Наименование темы
Количество
занятий
Первичная диагностика
Первичная диагностика
Занятие № 1
«Знакомство»
Занятие № 2
«Тайна моего имени»
Занятие № 3
«Автопортрет»
Занятие № 4
«Мой внутренний мир»
Занятие № 5
«Мой любимый сказочный
герой»
Занятие № 6
«Мы так похожи»
Занятие № 7
«Мы такие разные»
Занятие № 8
«Язык жестов и движений»
Занятие № 9
«Давайте жить дружно»
Занятие № 10
«Мальчики и девочки»
Занятие № 11
«Наши чувства»
Занятие № 12
«Радость»
Занятие № 13
«Радость»
Занятие № 14
«Интерес»
Занятие № 15
«Удивление»
Каникулы
Занятие № 16
«Удивление»
Занятие № 17
«Страх»
Занятие № 18
«Страх»
Занятие № 19
«Хозяин своего страха»
Занятие № 20
«Гнев»
Занятие № 21
«Гнев»
Занятие № 22
«Хозяин своего гнева»
Занятие № 23
«Грусть»
Занятие № 24
«Хозяин своей грусти»
Занятие № 25
«Стыд»
Занятие № 26
«Наши эмоции»
Занятие № 27
«Наши эмоции»
Занятие № 28
«Мой ласковый и нежный
зверь»
Занятие № 29
«Общение с животными.
Медведь.»
Занятие № 30
«С кем я живу»
Занятие № 31
«Правила домашнего этикета»
Занятие № 32
«Путешествие в сказку»
Занятие № 33
«Я знаю, я умею, я могу»
Итоговая диагностика
ИТОГО:
Сомова В.С.
Ф.И.О. родителя (законного представителя)__________ ______________
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
33