проекта по дисциплине организация психологической работы в ДОО

Согласованно:
Совет МБДОУ Детский сад №1
Протокол № 3 от 10.06.2024г.

Утверждено:
Заведующая МБДОУ
Детский сад №1
_______ Н.Н. Бурмистрова
Приказ № 12 от 10.06.2024г.

проект
Тема: «Организация психологической работы в дошкольной
образовательной организации по направлению социально – психологическое
сопровождение детей с РАС».

Выполнила старший воспитатель, педагог - психолог
Высшей квалификационной категории:
Сомова В.С.

2024год
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
1. Исследование методической литературы,статьи и публикации работы с
детьми РАС……………………………………………………………..6
1.1. Методы и подходы, успешно применённые работы с детьми РАС..14
2. Обзор

методов

и

подходов,

используемых

специалистами

занимающихся детьми РАС в группах ДОО………………………….20
2.1 Анализ полученных данных на основе социально-психологический
тренинга и выделение общих факторов………………………………26
3. Рекомендации и практическая реализация по использованию внедрения
эффективных методов работы с детьми РАС в группах ДОО по
социально - психологическому сопровождению. …………………..31
Вывод……………………………………………………………………….41
Литература …………………………………………………………………43

Введение

Среди

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья

выделяется значительная группа детей, у которых на первый план выходят
расстройства в эмоционально-волевой сфере.
Основная особенность этих детей — нарушение или задержка в развитии
высших

социализированных

форм

поведения,

предполагающих

взаимодействие с другим человеком.
Это дети с расстройством аутистического спектра (РАС). Они составляют
основную массу детей, имеющих наиболее тяжелые, требующие специальной
психолого-педагогической, а иногда и медицинской помощи нарушения в
социально-личностном развитии.
Дети с расстройством аутистического спектра часто испытывают сложности
в общении и взаимодействии с окружающими. Они могут проявлять
ограниченные
сопротивление

интересы,
к

повторяющиеся

изменениям.

Эти

поведенческие
дети

часто

образцы

и

нуждаются

в

структурированной и поддерживающей среде, чтобы развивать навыки
социализации и улучшать свою эмоционально-волевую сферу. Однако,
важно отметить, что каждый ребенок с расстройством аутистического
спектра уникален, и подход к их образованию и поддержке должен быть
индивидуальным. Важно создать инклюзивную образовательную среду, где
дети с РАС могут развиваться в соответствии со своими потребностями и
способностями.
Актуальность темы заключается, в том что специальные психологопедагогические программы и методики по сопровождению детей с РАС
могут

помочь

развивать

социальные

навыки,

самостоятельность

и

адаптивность. Однако, главное в поддержке детей с РАС - это понимание и

терпимость со стороны общества. Все дети, независимо от своих
особенностей, имеют право на доступное образование и возможности для
полноценной жизни.
Цели и задачи проекта:
Тип проекта: Психолого – педагогический
Участники: Проект ориентирован на детей 3-7 лет

с расстройством

аутистического спектра. Работа над проектом предусматривает всех
участников образовательного процесса в ДОО: педагога – психолога;
воспитателей; воспитанников и х родителей (законных представителей)
Цель:выявление факторов, которые определяют эффективные методы
работы с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС) в процессе
их сопровождения в группах дошкольной образовательной организации
(ДОО).
задачи:
1. Провести наблюдение за работойспециалистов, работающих с детьми
РАС в группах ДОО и анализировать хода наблюдений;
2. Повышать

уровень

психолого–педагогической

компетентности

педагогов ДОО;
3. Создать психологически комфортную среду для всех участников
образовательного процесса с детьми РАС
4. Внедрить рекомендации по организации образовательного процесса на
основе полученных результатов
Основные формы и этапы:
1.

Познакомится

с

существующими

исследованиями,

статьями

и

публикациями, касающимися работы с детьми РАС в группах ДОО. Изучить
методы и подходы, которые уже были успешно применены в этой области.

2. Организация наблюдения за работой педагогов и специалистов,
занимающихся детьми РАС в группах ДОО. Обзор методов и подходов
используемых, в каких ситуациях они применяются и с каким результатом.
3.

Проведениесоциально-психологический

тренинга

с

педагогами,

специалистами и родителями, работающими с детьми РАС в группах ДОО
(опыт и наблюдение, какие методы и подходы они считают наиболее
эффективными, и какие факторы они считают важными при работе с этими
детьми).
4. Анализ полученных данных и выделение общих факторов, которые влияют
на эффективность методов работы с детьми РАС в группах ДОО. Это могут
быть факторы, связанные с организацией пространства, коммуникацией,
адаптацией учебных материалов и другими аспектами.
5. На основе полученных результатов разработать рекомендации по
использованию эффективных методов работы с детьми РАС в группах ДОО.
Указывая на необходимость обеспечения определенных условий, обучения
педагогов и специалистов, и другие действия, которые могут улучшить
адаптацию детей РАС в группах ДОО.
6. Практическая реализация внедрения рекомендаций в работе с детьми РАС
в группах ДОО. Разработать план действий, которые будут основаны на
полученных результатах и поможет педагогам и специалистам эффективно
работать детьми.
7. Оценка результатов эффективности внедрения рекомендаций. Сравнение
полученные результаты с предыдущими данными и оцените, насколько
успешно были применены новые методы работы с детьми РАС в группах
ДОО.
Ожидаемый результат: Достижение результатов путем систематического
исследования, анализа данных и разработки рекомендаций на основе
полученных результатов.

1. Исследование методической литературы, статьи и публикации
работы с детьми РАС.

В настоящее время происходят существенные изменения в педагогической
теории и практике. В системе общего и специального образования
происходит смена образовательной парадигмы, а именно, содержание
образования обогащается акцентом на индивидуализацию образовательных
программ для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, в
соответствии с их индивидуальными образовательными потребностями и
психофизиологическими возможностями.
Среди детей с ограниченными возможностями здоровья, т.е. тех, кто имеет
различные отклонения в психическом и социально-личностном развитии,
нуждающихся

в

специальной

психолого–педагогической

помощи,

выделяются дети, у которых на первый план выступают расстройства в
эмоционально-волевой сфере (дети с расстройством аутистического спектра).
Что такое аутизм?
Аутизм —

расстройство,

возникающее

вследствие

нарушения

развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним
дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными
интересами

и

повторяющимися

действиями.

Термин

«аутизм»

(от

греческого autos – сам) означает «оторванность ассоциаций от данных опыта,
игнорирование действительных отношений».
То есть ребенок - аутист находится как бы сам в себе, он отгорожен от
окружающего мира стеной, оторван от реальности и не может адекватно на
нее реагировать. Отсюда и расстройства речи, моторики, стереотипность
деятельности и поведения, приводящие
дезадаптации.

