Согласованно:
Совет МБДОУ Детский сад №1
Протокол № 5 от 17.08.2024г.
Утверждено:
Заведующая МБДОУ
Детский сад №1
_______ Н.Н. Бурмистрова
Приказ № 25 от 17.08.2024г.
Календарно -тематическое планирование
Групповых коррекционно – развивающих занятий с воспитанниками
1 младшей группы под руководством педагога-психолога с 1- 3 лет
Пояснительная записка
План включает в себя организацию психологического сопровождения
деятельности ДОУ по основным направлениям:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Содержание деятельности педагога-психолога реализуется с учетом возрастных
особенностей детей дошкольного возраста и специфики дошкольного образовательного
учреждения. Значительное внимание уделяется целенаправленной работе по
профилактике, поддержанию и коррекции нарушений в развитии детей.
План работы с детьми в возрасте от одного до трех лет разработан на основе
методических рекомендаций А.С. Роньжевой, а также диагностических материалов
"Психическое развитие детей от рождения до трех лет" под редакцией Е.О. Смирновой и
"Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста" под редакцией В.А.
Доскиной. Кроме того, в основу плана положена комплексная образовательная программа
для детей раннего возраста "Первые шаги", разработанная Е.О. Смирновой, Л.Н.
Галигузовой и С.Ю. Мещеряковой.
Цель работы с детьми в возрасте от одного до трёх лет:
Создание условий для полноценного психического и нервно-психического развития детей
раннего возраста, профилактика и коррекция возможных нарушений, а также поддержка
гармоничного развития личности ребёнка.
Календарный план работы с детьми в возрасте от одного до трёх лет
(План может включать различные направления работы в зависимости от конкретных задач
и условий дошкольного образовательного учреждения).
1. Диагностика развития:
Проведение первичной диагностики нервно-психического развития детей при
поступлении в группу (на основе рекомендаций В. А. Доскиной).
Регулярное наблюдение за поведением и эмоциональным состоянием детей.
*Фиксация результатов наблюдений и проведение повторной диагностики в
соответствии с методическими рекомендациями А. С. Роньжевой и Е. О. Смирновой.
2.Профилактическая работа: * Создание благоприятной эмоциональной атмосферы в
группе.
Организация развивающей среды, способствующей всестороннему развитию детей.
Проведение игр и упражнений, направленных на развитие основных психических
функций (восприятия, внимания, памяти, мышления).
3. Коррекционная работа:
Индивидуальный подход к детям с учётом их индивидуальных особенностей и
потребностей.
Подбор и адаптация методических материалов для коррекции возможных нарушений в
развитии.
*Взаимодействие с другими специалистами (логопедом, дефектологом) при
необходимости.
4.Образовательные занятия: * Проведение занятий на основе комплексной
образовательной программы «Первые шаги» (Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, С. Ю.
Мещерякова).
*Включение в занятия элементов, направленных на развитие мелкой моторики,
координации движений, речи и других важных навыков.
5.Взаимодействие с родителями: * Информирование родителей о результатах
диагностики и рекомендациях по развитию ребёнка.
Проведение консультаций и семинаров для родителей по вопросам воспитания и
развития детей раннего возраста.
Привлечение родителей к участию в образовательных и развивающих мероприятиях.
План может быть дополнен и уточнён в зависимости от конкретных потребностей и
особенностей детей в группе.
Формы работы:
Каждое занятие проводится в 2-3 этапа. Комплектование и количество
модулей (игр и упражнений), из которых состоит занятие, варьируются
педагогом.
Занятия длительностью от 5- 10 минут проводятся 1 раза в неделю. Каждое
из занятий повторяется по 4-5 раз, чтобы дети запомнили слова потешек и
песенок, правила игр.
Работа по каждому из разделов дополняется задачами, связанными с
профилактикой и торможением отрицательных эмоций. Их решение
достигается как в процессе индивидуальных, так и групповых занятий с
детьми, как психологом, так и воспитателем.
Приемы торможения отрицательных эмоций:
- переключение;
- игры с песком, водой;
- игры с бытовыми предметами;
- пальчиковые игры, сжимание пальцев (игрушки-пищалки);
- спонтанные, раскрепощающие движения (надувать щеки, рвать бумагу,
топать ногами);
- игры с озвученными игрушками (маракас, погремушка и т.д.).
Примерное перспективное планирование занятий детей 1,5-3 лет
Сентябрь
1. Наблюдение за детьми для оценки уровня адаптации к детскому саду и выявление
возможных трудностей.
