Положение по адаптационному периоду

Согласовано:
Совет МБДОУ Детский сад №1
Протокол №15 от 29.08.2023

Утверждено:
Заведующая
МБДОУ Детский сад №1
__________Н.Н. Бурмистрова
Приказ №25 от 29.08.2023 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
Об адаптационном периоде воспитанников
в МБДОУ Детский сад №1
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом
«Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273- ФЗ, Приказ
Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. N 373 "Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам
дошкольного образования", другими законодательными актами Министерства
образования Российской Федерации, в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования
(приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155) и
нормативными документами МБДОУ Детский сад № 1 пгт Кесова Гора.
1.2. Настоящее Положение регулирует процесс адаптации ребёнка в
муниципальном бюджетном дошкольное образовательном учреждении Детский
сад №1пгт Кесова Гора (далее-ДОУ)






1.3. Адаптация – процесс активного приспособления ребёнка к условиям
социальной среды ДОУ.
1.4. Задачи адаптационного периода:
построение конструктивного сотрудничества между воспитанниками,
родителями (лицами, их заменяющими) и педагогами;
соблюдение единых требований к режиму дня в семье и детском саду;
создание эмоционального комфорта для каждого воспитанника в группе;
осуществление индивидуального подхода к воспитанникам.
1.5. Срок данного положения не ограничен. Положение действует до принятия
нового.
2. Схема адаптации ребенка к условиям ДОУ
2.1. Первичный прием детей в ДОУ осуществляют заведующий, медицинский
работник, воспитатель группы. При приеме воспитанника уточняются сведения
по анамнезу жизни, состоянию здоровья, особенностям воспитания и поведения
ребенка.

Адаптация проходит в зависимости от индивидуальных особенностей и
поведения ребёнка по следующей схеме:
- первая неделя пребывания – 2-3 часа в день (в зависимости от степени тяжести
процесса адаптации данная схема может быть продлена);
- вторая неделя – ребенок находится в ДОУ до дневного сна;
- с третьей недели ребенка начинают оставлять на дневной сон и забирают сразу
после сна. Далее ребенка оставляют в ДОУ на целый день.
Данная схема корректируется воспитателем и заведующей в зависимости от
течения адаптации ребенка, его возможной болезни в период адаптации, которая
увеличивает длительность протекания адаптации.
2.2. Приём воспитанников в группу во время адаптационного периода
осуществляется с интервалом в три дня.
3. Организация деятельности педагога-психолога в адаптационный период
3.1. Воспитатель осуществляет диагностику возможных уровней адаптации
ребёнка и составляет прогноз вероятной степени адаптации.
3.2. Совместно с заведующим воспитатель вводит ребёнка в график зачисления
воспитанников ДОУ.
3.3. Воспитатель проводит беседы, консультации для родителей (законных
представителей) и педагогов по проблеме адаптации и преодолению трудностей
адаптации.
3.4. Заведующий координирует деятельность воспитателей и родителей
(законных представителей) в адаптационный период.
3.5. Совместно с медицинским работником, воспитателем определяет окончание
процесса адаптации у каждого воспитанника.
4. Организация деятельности воспитателей в адаптационный период
4.1. Собрание родителей (законных представителей) вновь поступающих
воспитанников проводится до поступления ребёнка в детский сад. На собрании
заведующий ДОУ, педагогические работники знакомят родителей (законных
представителей) с характерными особенностями адаптационного периода,
режимом дня в той возрастной группе, в которую поступает ребенок.
4.2. Воспитатель фиксирует наблюдения за поведением каждого воспитанника в
листе адаптации.
4.3. Воспитатель организует воспитательно-образовательную работу в группе,
сохраняя привычные для ребенка способы кормления (докармливания),
укладывания спать (при помощи посторонних предметов: игрушки, бутылочка,
соска), тактильном воздействии (покачивании, поглаживании).
4.4. В период адаптации воспитатель обеспечивает ребенку:
- тепловой комфорт;
- питьевой режим;
- оптимальную двигательную активность;
- контроль состояния носоглотки;
- эмоциональный комфорт (использование функциональной музыки – при
укладывании спать, подъеме и других режимных моментах, рисовании).
4.5. Воспитатель оформляет наглядную информацию, индивидуальные памятки
для родителей (законных представителей) по теме: «Особенности
адаптационного периода».