таких детей к социальной

(В.В.Лебединский, О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М.Либлинг)
... — во-первых, экстремальное одиночество ребенка, нарушение его
эмоциональной связи даже с самыми близкими людьми;
во-вторых, крайняя стереотипность в поведении, проявляющаяся и как
консерватизм в отношениях с миром, страх изменений в нем, и как обилие
однотипных аффективных действий, влечений интересов;
в-третьих, особое речевое и интеллектуальное недоразвитие, не связанное,
как правило, с первичной недостаточностью этих функций особый,
чрезвычайно характерный тип психическогодизонтогенеза.
Распространенность
Аутизм часто называют главной загадкой третьего тысячелетия. На
сегодняшний день в мире зарегистрировано 67 миллионов человек,
страдающих аутизмом. Еще 30 лет назад 1-2 случая аутизма приходились на
10 тысяч человек, сейчас – 1 на 68 человек. Аутизм называют болезнью 21
Века.
На сегодняшний день статистика аутизма в России не ведется. Поэтому
достоверных данных о том, сколько людей страдает этим заболеванием – нет.
Предположительно в России аутизмом болен один человек из тысячи. Но,
поскольку официальные подсчеты не ведутся, то эта цифра может отличаться
от реальной картины.
Причины, по которым нет объективных данных о количестве аутистов:
- отсутствие хороших психиатров, которые умеют ставить правильные
диагнозы;
- нежелание россиян обращаться к врачам;

- несерьезное отношение к расстройствам нервной системы.
К тому же детям с «легкой» формой расстройства не ставят диагноз аутизм,
их просто считают странными и не оказывают никакой помощи. Взрослых
аутистов признают недееспособными и включают в разряд шизофреников.
Классификация по шкале МКБ 10.
детский аутизм (F84.0)
(аутистическое расстройство, инфантильный аутизм, инфантильный психоз,
синдром Каннера);
атипичный аутизм (с началом после 3 лет) (F84.1);
синдром Ретта (F84.2);
синдром Аспергера - аутистическая психопатия (F84.5);
Не существует «типичного аутиста». У людей наблюдается множество
различных проявлений аутизма, от легких до тяжелых
Классификации РДА, предложенной в 1985г С.С. Никольской, детей с РДА
можно разделить на 4 группы:
Дети с полной отрешённостью от окружающего мира, полным отсутствием
потребности в контакте, полевым поведением, мутизмом, отсутствием
навыков самообслуживания.
Дети, с активным отвержением окружающего мира, с преобладанием
многочисленных стереотипий.
Дети, с преобладанием сверхценных интересов, фантазий, повышением
влечений.

Дети, с чрезвычайной ранимостью, тормозимостью в контактах, робостью,
поиском защиты у близких людей, стремлением к выработке социально
положительных стереотипах поведения.
Аутизм условно делят на четыре группы. Первая — самая тяжелая. Дверь в
мир, в котором живут эти люди, плотно закрыта, да еще приперта с
внутренней стороны чем-то невыносимо тяжелым. Открыть ее невозможно.
С такими детьми можно заниматься год, два, три. Изменений не будет. Они
так и останутся полностью неприспособленными к жизни, и в 10 лет им
поставят диагноз шизофрения (а может, какой-нибудь еще) со всеми
вытекающими отсюда последствиями. В России взрослых аутистов нет. Это
первое отличие нашей страны от развитых стран Европы и Америки. И,
конечно, далеко не последнее.
Вторая группа — аутисты, у которых наблюдаются некоторые проблески
сознания. Их можно хоть чем-то заинтересовать, хоть на минуту выманить за
дверь собственного мира. Он может, если, конечно, захочет, поиграть в мяч с
дефектологом, самостоятельно держать ложку, раздеваться. Его интересует
конструктор «Лего», кубики, доска Сигена (доска с углублениями, в которые
нужно

вставлять

резиновые

цифры).

Все

это

хорошие

симптомы,

означающие, что, если с таким ребенком работать, он, возможно, перейдет в
3-ю группу и даже в 4-ю. Тем более что такие примеры есть.
Аутисты 3-4-й групп интересны еще и потому, что именно они, как правило,
проявляют способности, которые потом эксплуатируют в своих фильмах
голливудские продюсеры.
РэймондБэб-бит («Человек дождя») знал наизусть телефонный справочник и
мог в уме вычислять квадратный корень любого четырехзначного числа.
Маленький Саймон (‘Восход Меркурия») с первого раза расколол код
секретной системы ФБР. И это отнюдь не преувеличение. Судя по
американской статистике (в России она просто не ведется), 10%

аутистовобладают выдающимися способностями, в то время как среди
обычных людей этот показатель меньше 1%. Никакого внятного объяснения
этот феномен, понятное дело, не имеет. Никто не знает, почему одни аутисты
запросто решают сложнейшие математические задачи, в мельчайших
подробностях копируют Рембрандта и могут с первого раза по памяти
воспроизвести фугу Баха, а другие (согласно статистике, около 50%) по
развитию ничем не отличаются от олигофренов.
Категория детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы крайне
неоднородна. Поэтому
воспитательной

дети

с

РАС

индивидуальной

нуждаются

деятельности,

в

коррекционно-

которая

позволяет

сформировать базовые навыки:
- развитие ощущений и восприятия, зрительно-моторной координации
- развитие навыков самообслуживания
- развитие речи и коммуникативных склонностей.
Основные этапы и направления коррекционно-развивающей работы с
детьми с РАС.
В диагностический период специалисты проводят следующую работу: идет
сбор данных об особенностях психофизического развития ребенка (смотрим
медицинскую карту развития, ИПРА, заключение ЦПМПК; проводится
первичная консультация с родителями. Родителям предлагается заполнить
анкету, в которую включены вопросы об особенностях общения в семье,
уточняем эмоциональную реакцию на других детей или взрослых, как
родители поощряют или по необходимости наказывают, понимает ли
ребенок инструкции, идущие от родителей; уточняется время нахождения
ребенка в ДОУ.
Адаптационный этап.

Адаптация к условиям детского сада является крайне важным и часто
непростым этапом для детей с РАС. Надо отметить, что длительность
адаптационного периода с момента начала посещения ДОУ в среднем 2
месяца и больше. Проблема в том, что сейчас дети с ОВЗ в детский сад
приходят в течение всего года в уже сформировавшийся детский коллектив.
Адаптация у таких детей затруднена, прежде всего, из-за нарушений
коммуникации и социализации, а также в связи с наличием дезадаптивных
форм

поведения,

к

которым

относятся:

агрессия,

аутоагрессия,

самостимуляция, импульсивность, полевое поведение и другие особенности
поведения, препятствующие адаптации.
На этом этапе я часто захожу в группу к детям, наблюдаю за их играми,
общением, даю рекомендации педагогом группы. А также прошу их
придерживаться следующих установок: доброжелательное, оптимистичное,
терпимое отношение к детям, но в то же время надо быть требовательными в
процессе обучения и повседневной жизни. Нельзя позволять ребенку
управлять собой. Надо помогать аутичному ребенку налаживать контакт с
другими детьми: стараться вовлекать в общие игры, предотвращать
возможные агрессивные и неадекватные действия. При этом важно не просто
пресекать недопустимые поведенческие проявления, а обучать ребенка более
«правильным»,

социально-приемлемым

способам

взаимодействия

со

сверстниками
После проведения диагностического и адаптационного этапов наступает
время активирующего
проведенной

этапа, во

диагностики,

время

педагоги

которого

проводят

по

обобщение

завершению
и

анализ

результатов. Затем, на заседании психолого-педагогического консилиума,
дается оценка состояния ребенка, уровня его развития, запаса знаний,
поведенческих навыков. Диагностика служит основой для разработки
индивидуальной образовательной программы ребенка.