2. Проведение индивидуальных занятий по развитию эмоциональной сферы
«Знакомство»; «Давайте дружить»; «Игрушки — потеряшки»; «Я и моя группа».
3. Диагностика уровня развития предметной деятельности и общения со взрослыми
(на основе методических рекомендаций А. С. Роньжевой и диагностических
материалов под редакцией Е. О. Смирновой).
4. Разработка индивидуальных программ развития для детей, нуждающихся в
дополнительной поддержке.
Октябрь
1. Продолжение наблюдения за адаптацией детей.
2. Проведение занятий по развитию мелкой моторики и координации движений
«Оторвали Мишке лапу — ГРУСТЬ»; «Пришиваем Мишке лапу — РАДОСТЬ»; «Мишка
и шишка — ЗЛОСТЬ»; «Сказочная страна».
3. Диагностика уровня развития речи и понимания речи окружающих (на основе
диагностических материалов под редакцией Е. О. Смирновой).
4. Организация совместных игр для развития коммуникативных навыков.
Ноябрь
1. Мониторинг динамики адаптации детей к детскому саду.
2. Проведение занятий по развитию восприятия цвета, формы и величины «Песочная
страна»; «Солнечные зайчики»; «Листопад»; «Восприятие формы. Поваренок»
«Восприятие цвета. Колобок «Кукляндия»
3. Диагностика уровня развития познавательной активности и интереса к
окружающему миру (на основе методических рекомендаций А. С. Роньжевой).
4. Разработка и проведение мероприятий по развитию внимания и памяти у детей.
Декабрь
1. Анализ полученных данных о развитии детей и корректировка индивидуальных
программ.
2. Проведение занятий по развитию навыков самообслуживания «Снежная страна»;
«Мы — волшебники»; «Зайка серенький»; «На прогулку»
3. Диагностика уровня развития игровых навыков и способности к совместной игре
(на основе диагностических материалов под редакцией Е. О. Смирновой).
4. Организация тематических занятий, направленных на расширение кругозора и
знакомство с окружающим миром.
Январь
1. Наблюдение за адаптацией детей к детскому саду, выявление возможных
трудностей.
2. Проведение индивидуальных занятий по развитию эмоциональной сферы.
«Девочки-матрешки»; «Мальчики — одуванчики»; «Сказка „Репка“. Дружба,
взаимопомощь»; «Страна Вообразилия».
3. Диагностика уровня развития предметной деятельности и общения со взрослыми.
4. Разработка индивидуальных программ развития для детей, нуждающихся в
дополнительной поддержке.
Февраль
1. Продолжение наблюдения за адаптацией детей.
2. Проведение занятий по развитию мелкой моторики и координации движений.
«Сказка „Теремок“. Обобщение: животные»; К. И. Чуковский «Федорино горе».
Обобщение: посуда; Л. Ф. Воронкова «Маша растеряша». Обобщение: одежда, обувь;
«Весёлые друзья»; «Путешествие в страну водицы».
3. Диагностика уровня развития речи и понимания речи окружающих.
4. Организация совместных игр с элементами ролевого взаимодействия для развития
коммуникативных навыков.
Март
1. Мониторинг динамики адаптации детей к детскому саду.
2. Проведение занятий по развитию восприятия цвета, формы и величины.
«Восприятие величины (широкий-узкий)»; «Восприятие величины (длинный-короткий)»;
«Восприятие величины (большой – маленький)».
3. Диагностика уровня развития познавательной активности и интереса к
окружающему миру.
4. Разработка и проведение мероприятий по развитию внимания и памяти у детей.
Апрель
1. Анализ полученных данных о развитии детей и корректировка индивидуальных
программ.
2. Проведение занятий по развитию навыков самообслуживания. «День смеха»;
«Прогулка в весенний лес»; «Мыльные пузыри»; «Дружные ребята».
3. Диагностика уровня развития игровых навыков и способности к совместной игре.
4. Организация тематических занятий, направленных на расширение кругозора и
знакомство с окружающим миром.
Май
1. Подведение итогов работы за год, анализ достижений и трудностей в развитии
детей.
2. Проведение итоговых диагностических мероприятий для оценки уровня развития
детей.
3. Разработка рекомендаций для воспитателей и родителей по дальнейшему развитию
детей.
4. Планирование работы на следующий учебный год с учётом полученных
результатов и выявленных потребностей.
Педагог – психолог: ______________________Сомова В.С.