5. Обязанности родителей в адаптационный период
5.1. Родители (законных представителей) соблюдают в семье режим дня,
соответствующий режиму дня детского сада.
5.2. В период адаптации родители (законных представителей) строго
соблюдают схему посещения ребенком ДОУ, разработанную воспитателем , не
допуская пропусков без уважительных причин.
5.3. Все дальнейшие вопросы, касающиеся оказания ДОУ воспитанникам
образовательных услуг, а также осуществления присмотра и ухода за
воспитанниками, регулируются договором об образовании по образовательной
программе дошкольного образования, заключенным между МБДОУ Детский
сад №1 и родителями (законных представителей) при приеме в детский сад.
5.4. В период адаптации родители (законные представители) соблюдают
следующие правила посещения ДОУ:
· дети с лёгкой степенью адаптации – с 08:15ч. до 12:00ч. в течение 5-7 дней,
оставлять на дневной сон со 2-й недели посещения детского сада;
· дети с адаптацией средней тяжести – с 08:15ч. до 10:00ч. в течении 7- 10
дней,оставлять на дневной сон на 3-й неделе посещения детского сада;
· дети с тяжёлой степенью адаптации с 08:15ч. до 09:30ч. или в течение 15 дней,
оставлять на дневной сон на 4-й неделе посещения детского сада;
· в первую неделю, когда ребёнка начинают оставлять на дневной сон,
родители (законные представители) приходят не позже 16:00ч.
приложение 1
Лист адаптации
Фамилия, имя, ребенка_______________________________________________
Дата рождения______________________________________________________
Дата поступление в дошкольное учреждение____________________________
Дни
наблюдени
я (дата)

Эмоциональн
ое состояние

Социальны
е контакты
ребенка

Сон
ребенк
а

Аппети
т
ребенк
а

Индивидуальн
ые особенности
ребенка

Назначени
я врача

1…..20
Вывод:

Приложение 2
Адаптация
Определение поведенческой реакции в соответствии с оценкой факторов
адаптации.
Поведенческие реакции ребенка
1. Эмоциональное состояние ребенка
Весел, жизнерадостен, подвижен, активен
Улыбается, настроение хорошее, спокоен
Иногда задумчив, замкнут, иногда улыбается
Легкая плаксивость, хныканье, но быстро успокаивается
Плачет за компанию; плач приступообразный, плачет длительно
Сильный плач; подавленное настроение
2. Социальные контакты ребенка

Балл
+3
+2
+1
-1
-2
-3

Охотно играет с детьми и обращается со взрослыми
Хорошо общается с взрослыми, но неохотно играет с детьми. Больше время
наблюдает за ними.
Безразличен к играм детей, но хорошо идет на контакт со взрослыми
Невесел, плохо идет на контакт со взрослыми и детьми.
Проявляет тревогу, не находит себе занятия. С нежеланием общается со
взрослыми.
Недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть
3. Сон ребенка
Сон спокойный, глубокий, засыпает быстро
Засыпает с хныканьем, но спит долго, спокойно
Засыпает не скоро, спит спокойно, но недолго
Засыпает с хныканьем, тревожен во сне
Засыпает с плачем, спит тревожно, сон короткий тревожный
Отсутствие сна, плач
4. Аппетит ребенка
Очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием
Нормальный аппетит, ест до насыщения
Аппетит выборочный, но ребенок наедается
Отвергает некоторые блюда, капризничает
Приходится следить за тем, чтобы ел, ест долго, неохотно
Отвращение к еде, кормление мучительно
Адаптация

Сроки (А)

Поведенческие
реакции (баллы)

Легкая

До 5 дней - 1 нед.

+12…+8

Средняя

До 15 дней – 3 нед.

+7…0

Усложненная

До 25 дней – 5 нед.

-1…-7

Дезадаптация

Более 5 недель

-8…-12

Первые признаки того, что ребенок адаптировался:
- хороший аппетит;
- спокойный сон;
- охотное общение с другими детьми;
- адекватная реакция на любое предложение воспитателя;
- нормальное эмоциональное состояние.

+3
+2
+1
-1
-2
-3
+3
+2
+1
-1
-2
-3
+3
+2
+1
-1
-2
-3

Поведенческие
реакции (критерии)
(П)
А-1 и П-1
А-1 и П-2 (высокий)
А-1 и П-3
А-2 и П-2 (средний)
А-2 и П-4
А-3 и П-3 сложный
А-3 и П -4
А-4
и
П-4
дезадаптация


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».