Формирующий

и

корригирующий

этапы являются

основными

в

коррекционной работе. Главным принципом работы с данной категорией
детей является положение о том, что ребенка-аутиста нужно учить всему,
само ничего не получится и просто так не появится.
Так как основной целью коррекционной работы является развитие умений
социального взаимодействия.
1 период —1 период — установление контакта. Первое взаимодействие с
ребенком может длиться очень недолго, буквально 3 секунды. Но постепенно
время активного контакта я увеличиваю, предлагая ему сенсорные стимулы
(мыльные пузыри, вращающиеся предметы — волчки, колесики, заводные и
музыкальные игрушки), игры с мячом или конструктор. Учитываю личные
предпочтения ребенка, доступность игры для него и пользу, и цель, которые
планирую достичь при помощи игровых действий.
Любые задания предлагаю в наглядной и игровой форме, объяснения
простые, повторяющиеся по несколько раз. Речевые задания произношу
голосом разной громкости, с обращением внимания на тональность. Занятия
носят ритуальный характер. Проводятся 2-4 раза в неделю. Длительность
занятий варьируется (от 15 до 30 минут).
2 период — формирование навыков учебного поведения. Ведущей задачей
является общая организация поведения ребенка: формирование установки на
выполнение

задания,

выработка

усидчивости,

удержания

внимания,

привыкание к ситуации обучения. Я соблюдаю принцип постепенности и
дозирования подачи нового материала, так как дети с РАС негативно
воспринимают все незнакомое.
Включаю игры с ритмичным стуком (барабан, палочки, музыкальные
тарелочки и др.), раскачивание на качелях, лазание по шведской стенке,
кружение на вращающемся тренажере; игры на развитие мелкой моторики

(нанизывание бусин на стержень, проволоку, шнурок; различные обводки,
шнуровки и др.), которые помогают улучшить контакт, увеличить спектр
чувственных ощущений, улучшить моторные навыки.
Инструкции и задания во время образовательной деятельности формулирую
четко и кратко. Подкрепляю желаемое поведение ребенка с помощью
значимых для него стимулов и похвалы.
3 период — развитие познавательной сферы. На данном этапе решаю задачи
интеллектуального развития ребенка. В коррекционной работе с ребенком с
РАС положительная динамика наблюдается тогда, когда ему все меньше
требуется развернутая помощь взрослого. Если в начале работы я
сопровождаю все свои действия эмоциональными комментариями (даже если
ребенок никак не реагирует на происходящее), то через некоторое время
ребенок включается в совместные действия со мной.
Таким образом, используя, в коррекционно-развивающей работе с детьми с
РАС различные игры, я расширяю опыт использования ребенком игрушек и
игр, помогаю поддерживать эмоциональный контакт с другими детьми,
формируя устойчивую совместную деятельность, а также стимулирую
развитие

его

личности,

способствую

формированию

его

речевых,

коммуникативных и социальных навыков.
При планировании работы с семьей учитываю такие факторы, как её состав,
образование, возраст родителей, материальные и бытовые условия жизни.
Все эти факторы влияют на педагогическую функцию семьи. Ведь каждая
семья – это малая социальная группа. Родителям требуется систематическая
и квалифицированная помощь, поддержка. Поэтому с родителями обсуждаем
положительные моменты. Если что-то не получается, то проговариваем или
проигрываем вместе ситуации. Родители должны иметь реалистичное
представление о возможностях и способностях своего ребенка. Необходимо
научить родителей приемам и методам воспитания и развития ребенка с ОВЗ.

Подводя итоги, можно сказать, что, несмотря на все трудности и
препятствия, которые неминуемо встретятся на пути ребенка-аутиста к миру,
можно сказать - "дорогу осилит идущий".
Образование детей с расстройствами аутистического спектра возможно
только с учетом их особых образовательных потребностей. Особые
образовательные потребности детей обуславливают необходимость создания
специальных

образовательных

первоначального

перечня

представленного

в

условий.

особых

На

основе

существующего

образовательных

примерной

потребностей,

адаптированной

основной

общеобразовательной программе для обучающихся с расстройствами
аутистического спектра, и с учетом современных научных данных об
особенностях их развития выделен структурированный перечень 4-х групп
особых образовательных потребностей. Первая группа образовательных
потребностей связана с особой организацией образовательного процесса,
вторая группа — с адаптацией содержания образовательной программы,
третья — с адаптацией способов подачи учебного материала, четвертая
группа — с преодолением трудностей в развитии, социализации и адаптации.

1.1.

Методы и подходы, успешно применённые работы с детьми
РАС.

Спектр проявлений аутистических расстройств широк и уникален в каждом
конкретном

случае.

Знание

всех

особенностей

малыша

позволяет

специалисту составить его поведенческий профиль, который поможет
подобрать приемы, методы коррекции и обучения, облегчит адаптацию
особого ребенка к окружающему его миру.

Карточки PECS
Дети с расстройствами аутистического спектра неразговорчивы – они не
могут рассказать, что их беспокоит, что им нужно или что мешает. Это
серьезно затрудняет коммуникации с незнакомыми людьми. Сталкиваясь с
непониманием, аутисты напрягаются, нервничают, начинают истерить, могут
случаться вспышки агрессии. Научить невербального ребенка общаться с
другими людьми помогают карточки PECS.
Систему альтернативной коммуникации при помощи карточек PECS
(PictureExchangeCommunicationSystem – коммуникационная система обмена
изображениями) разработал в конце 1980-х годов доктор Эндрю Бонди.
Используя карточки с изображениями, ребенок овладевает элементарными
навыками общения – он может сообщить о чем-то, попросить что-то, что не
получается выразить словами, запоминает, как называются окружающие его
предметы, какие слова используются для обозначения определенных
действий, начинает понимать просьбы, обращенные к нему.
Работа с карточками строится в 6 этапов:
1. Малыш учится передавать «коммуникативному партнеру» карточку, чтобы
взамен получить желаемый предмет. «Фея» направляет ребенка, но не
мешает ему проявлять инициативу.
2. Маршрут к достижению цели – получению желаемого предмета –
усложняется:

ребенок

должен

встать,

взять

карточку,

дойти

до

коммуникативного партнера и «обменять» изображение на предмет.
3. Малыш понял – карточки влияют на окружающих. Теперь он должен
научиться делать выбор – сначала между тем, что он хочет получить и что не
хочет (конфета или шапка), затем – между двумя предметами одной
категории (например, конфета и яблоко).

4. Ребенок учится строить «предложения», например, «Я хочу конфету». Для
этого ему нужно прикрепить на полоску со скотчем или липучкой
соответствующие картинки, а потом обменять эту полоску на желаемый
предмет. Затем «словарный» запас ученика обогащается: в нем появляются
определения – прилагательные, которые обозначают цвета, форму или размер
предмета, части тела. «Фразы» удлиняются до 3-4 символов.
5. После того, как ребенок научился «объяснять» при помощи картинок, что он
хочет, пришло время освоить и реакции на вопрос «Что ты хочешь?».
6. Задача – научиться комментировать происходящее, сначала отвечая на
вопрос «Что ты видишь?», затем спонтанно. В итоге малыш умеет
формулировать фразы «Я хочу», «Я вижу» и отвечать на вопросы «Что ты
хочешь?», «Что ты видишь?», а главное – различать их. Правильное
выполнение подкрепляется похвалой.
Так муравьиными шажками, постепенно малыш-аутист учится общаться с
окружающими. Картинки помогают ему получать и давать обратную связь
без слов.
Плюсы этого метода: карточки помогают быстрее освоить базовые навыки
коммуникации, научить ребенка с РАС проявлять инициативу, спонтанно
произносить слова, сделать более доступным для него общение с другими
людьми.
Сенсорная интеграция
У аутистов нарушены функции сенсорной системы, им тяжело воспринимать
информацию, повышен или понижен порог чувствительности к внешним
раздражителям. Получается, что органы чувств у них как будто отключены –
мозг просто не воспринимает и не умеет обрабатывать информацию,
которую они передают. Метод сенсорной интеграции помогает это
скорректировать. Со стороны такие занятия больше напоминают игру,
например:



Обвести карандашом или пальцем свою ладошку, другие части тела.



Следить взглядом за передвижением предметов или за лучом фонарика.



Отгадать, какую букву мама «написала» на спине, животе или ладошке.



Сжимать резиновые груши.



Кататься на больших мячах.



Копировать фигуры.



Рисовать пальчиками.
Эти простейшие упражнения учат мозг правильно реагировать на внешние
раздражители. ЦНС в свою очередь приобретает способность интегрировать
сенсорные ощущения, что влияет на развитие речи, координацию движений,
внимание. Такие «тренировки» особенно важны в тех случаях, когда
расстройство аутистического спектра выявлено до 3 лет.
Иппотерапия
Благотворно

влияет

на

состояние

аутистов

общение

с

лошадьми.

Иппотерапия стимулирует развитие психомоторной сферы – улучшает
координацию движений, чувство равновесия. Близость животных вызывает у
детей положительные эмоции, а катание верхом учит подстраивать тело под
их движения, чтобы удержаться. Упражнения выполняются без седла, что
обеспечивает тесный контакт детей с лошадьми. Животные согревают
маленьких наездников теплом своего тела, снимают таким образом
физическое напряжение, ослабляют самозащиту – делают «тоньше» броню,
которой

малыш

защищается

от

окружающего

мира.

Снижается

и

психоэмоциональное напряжение, дети становятся более восприимчивыми к
получению информации – самое время для общения с ними при помощи
жестов или для простейшего диалога.

Холдинг-терапия
Название метода образовано от английского слова «hold» – держать. Его
автор – руководитель Материнского центра в Нью-Йорке, доктор Марта
Велш. Холдинг-терапию еще называют «терапией на коленках» и применяют
для коррекции аутизма, синдрома гиперактивности, психопатии и других
эмоциональных расстройств.
Цель метода – попытаться воссоздать физическую связь между матерью и
ребенком-аутистом, которому, как мы помним, неприятны прикосновения,
любые внешние раздражители.
Суть в следующем: мама садится на стул, берет ребенка на руки, сажает его
себе на колени, чтобы ножки свисали по сторонам. Важно преодолеть
сопротивление малыша, попытки вырваться из объятий, удерживать его
лицом к лицу, наладить эмоциональный контакт, добиться восстановления
телесного контакта. Во время такого сеанса мама разговаривает с ребенком,
успокаивает его, чтобы неприятие, отторжение сошло на нет. Поначалу
малыш испытывает дискомфорт, постепенно состояние беззащитности
сменяется чувством защищенности, ребенку становится комфортно и
спокойно. Таким образом практически насильно формируется привязанность
к матери, которая присуща и жизненно необходима детям младенческого и
раннего возраста.
У метода есть противопоказания: тяжелые соматические заболевания у
ребенка или родителей (ДЦП, эпилепсия), невозможность участия отца,
неприятие малыша родителями.
АВА-терапия, или Прикладной анализ поведения
Впервые поведенческий анализ для работы с детьми-аутистами использовал
в 1963 году доктор Ивар Ловаас и его коллеги из Калифорнийского
университета. Основная идея метода состоит в том, что любое поведение

ребенка влечет определенные последствия. В зависимости от того, нравятся
эти последствия малышу или нет, он продолжит свои действия или прекратит
их.
В чем же суть метода? Каждый сложный навык – творческая игра, речь,
установление контактов, умение смотреть в глаза – разбивается на маленькие
шаги или действия. Каждое из этих действий осваиваются ребенком по
отдельности, а затем, все собирается в одну цепочку – последовательность,
которая и представляет собой сложное действие.
Тренировкой полностью руководит взрослый: достаточно жестко управляет
деятельностью аутиста, прекращает нежелательные действия и поощряет
правильные. Работа над навыком завершается, только когда ребенок
безошибочно выполняет действие в 80% ситуаций.
План развития по методике АВА готовится для каждого малыша
индивидуально – в зависимости от его особенностей. Одновременно ребенок
осваивает не более двух-трех навыков, не связанных между собой.
Постепенно задачи усложняются, копилка навыков пополняется новыми –
бытовыми, коммуникативными, познавательными, социальными. Итогом
поведенческой терапии становится овладение ребенком инструментами для
самостоятельного познания мира.

2.Обзор методов и подходов, используемых специалистами
занимающихся детьми РАС в группах ДОО

Одной из актуальных проблем системы образования на сегодняшний день
является организация образовательного процесса с детьми с расстройством
аутистического спектра, в котором на первый план выходит согласованное
взаимодействие
логопеда,

всех

его

участников:

педагога-психолога,

учителя-дефектолога,

воспитателя,

тьютора,

учителя-

музыкального

работника, инструктора по физической культуре и родителей. Единый
подход к коррекции с опорой на сильные стороны актуального развития
ребёнка, определение доступных задач в соответствии с зоной его
ближайшего, преемственность в требованиях, содержании и методах
коррекционной работы позволяет компенсировать или максимально смягчить
нарушения в развитии детей.
С целью преодоления нарушений у детей с РАС в разновозрастной группе
компенсирующей направленности организация деятельности специалистов
строится с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с
этапом обучения и функциональным уровнем развития ребенка. И
предполагает целостное «видение» модели организации образовательной
работы всеми специалистами дошкольной организации и тесного командного
взаимодействия. Взаимодействие специалистов начинается на первом этапе
психолого-педагогической

диагностики.

Специалисты

индивидуально

обследуют детей на занятиях и в других видах деятельности (в процессе
режимных моментов, в свободной деятельности, на прогулке). Затем на
психолого-педагогическом

консилиуме

результаты

обсуждают

и

анализируют, намечают пути коррекции и разрабатывают индивидуальные
коррекционно-образовательные маршруты (далее ИКОМ). В них отражаются
основные направления работы, ее задачи и содержание, тем самым
обеспечивается индивидуализация образовательного процесса и возможность

выработать конкретный план действий каждому специалисту, за которым
закрепляется определенная образовательная область. Выбор оптимального
для каждого ребенка коррекционного подхода индивидуален и не всегда
может быть однозначным.
Каждый специалист знает содержание не только своей образовательной
области, по которой он непосредственно ведет занятия, но и видит задачи
других, что обеспечивает необходимую повторяемость и закрепление
материала в разных видах деятельности детей. С целью фиксации
сформированных навыков у ребенка специалистами ДОО во время занятия
ведется мониторинг развития. В которомуказаны все формируемые навыки
пяти образовательных областей, с учетом уровня развития ребенка, даты
занятия и оценки выполнения. Для оценки уровня развития используется
балльная система, которая дает возможность количественно отразить
результаты динамики развития в процессе и по окончании коррекционной
работы. Оценка отражает степень самостоятельности ребенка: выполняет ли
он учебную задачу самостоятельно либо со значительной или частичной
физической помощью, по образцу, подражанию или по инструкции.
Фиксирование результатов развития является удобным, относительно
простым, не требует от педагога большого количества сил и времени.
Одними из основных стратегий социальной адаптации детей дошкольного
возраста с РАС в ДОО являются:
1. Изучение

индивидуальных

психолого-педагогических

индивидуальностей ребенка.
2. Психологическая защита семей.
3. Организация непосредственно - окружающей среды.
4. Организация времени.
5. Социальные истории.
6. Сенсорные перерывы.

Рассмотрим каждую из упомянутых стратегий социальной адаптации
подробнее.
1.

Изучение

индивидуальных

психолого-педагогических

особенностей

ребенка.
При

изучении

психолого-педагогических

индивидуальностей

ребенка

необходимо учитывать параметры, которые влияют на успешность процесса
социальной адаптации:
- сформированность непосредственно коммуникативных навыков;
- уровень когнитивного развития ребёнка;
- уровень развития самих социальных навыков;
- сформированность возможных навыков самообслуживания;
-эмоционально-волевое развитие (аффективное их проявление);
- самостоятельность ребёнка;
- интересы и увлечения самого ребенка.
В соответствии с полученными данными определяются сферы помощи, в
которых нуждается ребенок для успешной социализации.
2. Психологическая поддержка семей.
Но очень часто, мы наблюдаем, что появление в семье ребенка с
ограниченными возможностями здоровья приводит к состоянию стресса у
родителей, который может длится годами.»
«Аутизм ребенка можно воспринимать как „крест", как наказание, а можно и
как стимул к собственному развитию, необходимому для того, чтобы как
можно лучше помочь ребенку на его нелегком жизненном пути. Помогая
совершенствоваться ему, приходится совершенствоваться самому. Можно
всю жизнь страдать, можно смириться и принять ситуацию как неизменную,
можно не оставлять усилий. И этот выбор каждый родитель делает сам».

«Психологическая поддержка семей начинается с момента первичной
консультации родителей. В процессе оказания психологической помощи
семье необходимо обратить внимание родителей на понимание основных
потребностей ребенка, познакомить их с методами и способами работы,
направленных на преодоление негативных форм поведения и формирование
навыков самообслуживания. Необходимо предоставлять психологическую
информационную поддержку семьям, имеющим детей с РАС».
3.Организация окружающей среды.
«Авторы Гилберт К. и Питерс Т. отмечают, что: – «адаптация и
последовательное изменение окружающей среды ведет к улучшению
навыков

социального

взаимодействия,

коммуникации,

формированию

адаптивного поведения у детей с РАС.» «Также авторы подчеркивают, что: –
«необходимым

условием

эффективной

помощи

ребенку

является

противодействие хаосу, существующему в психике этих детей, и создание
порядка – структуры их деятельности».
«Хаустов А. В. в своей статье пишет о том, что: – «правильная организация
пространства

дает

аутичному

ребенку

возможность

лучше

усвоить

социальные функции различных предметов, помещений, сформировать
способы социально приемлемых действий с предметами, ситуативные
социально-поведенческие паттерны и коммуникативные навыки». Автор
выделяет

следующие

условия:

-

«окружающая

обстановка

должна

характеризоваться упорядоченностью и умеренностью.» Хаустов А.В.
подчеркивает: - «роль подсказок (ориентировочных, коммуникативных и
социально-поведенческих),

помогающих

ребенку

ориентироваться

в

окружающем мире и формирующих адаптивное социальное поведение».
4. Организация времени.
«Процесс социальной адаптации зависит от правильной организации времени
и режима дня. Для организации времени используется визуальное

расписание.

Структура

расписания

определяется

индивидуальными

особенностями ребенка и его умениями. Визуализированное расписание
занятий

–

это

один

из

важнейших

составных

компонентов

структурированной среды обучения, который сообщает ребенку с аутизмом,
какие занятия будут проводиться и в какой последовательности» [37].
Режим дня – это последовательность событий, непосредственно социальных
действий, происходящих в течение всего дня. При этом важна наглядная
демонстрация последовательности всех событий или видов деятельности при
помощи фотографий.
5.Социальные истории
«Как уже отмечалось выше, дети с РАС испытывают определенные
трудности в социальном взаимодействии, им сложно посмотреть на
ситуацию с точки зрения другого человека. Для решения этой проблемы в
поведенческой

терапии

используются

социальные

истории,

которые

помогают детям понять социальную ситуацию. «Метод социальных историй
был разработан Грей К. в 1991 году. С помощью данного метода адекватное
социальное поведение объясняется ребенку в форме историй».
6.Сенсорные перерывы
«Впервые на связь поведенческих трудностей, оказывающих влияние на
процесс

социальной

адаптации,

и

процессов

обработки

сенсорной

информации указала Айрес Э. Дж. Разработанная автором теория сенсорной
интеграции помогает понять связь этих процессов и причины возникновения
сенсорной перегрузки».
«В результате сенсорной перегрузки возникают атипичные реакции на
сенсорные раздражители (слуховые, зрительные, тактильные, обонятельные,
вкусовые, двигательные). При попытке верно оценить окружающую
обстановку, дисбаланс в организации сенсорного восприятия, включающий
как гиперчувствительность, так и гипочувствительность к различным

сенсорным стимулам, может вызвать стресс и беспокойство. В результате
сенсорной перегрузки у ребенка могут проявиться негативные формы
поведения такие как крики, раскачивания из стороны в сторону, удары
головой, многократное повторение фразы, разбрасывание предметов и
другие. Таким образом когда дети с РАС встречают на себе сенсорную
перегрузку или стресс, они часто переключаются на «стимулы» или
самостимулирующие виды поведения, пытаются так уйти самостоятельно от
стрессовой ситуации. Если в ситуации такого разрушающего стресса
предложить им стимулирующие игрушки, такие как мягкие мячики,
резиновые игрушки, это поможет сократить степень возбуждения и дать им
возможность найти социально подходящий способ снять стресс.»

На

основе документов федерального

разрабатывает

уровня образовательная организация

локальные документы в

части

организации

учебного

процесса детей с расстройством аутистического спектра. Согласно пункту 4
статьи 79 ФЗ № 273 образование обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими
обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных
организациях,
Специальные

осуществляющих образовательную деятельность.
условия

получения

образования должны обеспечивать

реализацию особых (специальных) образовательных потребностей, которые
для детей с РАС : АОП РАС (инд); Модель – сопровождения ребенка РАС;
Примерная программа для детей РАС; рабочая программа РАС; Нормативноправовое обеспечение деятельности групп для детей с РАС.
Перечислены следующие методы и подходы в работе с детьми с
расстройствами аутистического спектра (РАС) в ДОО:
1. Сенсорное

развитие.

Занятия

проводятся

за

столом,

чтобы

сформировать учебное поведение. Используются игры с красками,
водой, льдом, мыльными пузырями и другие.

2. Формирование

базовых

навыков

коммуникации.

Развиваются

следующие навыки: совместное внимание, удовольствие, социальная
вовлечённость, имитация.
3. Общее развитие. Применяются сортеры, вкладыши, пазлы и другие
игры.
4. Развитие речи. Работа над пониманием речи, формирование бытового
словаря, понимание инструкций.
5. Формирование

собственной

речи.

Использование

подражания,

эхолалии, обогащение словаря.
6. Работа

с

эмоциями.

Используются

карточки-схемы,

смайлики,

заучивание относительно ситуации.
7. Работа над речевым этикетом и знакомство с социальными правилами.
Также для успешной коррекции требуется качественное взаимодействие всех
участников образовательного процесса с родителями.

2.1.Анализ полученных данных на основе социальнопсихологический тренинга и выделение общих факторов.

Социально-психологический тренинг является одним из методов активного
обучения и психологического воздействия, осуществляемого в процессе
интенсивного группового взаимодействия. Основные цели социально –
психологического тренинга заключаются в направленности на повышение
компетентности в сфере общения, в котором общий принцип активности
обучаемого дополняется принципом рефлексии над собственным поведением
и

поведением

других

участников

групп.

Для

такой

рефлексии

и

саморефлексии в группе создаются максимально благоприятные условия,
основанные на ряде принципов. К основным принципам социальнопсихологического тренинга относят :

• качественные изменения процессов общения в группе;
• активную позицию участника тренинга;
• ограничение обсуждения -событий лишь в рамках тренинга («здесь и
теперь»);
• персонификацию высказываний;
• намеренную межличностную обратную связь;
• высокую степень включенности эмоциональной сферы участников.
Основные задачи социально – психологического тренинга заключаются в:
1.

Приобретении

психологических

знаний,

взглядов

различных

психологических школ на личность человека, процесс взаимодействия
людей, приемы эффективного общения.
2. Приобретение внешне выражаемых умений и навыков общения: в парном
взаимодействии, в составе группы, при вступлении в контакт, при активном
слушании, т.е. обогащение техники и тактики общения.
3. Коррекции коммуникативных установок, таких как партнерство —
взаимодействие

с

позиции

силы,

искренность

—

манипуляция,

вовлеченность — избегание общения, настойчивость — соглашательство, т.е.
выработка собственных стратегий общения.
4. Адекватном восприятии себя и других в ситуациях общения.
5. Развитие и коррекция личности, ее глубинных образований, решение
личностных экзистенциальных проблем.
Психологи выделяют пять основных этапов развития группы СПТ:
1) вступление; цель — создание установок на участие, активность,
необычность, доверие к психологу;

2) игровое общение; цель — создание атмосферы психологической
безопасности, общего «Мы»;
3) конфронтация; цель — помощь во внутренней перестройке участников и
выражении негативных состояний;
4) личностное общение; цель — помощь в создании «открытого» общения
участников тренинга;
5) клуб общения (творческое общение) за пределами тренинга; цель —
закрепление отношений между участниками тренинга, планирование и
осуществление их дальнейшего самостоятельного развития.
Каждое занятие социально-психологического тренинга включает четыре
этапа:
1. Создание единого психологического пространства, а также обратной связи
(отдельный участник, вся группа и наоборот).
2. Проведение дискуссий, игры или интервьюирования для создания
ситуаций рефлексии.
3. Решение конкретных задач, овладение знаниями, навыками, умениями, а
также достижение иных развивающих или коррекционных целей.
4.

Релаксационные

восстановительные

упражнения

для

снятия

психологической напряженности и подведение итогов занятия.
Каждый этап, в свою очередь, предполагает соответствующие фазы:
• определение целей, темы дискуссии, характера проблемы, ориентацию на
них участников занятия;
• круговая дискуссия по обсуждаемой проблеме, сбор информации,
суждений, мнений, новых идей, предложений от всех ее участников;
• упорядочение информации и ее обсуждение;

• обоснование альтернатив и совместная их оценка;
• подведение итогов дискуссии, совместное резюмирование;
• сопоставление целей занятия с полученным результатом;
• снятие психологической нагрузки, подведение итогов занятия.

Анализ:
Педагоги (спициалисты) об сопровождение детей с РАС в дошкольной
организации:
1. Взаимодействовать с ребёнком, только когда он готов к этому.
2. Принимать его таким, какой он есть.
3. Научиться улавливать изменения в поведении ребёнка, не давать ему
выйти в деструктивную деятельность.
4. Придерживаться определённого режима дня.
5. Соблюдать ежедневные ритуалы.
6. Вступать в тактильный контакт с ребёнком, только когда он сам просит
об этом.
7. Не повышать голос и не издавать громких звуков.
8. Не выпускать ребёнка из поля своего зрения.

Родители (законные представители) об сопровождение детей с РАС в
дошкольной организации:
1. Взаимосвязь специалистов дошкольной организации и родителей.
2. Комплексная

психолого-педагогическая

помощь

семье, обучение

родителей и других членов семьи методам взаимодействия с ребёнком
с РАС.

3. Взаимодействие с врачами-специалистами для контроля состояния
здоровья детей и оказания своевременной помощи.
4. Просветительская работа о проблемах детей с РАС и их семей с
помощью семинаров и консультаций.

3. Рекомендации и практическая реализация по использованию
внедрения эффективных методов работы с детьми РАС в группах ДОО
по социально - психологическому сопровождению.

Налаживание контакта с родителями воспитанников группы с детьми РАС
является одним из основных факторов продуктивной и результативной
коррекционно-развивающей работы. В рамках функционирования группы
предусмотрено

полное

сопровождение

семьи

и

ребенка

всеми

специалистами. Внедрение разработанного отдельного плана сопровождения,
который курируется закрепленнымтьютором. Взаимодействие с родителями
должно выстраиваться в несколько этапов. Индивидуально!
Первый этап – подробный сбор анамнеза, семейной ситуации, проведение
входной

диагностики.

Этот

этап

позволит

специалистам

собрать

максимальное количество данных о детях с РАС и их семье, а так же,
оценить степень принятия родителями ребенка и его особенностей. Уточнить
степень включенности родителей в работу с ребенком.
Второй этап – выявление наиболее актуальных тем для консультативных
бесед. На данном этапе родители могут предоставить тьютору список
вопросов к специалистам, а те, в свою очередь, подготовят развернутые
консультации. Так же, на этом этапе, педагог-психолог подготовит лист со
ссылками на Интернет-источники, которые актуальны в ситуации воспитания
особого ребенка, в частности, ребенка с расстройствами аутистического
спектра. Для родителей подбираются проверенные Интернет-источники, где
они могут найти интересующую информацию, задать вопросы, изучить опыт
других родителей. Более того, функционирует сайт детского сада и сайт
ресурсной группы с регулярно обновляющейся и пополняющейся актуальной
информацией,

консультациями,

рекомендациями,

видео

занятиями.

Использование Интернет-ресурсов в консультативной и просветительской

деятельности с родителями является, современным, экономичным и удобным
средством достижения поставленных целей.
Третий этап – рекомендации. Реализации адаптированной основной
образовательной программы дошкольного образования – это совместный
процесс, в котором родители являются таким же звеном, как и специалисты.
Поэтому выполнение родителями рекомендаций, данных специалистами,
напрямую коррелирует с успехами ребенка на занятиях и в социальных
ситуациях. Родителям давались конкретные, четкие рекомендации по
организации режима дня, труда и отдыха, системе поощрений, задания для
выполнения дома. Тьютор ежедневно должен беседовать с родителями,
помогала преодолеть сложности, отвечать на возникающие вопросы.
Четвертый этап – включение вновь прибывших родителей в сложившийся
родительский коллектив. Общение между родителями важный аспект для
комфортной обстановки внутри группы. Включение вновь прибывших
родителей в родительское сообщество позволяет решить сразу несколько
задач, одна из которых – обмен опытом. Плюс ко всему, личное общение
родителей группы происходило в формате «маршрута выходного дня» на
различных локациях города.
Пятый этап – беспрерывное обучение. Формат онлайн и офлайн обучения
детей плотно закрепился в практике образовательных организаций после
пандемии и зарекомендовал себя как, довольно продуктивный способ работы
с детьми, которые не могут посещать занятия по каким-либо причинам. В
работе с конкретным ребенком непрерывное обучение позволит наиболее
безболезненно пройти адаптацию, во время которой он часто болеет или не
посещает группу, избежать отката в достигнутом прогрессе. Непрерывное
обучение в онлайн занятиях, когда тьютор инструктирует и контролирует
мать, выполняющую роль помогающего взрослого в выполнении ребенком
заданий

по

действующему

заданию

должны

быть

адаптированы

специалистами для правильного и удобного выполнения в домашних

условиях. Так же, занятия в онлайн формате способствуют правильной
выработке домашней системы поощрения и режима активности и отдыха.

Правила работы с особенными малышами
1. Строго соблюдать режим. Повторяющиеся изо дня в день ритуалы делают
жизнь детей-аутистов проще, понятнее, а главное – спокойнее.
2. Показать, что нужно сделать. Особенные малыши лучше воспринимают
визуальную информацию. Поэтому один раз показать картинку лучше, чем
повторить просьбу 10 раз.
3. Говорить четко, кратко, конкретно. Не нужны ребенку сложносочиненные
многоэтажные предложения – он не сможет внимательно дослушать их до
конца и добраться до сути сказанного. Поэтому стоит отдать предпочтение
простым, коротким фразам: «Гулять?», «Голова болит» (а не раскалывается
на части).
4. Набраться терпения. Не нужно ожидать моментальной реакции от аутиста,
не стоит его подгонять, часто повторять один и тот же вопрос – это может
лишь усугубить ситуацию.
5. Разговаривать спокойно, без надрыва, без раздражения. Важен ровный
эмоциональный фон, в котором нет и намека на агрессию, опасность.
6. Обеспечить сенсорную разгрузку. Гиперчувствительность к внешним
раздражителям очень утомляет. Поэтому малышу нужен ритуал, который
поможет снять избыточное напряжение: крепкие объятия, несколько минут в
тишине в темной комнате или кусочек пупырчатой пленки в руках, которую
можно потихоньку теребить.
7. Хвалить и поощрять! В моменты, когда ребенок не делает ничего плохого.
Поводы для похвалы могут быть самые разные, как и ее выражение:
например, погладить по спине за выполненное задание.

Коррекционная поддержка детям с расстройствами аутистического спектра
жизненно необходима. Только совместные действия специалистов –
педагогов, психологов, дефектологов, логопедов и родителей помогут
достичь положительных изменений, сделать окружающий мир более
понятным и менее опасным для маленького аутиста.
Индивидуальное сопровождение воспитанника группы с РАС

Выявле Образова Задачи

Методы,

нные

тельная

упражнения

пробле

область

приемы,

мы
Зритель Социальн Учить
ный

о-

устанавливать «Кто это?», «Где Ваня?»,

зрительный контакт (1 – 5 «Где тетя?». (Стребелева

контакт коммуни секунд);
устанав кативное
ливает
на
коротко
е время

развитие

Е.А. стр 8)

Учить

проявлять

эмоциональную реакцию
на ласковое обращение к
нему

«Испечем оладушки»,

знакомого «Кто

взрослого;

спрятался»,

это», «Ку-ку»

Формировать потребность Стребелева стр. 7
эмоциональноличностного контакта со
взрослым;
Формировать
взора

на

«Позови петрушку»,
фиксацию
яркой

и

«Кто в домике живет»

«Кто

озвученной
действиях

и (Стребелева стр79)

игрушке
с

ней

(прослеживание

за

ее

по Дидактические
Познават перемещением
игры:
горизонтали и вертикали «Прокати шарик», «Собери
ельное
развитие на расстояние 30 см) мозаику»,
«Постучи
Научить
взгляд

на

объектах.

удерживать молотком».
предметах,
Игры с кубиками

и

мячиками (Бах, упало)
Прослеживать взглядом за
упавшим предметом.
Не

Познават Формировать

умение Сделай как я.

имитир ельное

имитировать

ует

других (постучи по столу,

развитие

действия

действи

помаши, поздоровайся за

я

руку,

других

ведро, шарик в бутылку,

положи

кубик

стукни молотком)
Соверш Познават Учить
ает

ельное

однооб развитие
разные,
стереот
ипные
действи
я

с

предмет
ами

совершать «Построим

действия со строительным «Построим мост»
материалом (кубиками).

башню»,

Нет

Речевое

активно развитие
й речи,

понимать Дидактическая игра

Учить

обращенную речь;

выполнять это? Что это?»

Учить

огранич

«Укажи и покажи» «Кто

единичные команды

ено
понима

Учить

ние

выполнять

речи

одноступенчатую

понимать

и

инструкцию взрослого.
(сядь,

встань,

помаши

«пока», «привет», дай мне
руку).
Формировать

умения

пользоваться рукой как
средством коммуникации,
выполняя согласованные,
направленные на другого
человека движения рукой, Игры

Социальн
окоммуни

по

методике

Е.

телом и глазами

Железновой

Способствовать

«Наши ручки», «Мошка»,

привлечению

внимания «Кубики»,

«Оладушки»

ребенка голосу взрослого (Е.А. Стребелева стр7)

кативное Формировать
развитие

двигательное
подкрепление
эмоциональной реакции

Низкий Познават Учить

находить Игры в сухом бассейне, с

уровень ельное
зритель развитие
но-

предметы, игрушки.
Учить

дотягиваться

мячиками
до

из

разного

материала

интересного предмета.

моторн
ой

Учить

коорди

предмет в руке

рассматривать Игры с кубиками (строим
башню)

нации
Учить

перекладывать «Поймай

мяч»,

предметы из одной руки в «Прокати
другу.
Учить

«Бусы»,
шарик»

(Стребелевастр 82 -83)
манипулировать

предметами
Слабо

Физическ Имитирует движения

развита ое
тонкая

Игры
зале

развитие

в

физкультурном

«бежим»,

«прыгаем».

«идем»,

Игры

в

большом сухом бассейне.

мотори
ка рук

Игра

с

массажными

мячиками «Ходит ёжик без
дорожек»,
игра
Учить
самомассажа

приемам

с

массажными

ковриками

«Колючий

ёжик»

Игры

по

методике

Е.

Железновой
«Наши ручки», «Мошка»,
«Кубики».

Познават Учить

выполнять

ельное

движения кистями рук по

развитие

подражанию

Игры

с

мячами

«Кати

мяч».

с

использованием

Игра

соответствующих

«Спрячь

мягкий

мячик»,

стихотворных текстов.

Игры

с

пищащими

игрушками.
Учить

сжимать

и

разжимать кулаки

Игры в сухом бассейне
(фасоль,

песок,

крупы,

тесто)
Учить

выполнять «Найдем

игрушку»,

движения кистями рук по «Спрячь игрушку».
подражанию

Рисование
красками
Художест
венно-

Учить

выполнять

эстетичес движения кистями рук по
кое
подражанию
развитие

пальчиковыми

Не

Художест Воспитывать интерес к Проведение

проявля венноет

горизонтальных

эстетичес изобразительной

интерес кое
к

процессам

развитие

рисован

деятельности.
Учить

за

взрослого,

совершать

лепке

действия

совместно со взрослым
(рука в руке)
Обучать

линий

(взрослый рукой ребенка)

наблюдать

действиями

ию,

вертикальных

и

Действия с кинетическими
песком, цветным тестом,
шариковым пластилином.

рисованию

пальчиковыми красками,
толстыми фломастерами.
Стимулировать осознание
связь между движением
руки и линиями, которые
появляются

на

листе

бумаги.
Учить

выполнять

различные

действия

с

пластичными
материалами – мять и
разрывать

на

кусочки,

соединять их в целый
кусок.
Не

Познават Вырабатывать

сформи ельное
рованы развитие

навык Мытье рук по алгоритму

мыться рук по алгоритму

дома и в детском саду

культур
ногигиени
ческие
навыки

Учить
ложкой

пользоваться во время еды в детском
саду и дома держать ложку
и подносить её ко рту
самостоятельно

ВЫВОД

«РАС: - « являются достаточно распространенной проблемой детского
возраста и характеризуются нарушением развития коммуникации и
социальных навыков. Общими являются аффективные проблемы и трудности
развития активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой,
установка на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность
поведения детей.»
Эффективность работы с детьми с расстройствами аутистического спектра
(РАС) зависит от создания особых условий, в которых реально можно
сочетать психологическую, педагогическую, медицинскую и другие виды
помощи. Основные направления работы:
1. Осуществление

комплексной

коррекционной

работы

с

детьми,

направленной на реконструкцию психического развития ребёнка, его
социальную адаптацию и интеграцию в общество.
2. Разработка и реализация индивидуальных программ воспитания и
обучения детей на основе адаптированных коррекционно-развивающих
программ.
3. Взаимосвязь специалистов дошкольной образовательной организации и
родителей.
4. Комплексная психолого-педагогическая помощь семье, обучение
родителей и других членов семьи методам взаимодействия с ребёнком
с РАС.
5. Взаимодействие

с

врачами-специалистами

для

контроля

над

состоянием здоровья детей и оказания своевременной помощи.
6. Просветительская работа о проблемах детей с РАС и их семей с
помощью семинаров и консультаций.

Цель работы специалистов сопровождения — в максимальной степени
интегрировать ребёнка с РАС в коллектив сверстников и воспитательнообразовательный процесс.Таким образом, присутствует некий стереотип,
того

что

создание

социально-психологической

адаптации

детей

с

расстройством аутистического спектра идёт в очень длительной и сложной
форме. Это акцентируется совокупностью многих проблем, которые должны
быть закрыты специалистами. Очень многое становится не преодолимой
преградой на пути контакта таких детей с окружающим их социумом и
общения с другими людьми. Стоит учитывать и некоторые психологические
аспекты ребенка: негативизм, агрессивное непредсказуемое, не обдуманное
поведение. Всегда данное является защитным механизмом ребенка. Даже
самые элементарные навыки могут развиться достаточно трудно и долго. Но
даже они не каждый раз могут применятся в других, отличных от
комфортной, приятной и понятной среды, ситуациях, а порой ребенок может
даже их потерять. В связи с этим всю коррекционную работу приходится
составлять индивидуально для конкретного ребёнка.
Для отслеживания динамики развития и выбора наиболее целесообразных
методов

индивидуального

специалистами

ведутся

подхода

«Дневники

при

обучении

наблюдений»,

и

воспитании

«Индивидуальные

комплексные планы» и «Карты развития».
Средипроблемсистемыобразования

исемьи

в

условиях

цифровой

трансформации современного мира исследователи отмечают тенденции к
размыванию возрастных ориентиров и границ традиционныхпериодовжизни,
пространственно- временную индивидуализацию происходящих событий,
широкую вариативность потенциала образовательных возможностей школы
и

семьи.

Позитивному

разрешению

обозначенных

проблем

будет

способствовать мобильное приложение по психолого-педагогическому
сопровождению родителей детей дошкольного и школьного возраста.
Литература:

1. Коррекционная педагогика и специальная психология: Словарь: Учеб.
пособие / Сост. Н.В. Новоторцева: 4-е изд., перераб. и доп. СПб.:
КАРО. 2006. 144 с. 2.
2. Лубовский В.И. Особые образовательные потребности [Электронный
ресурс] // Психологическая наука и образование. 2013. № 5.
3. Юревич

С.Н.

Взаимодействие

дошкольной

образовательной

организации и семьи: учеб.пособие для академического бакалавриата /
С.Н. Юревич, Л.Н. Санникова, Н.И. Левшина; под ред. С.Н. Юревич. –
М.: Издательство Юрайт, 2018. – 181 с.
4. Водопьянова, Н. Е. Психодиагностика стресса./Н.Е.Водопьянова —
СПб.: Питер, 2009. — 336 с.: ил. (Серия «Практикум»).
5. Гулина, М. Терапевтическая и консультативная психология.[Текст]/
М.Гулина. – СПб.:Речь, 2001. – 352с.
6. Копьёв, А.Ф. Концепция диалога М.М.Бахтина в её приложении к
психологической практике //Культурно – историческая психология. –
2013. - №3. – С.2-10.
7. Психолого-педагогическая диагностика развития П86 детей раннего и
дошкольного возраста : метод, пособие: с прил. Альбома «Нагляд.
материал для обследования детей»/[Е. А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.
А. Разенкова и др.]; под ред. Е. А. Стребелевой. — 2-е изд., перераб. и
доп. — М. : Просвещение, 2004 — 164 с. +
8. Прил. (268. с. ил.). — 18ВМ 5-09-012040-4.
9. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
начального общего образования обучающихся с расстройствами
аутистического

спектра

/

http://fgos-ovz.herzen.spb.

ru/wp-

content/uploads/2015/10/08_%D0%9F%D1%80%D0%90%D0%9E%D0%9
E%D0%9F_%D 0%A0%D0%90%D0%A1_18.10.2015.pdf
10.https://appkk.ru/info/blog/metody_obucheniya_detey_autistov/
11.https://www.defectologiya.pro/zhurnal/soprovozhdenie_detej_s_rasstrojstvo
m_autisticheskogo_spektra_v_dou/

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».